Функции выборов

Выборы выполняют ряд основных функций:

- Выражение интересов различных социальных слоев и групп.

- Обеспечение возможности смены власти (элит) мирным путем.

- Формирование органов государственной власти.

- Мирное разрешение конфликта между политическими силами и их лидерами, претендующими на властей.

- Политическая социализация и мобилизация граждан.

Это наиболее общие функции выборов, присущие стабильным политическим системам. К ним могут быть добавлены другие, характерные для стран, вступающих на путь демократизации. Это:

- Возможность узаконить новую политическую систему, основанную на принципе разделения власти.

- Формирование и легитимация многопартийной системы.

- Рекрутирование политической элиты, ее обновление, появление новых лидеров.

- Способ презентации политических партий, общественных объединений, их раскрутка и возможность увеличения численности.

- Способ манипулирования общественным мнением, общественным сознанием и др.

Политические выборы могут приобрести действительно демократический характер при соблюдении следующих общих принципов:

1. Обязательность выборов означает, что они являются единственно легитимным способом формирования государственной власти.

2. Периодичность выборов позволяет гарантировать сменяемость выборных лиц по итогам голосования. Процедура проведения периодичных выборов должна войти в привычку, как граждан, так и власти. Вся политическая элита должна быть заинтересована в принятии такого избирательного законодательства, которое давало бы ей возможность после поражения на очередных выборах – выиграть их в следующий раз, через определенный период.

3. Всеобщность избирательного права.

Политические выборы осуществляются на основе избирательного права закрепленного в конституции и соответствующем законодательстве государства.

Соблюдение общих принципов, признаваемых мировым сообществом, позволяет предоставить выборам действительно демократический характер.

1. Обязательность выборов означает, что выборы являются единственно легитимным способом формирования государственной власти.

2. Периодичность выборов, позволяет гарантировать переменность выборных лиц по итогам голосования.

3. Всеобщность избирательного права. Этот принцип означает, что все граждане, достигшие возраста социально-политической дееспособности, независимо от их пола, расы, национальности, социального положения, религиозных и политических убеждений, имеют право выбирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы власти. Возраст социально-политической дееспособности определяется законом. В большинстве государств граждане получают избирательные права с восемнадцати лет. Это своего рода ограничения принципа всеобщности избирательного права - ценз. Существуют и другие цензы, ограничивающие избирательное право (особенно пассивное) дополнительными условиями.

Ценз оседлости - избирателем или кандидатом может стать только тот, кто прожил в данной местности (стране) не менее установленного законом срока. Например, для парламентских выборов в США установлено ограничение в один месяц, в Норвегии - не менее десяти лет, в Ирландии этот ценз выраженный в требовании иметь место для сына.

Ценз гражданства распространяет пассивное избирательное право только на граждан по рождению.

Возрастной ценз для реализации пассивного избирательного права, как правило, выше двадцати лет. В Украину кандидатом в президенты может стать гражданин не моложе тридцати пяти лет, а депутатом Государственной Думы - не моложе двадцати одного года.

Имущественный ценз - владение имуществом или фиксированной величиной дохода. В современном мире в открытой форме подобный ценз встречается редко. Часто кандидат, чтобы быть зарегистрированным, обязан внести имущественный залог.

Ценз пола, ограничивающий участие женщин в выборах, сохраняется в некоторых мусульманских странах, например, в Саудовской Аравии, Кувейте, Иордании.

В некоторых странах существует ценз грамотности, когда для получения права голоса требуется свидетельство об образовании. В других же странах для неграмотных вводится специальная упрощенная система голосования.

Моральный ценз устанавливает определенные моральные требования, предъявляемые перед избирателем, например, запрет на участие в выборах людей, лишенных родительских прав, отбывающих наказание по приговору суда. В разных странах устанавливаются дополнительные цензы. В Великобритании особый ценз установлен для членов партии лордов (они не имеют права участвовать в голосовании), а служители церкви не могут быть избраны в Палату Общин.

4. Альтернативность выбора предполагает наличие двух и более претендентов на власть и состязательность между ними. Нет смысла проводить выборы из одного кандидата, однако, и при видимой альтернативности выборов это условие может быть не выполнена. Например, реально на власть претендует один кандидат, а остальные приглашаются им для создания демократического антуража. Действительно свободные и честные выборы требуют предоставления реальных возможностей для презентации своих программ всех кандидатов.

Это означает:

  • Равное количество голосов для всех избирателей. Чаще это требование выражено в формуле "Один человек - один голос". В некоторых странах каждый избиратель может наделяться несколькими голосами. Например, на выборах депутатов Государственной Думы России избиратель обладает двумя голосами, что объясняется использованием смешанной системы голосования.
  • От одинакового количества избирателей выбирается одинаковое количество депутатов, требует создания примерно равных по численности выборных округов. В этом случае голоса избирателей имеют одинаковую "вес".

Известны и другие способы нарушения этого принципа:

  • Неравномерное по численности нарезания избирательных округов. При использовании мажоритарной избирательной системы подобная ситуация означает, что "вес" избирателей неодинакова. Норма представительства избирателей в малочисленных округах будет выше, чем в более населенных округах. Для избежания подобного законодательства большинство стран устанавливает предельные нормы отклонения в численности избирателей в округах. В США неравенство в нарезке округов было ликвидировано в 1960-е годы XX в. Считается приемлемым, если на выборах в Конгресс разница в количестве жителей округов составляет 2%, а сами округа зависимости от демографической динамики и итогов переписи каждые десять лет перенаризаються.
  • Манипуляции с определением географических границ округов. Подобная практика позволяет любым политическим силам с помощью подконтрольных избирательных комиссий собирать голоса их противников в одних округах и обеспечивать преимущество "своим" кандидатам в других.
  • Наделение отдельных групп граждан дополнительными голосами (подобная практика может наблюдаться на ранних этапах процесса демократизации однопартийных тоталитарных или авторитарных режимов, когда правящая элита пытается сохранить за собой контроль над законодательным органом). Например, первые альтернативные выборы, проведенные в СССР в 1989 p., наряду с голосованием в избирательных округах, предусматривали выборы депутатов от общественных организаций членами этих организаций.

5. Равные права кандидатов позволяют реализовать пассивное избирательное право гражданина. Все кандидаты должны иметь одинаковую возможность для выдвижения, агитации, доступа к средствам массовой информации. Исходя из этого, законодательством многих стран предусмотрено ограничение избирательных расходов и суммы частных пожертвований в фонд кандидатов, частичное государственное финансирование избирательной кампании зарегистрированных участников. Использование подобной практики преследует и другую цель - ограничение лоббизма отношении политических партий (кандидатов), победивших, со стороны субсидируя групп. Государство берет на себя финансирование или всех зарегистрированных кандидатов, или тех, кто обладает определенным уровнем общественной поддержки.

6. Соблюдение закона при проведении выборов на всех стадиях.

7. Свободное волеизъявление избирателей и гарантии тайны голосования. Тайна голосования необходима для того, чтобы избежать возможного преследования избирателей со стороны государственных органов и общественных объединений по политическим мотивам. Более того, гражданин имеет право не ходить на выборы (принцип добровольного голосования). Тем самым он выражает свое отношение к политическим процессам, определяется словом абсентеизм. Абсентеизм стал довольно частым явлением. Однако это негативно влияет на политическую жизнь, потому что выборы, на которых появилась меньшинство избирателей, не отражают реальной политической картины. Может победить не та партия, чью программу поддерживает большинство общества, а та, которая сумела за счет партийной дисциплины обеспечить явку своих немногочисленные сторонников на выборы. В абсентеизма есть еще один негативный аспект - при низкой активности избирателей выборы могут быть признаны такими, которые не состоялись. В этом случае назначаются новые выборы, что значительно увеличивает расходы на организацию выборов. Для борьбы с абсентеизм в некоторых странах (Австралии, Бельгии, Италии, Греции) введен институт обязательного участия в выборах, используются штрафы, лишение на определенный срок водительских прав. В Турции предусматривается заключение на определенный срок. Тайна голосования обеспечивается особыми средствами: отсутствием нумерации (исключение - Индия), единообразием всех бюллетеней и их заполнением в изолированных кабинах.

8. Прозрачность выборов позволяет обеспечить открытый характер выборов и доверие к ним. Данный принцип реализуется в предоставлении общественности права наблюдать за избирательным процессом через институт наблюдателей (в том числе международных) и СМИ, а также права знать, от кого и откуда кандидаты и партии получают деньги и сколько их тратят на избирательную кампанию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: