¥ Экономика развивается циклически- это форма ее развития. Экономический цикл можно определить как временной интервал между двумя, качественно одинаковыми состояниями экономической конъюнктуры.
В процессе экономических циклов происходят периодические колебания уровней производства, занятости, инфляции, а также других макроэкономических параметров. В двухфазной модели цикла выделяют:
1. Фаза подъема (экспанции).
2. Фаза спада (рецессии).
А так же для определения длительности циклов определяются высшие и низшие точки состояния макроэкономической конъюнктуры. Временной промежуток между двумя высшими или низшими точками с одинаковой динамикой макроэкономической конъюнктуры называется длительностью цикла.
В четырех фазной модели:
1. Стадия подъема (оживление).
2. Бум (пик).
3. Сокращение.
4. Спад.
Глубокие спады называют кризисами, периоды длительных повторяющихся спадов или затяжные состояния упадка после кризиса называют депрессией.
В процессе экономического цикла реальный ВВП отклоняется от номинального значения, что фиксируется дефлятором ВВП. Вообще в экономическом цикле происходят колебания фактического объема производства (ВВП) около потенциального объема (ВВП). Они характеризуются показателем
дар
где Y фактический объем производства, Y* потенциальный объем производства.
Потенциальный объем ВВП – объем при полной занятости экономических ресурсов (не загружено 10% – 20% производственных мощностей, величина безработицы остается на естественном уровне 6,5% – 7,5(10)%).
Пик |
Спад |
Y |
Y* |
t (Годы) |
Y (ВВП) |
ty |
Подъем |
Пик(бум) |
Сокращение |
Оживление |
Спад |
Принято выделять несколько видов моделей экономический циклов:
1. Циклы Кинчена – 3.. 5 лет (краткосрочные циклы). Считается, что они обусловлены реконструкцией предприятий. Это ведет к изменению загрузки производственных мощностей, изменению занятости трудовых ресурсов, и как следствие к изменению экономической конъюнктуры. Эти же циклы в своих работах рассматривал Маркс и объяснял их также обновлением средств производства.
2. Классические (промышленные) циклы. Циклы Жублара. 8.. 12 лет. Они обусловлены реакцией, связанной со строительством новых предприятий и реформированием старых, что ведет к колебанию спроса и предложения не только на продукцию, но и оборудование и строительство новых зданий.
3. Длинные циклы (циклы Кондратьева). 40.. 60 лет. «Длинные волны». Он объяснял эти циклы переходом от одного технологического способа производства к другому.
Все вышесказанное относится к материальным основам экономических циклов. Их причины указываются в рамках различных экономических теорий и разработанных на их основе экономических моделях. Сейчас нет единой теории экономических циклов, а следовательно и нет однозначного толкования причин их возникновения.
Следует отметить, что в зависимости от характера изменения макроэкономических параметров в процессе экономического цикла их можно разделить на:
1. Проциклические:
– имеющие высокую согласованность с динамикой цикла:
1) совокупный выпуск экономической продукции;
2) скорость обращения денег;
3) краткосрочные ставки процента;
4) прибыль, получаемая хозяйствующими экономическими субъектами.
– имеющие низкую согласованность с динамикой цикла:
1) производство товаров повседневного спроса, потребления;
2) производство с/х продукции;
3) добыча природных ресурсов;
4) цены на с/х продукцию и природные ресурсы;
5) долгосрочная ставка процента.
2. Контрциклические:
1) Запасы готовой продукции.
2) Запасы факторов производства.
3) Уровень безработицы.
4) Уровень банкротств и т.д.
3. Ациклические – индивидуальны для каждой страны (например, величина экспорта для США).
Кроме этого, проциклические делятся на опережающие (их максимум достигается перед достижением фазы пика и спада экономической активности)-число вновь созданных предприятий, средняя продолжительность рабочей недели, индексы фондовых рынков, прибыли корпораций и так далее).
Запаздывающие - удельный уровень оплаты труда, средний уровень процентной ставки и так далее.
Соответствующие – ВНД, уровень безработицы, личные доходы, цены производителей, процентные ставки Центрального банка, заявки на рекламу.