По управлению качеством продукции

Развитие сотрудничества РФ с международными организациями (ИСО, ИЛАК, ЕОК и др.) становится особенно необходимым при формировании в стране рыночных отношений. Намерение Европейского сообщества создать единый рынок, «пространство без внутренних границ» предопределило стратегию названных организаций в последние годы. Ее лейтмотивом стала совместная деятельность с Комиссией ЕС по устранению технических барьеров в международной торговле.

Глобальный подход к сертификации определил ряд задач, связанных с ростом доверия к безопасности продукции и к изготовителям, испытательным лабораториям и органам по сертификации. Одним из основных принципов является модульная система испытаний и сертификации продукции для оценки ее соответствия стандарту, другим — содействие заключению соглашений между независимыми органами о взаимном признании результатов испытаний и сертификатов в секторах экономики, подлежащих законодательному регулированию, применение европейских стандартов на системы качества и требования к аккредитованным органам сертификации.

Согласно Общему руководству качеством (ИСО 10013: 95) система качества должна функционировать таким образом, чтобы обеспечивалась уверенность в следующем:

• система правильно понимается, применяется, получает необходимое обеспечение и обладает необходимой эффективностью;

• выпускаемая продукция действительно удовлетворяет запросам и ожиданиям потребителя;

• учитываются нужды общества и требования к охране окружающей среды;

• основное внимание уделяется предотвращению проблем, а не их выявлению после возникновения.

Система качества, как правило, взаимоувязана со всеми видами деятельности, определяющими качество продукции. Ее действие распространяется на все этапы жизненного цикла продукции и процессы, от первоначального выявления потребностей рынка до конечного удовлетворения установленных требований. Типичными видами деятельности, влияющими на качество, являются следующие:

• маркетинг и изучение рынка;

• проектирование и разработка продукции;

• планирование и разработка процессов;

• закупки;

• производство или предоставление услуг;

• проверки;

• упаковка и хранение;

• реализация и распределение;

• монтаж и ввод в эксплуатацию;

• техническая помощь и обслуживание;

• послепродажная деятельность;

• утилизация или переработка продукции в конце полезного срока службы.

В рамках предприятия (организации) маркетинг и проектирование имеют особо важное значение для определения и уточнения запросов, ожиданий потребителя и других требований к продукции, а также для разработки предварительного проекта (включая информационное обеспечение) с целью производства продукции в соответствии с документированными техническими требованиями при оптимальных затратах.

Информацию о состоянии рынка следует использовать для улучшения качества новых и существующих видов продукции и совершенствования системы качества. Руководство предприятия (организации) в конечном итоге несет ответственность за определение политики в «области качества и за принятие решений, касающихся инициирования, разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы качества.

Нормативную основу сертификации систем качества в РФ со ставляют международные стандарты ИСО серии 9000 и комплекс методических документов Системы сертификации ГОСТ Р. На продукцию, успешно выдержавшую сертификационные испытания (а производство этой продукции имеет свидетельство об аттестации), выдается сертификат и на ней проставляется знак соответствия.

Организация и проведение сертификации включает в себя две стадии:

• обеспечение и реализация условий для создания и производства продукции, подлежащей сертификации;

 
 

• организация и проведение сертификации продукции как подтверждения ее соответствия требованиям нормативной документации.

       
   
 

Рис. 1. Иерархия документации системы качества

На первой стадии речь идет о производстве продукции, которая должна быть сертифицирована, на второй — об оценке и организации подтверждения соответствия продукции нормативному документу и другому виду требований. Типичная иерархия документации системы качества представлена на рис. 13.1 (документация любого уровня может быть самостоятельной, применяться со ссылками или объединяться).

В рамках общей организационной структуры должны быть четко установлены функции, относящиеся к системе качества, и определены границы полномочий и каналы передачи информации. Также необходимо определить и документально зафиксировать те виды деятельности, которые прямо или косвенно воздействуют на качество:

• однозначно определить общие и конкретные обязанности в отношении качества;

• четко установить обязанности и полномочия по каждому виду деятельности, воздействующему на качество (при этом следует разумно сочетать достаточную степень организационной свободы с широким кругом ответственности и полномочий, что обеспечит достижение поставленных целей в области качества с требуемой эффективностью);

• определить меры по управлению и координации различных смежных видов деятельности;

• особое внимание при организации хорошо структурированной и эффективной системы качества следует уделять выявлению потенциальных или реальных проблем качества и проведению предупредительных или корректирующих воздействий.




double arrow
Сейчас читают про: