Р2—уровень цен при повышенном спросе

Эта концепция основана на учении А, Смита о свободе рын­ка, о неограниченной свободной конкуренции. Как утверждает Ж. Сей, сами законы рынка делан» невозможными как пере­производство, так и недопотребление общественного продук­та. Это положение о бескризисной реализации общественного продукта получило название «закон Сея».

Последователи классической школы в наше время утвержда­ют, что рыночная экономика не нуждается в государственном регулировании совокупного спроса и совокупного предложе­ния. Рыночная экономика — это саморегулирующаяся рыночная система, в которой автоматически обеспечивается равенство доходов и расходов при полной занятости ресурсов. Инструмен­тами саморегулирования служат цены, заработная плата и про­центная ставка, колебание которых предполагает уравнивание спроса и предложения. Вмешательство государства приносит только вред.

Кейнсианская школа полагает, что экономика развивается не так гладко, а заработная плата, цены и процентная ставка настолько гибки, что могут привести к соответствию спроса и предложения на макроэкономическом уровне (рис.).

Зара­ботная плата на основе официального законодательства и до­говорной системы может снизиться, а безработица может реально возрасти. В период депрессии падение совокупного спроса приведет к падению объемов производства и сокраще­нию спроса на труд.

Классическая школа считает, что кривая совокупного предложения АS имеет вертикальный вид, а изменение сово­купного спроса влияет только на уровень цен, но не затраги­вает объемов производства и занятости трудовых Кейнсианская школа полагает, что кривая совокупного предложения является либо горизонтальной в период глубокого спада и неполной занятости ресурсов, либо восходящей в период подъема экономики и увеличения занятости ресурсов.

АS

 

A,D,

Q Q,

Макроэкономическое равновесие (модель кейнсианской школы)

 

Валя, подредактируй рисунок Макроэкономическое равновесие (модель кейнсианской школы)

АS — совокупное предложение;

АD — совокупный спрос на исходном уровне; а А1D1— совокупный спрос на повышенном уровне;

Qобъем ВНП при исходном совокупном спросе;

Q1— объем ВНП при повышенном спросе.

Краткие выводы

1. Основные признаки национальной экономики — наличие тесных экономических связей между хозяйствующими субъек­тами страны; общая экономическая среда, в которой действу­
ют хозяйствующие субъекты; общая система экономической
защиты.

2. Национальная экономика должна стремиться к динами­ческому равновесию, равновесию совокупного спроса и совокупного предложения, равновесию спроса и предложения де­нег, равновесию на рынке труда и т.д.

3. В современной экономике государство выполняет сле­дующие основные функции: формирование правовой основы экономической деятельности, защита и развитие конкуренции; организация производства товаров и услуг общественного пользования; перераспределение доходов и т.д.

4. Система национальных счетов позволяет применять ста­тистическую информацию для оценки и анализа макроэконо­мических процессов в любой стране мира. Валовой нацио­нальный продукт, произведенный в течение года, —- основной показатель экономического состояния общества.

5. ВВП — это рыночная стоимость товаров и услуг, произ­веденных с использованием внутренних ресурсов в течение определенного промежутка времени, чаще всего года; рассчи­тывается тремя методами:

а) по добавленной стоимости — как сумма добавочной стои­мости всех отраслей национальной экономики, в т.ч. сферы услуг;

б) по расходам — как сумма конечных потребительских рас­ходов на товары и услуги, государственных закупок това­ров и услуг, валового накопления, сальдо экспорта и им­порта услуг;

в) по доходам — суммируются доходы всех хозяйствующий субъектов страны.

5. Показатели динамики экономического развития много­численны, основными из них являются ВНП, ВВП и НД на душу населения.

6. В практике чаще всего анализируют экономический рост, т.е. изменение объема производимых в стране товаров и услуг, хотя это лишь один из критериев экономического развития. Экономический рост может измеряться в натуральном и стои­мостном выражении.

7. Ведущим фактором экономического роста в настоящее время является НТП. С развитием и освоением достижений НТП интенсивные факторы становятся главными.

8. Экономическое развитие общества происходит неравно­мерно, включает непрерывные колебания деловой активности (взлеты, падения, кризисы); отражает положительные и отри­цательные тенденции.

9. Ученые-экономисты выделяют ряд циклов экономиче­ского развития, среди которых длинноволновые циклы, охва­тывающие период от 45 до 60 лет, и промышленные экономи­ческие циклы с периодом от 8 до 12 лет

10. Макроэкономическое равновесие — это такое состояние экономической системы, при котором произведенная продук­ция полностью реализована, а спрос — удовлетворен. Оно предполагает, что имеющаяся рабочая сила, производственные мощности задействованы полностью, нарушаемые пропорции постоянно восстанавливаются.

11. Проблема макроэкономического равновесия остается одной из самых острых в экономической науке. Основополагаю­щими остаются две точки зрения на данную проблему — клас­сическая и кейнсианская.

12. В переходной экономике достижение равновесия являет­ся одной из целей проводимых преобразований. Переход к ры­ночной системе равновесия — весьма сложный, противоречи­вый и длительный процесс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: