Эта концепция основана на учении А, Смита о свободе рынка, о неограниченной свободной конкуренции. Как утверждает Ж. Сей, сами законы рынка делан» невозможными как перепроизводство, так и недопотребление общественного продукта. Это положение о бескризисной реализации общественного продукта получило название «закон Сея».
Последователи классической школы в наше время утверждают, что рыночная экономика не нуждается в государственном регулировании совокупного спроса и совокупного предложения. Рыночная экономика — это саморегулирующаяся рыночная система, в которой автоматически обеспечивается равенство доходов и расходов при полной занятости ресурсов. Инструментами саморегулирования служат цены, заработная плата и процентная ставка, колебание которых предполагает уравнивание спроса и предложения. Вмешательство государства приносит только вред.
Кейнсианская школа полагает, что экономика развивается не так гладко, а заработная плата, цены и процентная ставка настолько гибки, что могут привести к соответствию спроса и предложения на макроэкономическом уровне (рис.).
Заработная плата на основе официального законодательства и договорной системы может снизиться, а безработица может реально возрасти. В период депрессии падение совокупного спроса приведет к падению объемов производства и сокращению спроса на труд.
Классическая школа считает, что кривая совокупного предложения АS имеет вертикальный вид, а изменение совокупного спроса влияет только на уровень цен, но не затрагивает объемов производства и занятости трудовых Кейнсианская школа полагает, что кривая совокупного предложения является либо горизонтальной в период глубокого спада и неполной занятости ресурсов, либо восходящей в период подъема экономики и увеличения занятости ресурсов.
АS
A,D, |
Q Q,
Макроэкономическое равновесие (модель кейнсианской школы)
Валя, подредактируй рисунок Макроэкономическое равновесие (модель кейнсианской школы)
АS — совокупное предложение;
АD — совокупный спрос на исходном уровне; а А1D1— совокупный спрос на повышенном уровне;
Q — объем ВНП при исходном совокупном спросе;
Q1— объем ВНП при повышенном спросе.
Краткие выводы
1. Основные признаки национальной экономики — наличие тесных экономических связей между хозяйствующими субъектами страны; общая экономическая среда, в которой действу
ют хозяйствующие субъекты; общая система экономической
защиты.
2. Национальная экономика должна стремиться к динамическому равновесию, равновесию совокупного спроса и совокупного предложения, равновесию спроса и предложения денег, равновесию на рынке труда и т.д.
3. В современной экономике государство выполняет следующие основные функции: формирование правовой основы экономической деятельности, защита и развитие конкуренции; организация производства товаров и услуг общественного пользования; перераспределение доходов и т.д.
4. Система национальных счетов позволяет применять статистическую информацию для оценки и анализа макроэкономических процессов в любой стране мира. Валовой национальный продукт, произведенный в течение года, —- основной показатель экономического состояния общества.
5. ВВП — это рыночная стоимость товаров и услуг, произведенных с использованием внутренних ресурсов в течение определенного промежутка времени, чаще всего года; рассчитывается тремя методами:
а) по добавленной стоимости — как сумма добавочной стоимости всех отраслей национальной экономики, в т.ч. сферы услуг;
б) по расходам — как сумма конечных потребительских расходов на товары и услуги, государственных закупок товаров и услуг, валового накопления, сальдо экспорта и импорта услуг;
в) по доходам — суммируются доходы всех хозяйствующий субъектов страны.
5. Показатели динамики экономического развития многочисленны, основными из них являются ВНП, ВВП и НД на душу населения.
6. В практике чаще всего анализируют экономический рост, т.е. изменение объема производимых в стране товаров и услуг, хотя это лишь один из критериев экономического развития. Экономический рост может измеряться в натуральном и стоимостном выражении.
7. Ведущим фактором экономического роста в настоящее время является НТП. С развитием и освоением достижений НТП интенсивные факторы становятся главными.
8. Экономическое развитие общества происходит неравномерно, включает непрерывные колебания деловой активности (взлеты, падения, кризисы); отражает положительные и отрицательные тенденции.
9. Ученые-экономисты выделяют ряд циклов экономического развития, среди которых длинноволновые циклы, охватывающие период от 45 до 60 лет, и промышленные экономические циклы с периодом от 8 до 12 лет
10. Макроэкономическое равновесие — это такое состояние экономической системы, при котором произведенная продукция полностью реализована, а спрос — удовлетворен. Оно предполагает, что имеющаяся рабочая сила, производственные мощности задействованы полностью, нарушаемые пропорции постоянно восстанавливаются.
11. Проблема макроэкономического равновесия остается одной из самых острых в экономической науке. Основополагающими остаются две точки зрения на данную проблему — классическая и кейнсианская.
12. В переходной экономике достижение равновесия является одной из целей проводимых преобразований. Переход к рыночной системе равновесия — весьма сложный, противоречивый и длительный процесс.