Ограничения и условия функционирования организаций

Элементы организаций

Функциональные области деятельности: (см. объекты менеджмента) производство, маркетинг, финансы, персонал, исследования и разработки.

Производственный процесс: совокупность трудовых и естественных процессов в результате взаимодействия которых сырье, материалы, интеллектуальные ресурсы и способности сотрудников превращаются в готовую продукцию или услуги

Элементами производственного процесса являются:

Ø Предметы труда (сырье, комплектующие изделия и услуги). На них воздействуют сотрудники организации в производственном процессе

Ø Средства труда – материальные средства, при помощи которых человек воздействует на предмет труда; нематериальные средства (приемы, знания, технологии, при помощи которых оказываются услуги)

Средства труда подразделяются на орудия труда (производственное оборудование, инструменты, оснастка, транспортные средства) и материальные условия труда (производственные и торговые помещения, офисы, склады, осветительное оборудование, отопительные и охлаждающие устройства и т.п.)

Ø Труд – целенаправленная деятельность персонала организации, связанная с превращением предметов труда в готовую продукцию или услуги.

Элементы управления:

Ø Функции управления - см. тему 1.2.

Ø Структура управления – состав, взаимосвязи и методы взаимодействия служб и функционеров в процессе выполнения управленческих функций

Структурные подразделения (структурная иерархия):

Производственные: производство (дивизион, совокупность цехов, профит-центр), цех, участок, бригада (смена)

Непроизводственные: отдел, сектор(лаборатория), группа.

Ограничения – императивны, то есть неподвластны менеджменту определенного уровня. Например, норма расхода материала является ограничением и «неподвластна» начальнику цеха, но «подвластна» главному технологу предприятия.

Условия, как правило, диспозитивны, то есть допускают выбор для менеджера конкретного уровня.

Ограничения могут накладываться как внешней средой организации, так и иметь внутренние источники.

Внешняя среда характеризуется сложностью, неопределенностью и изменчивостью.

Различается:

Ø среда прямого воздействия, т.е. все, что оказывает непосредственное влияние на организацию: потребители, конкуренты, поставщики, собственники, инвесторы, государственные органы, нормативные акты

Ø среда косвенного воздействия, т.е. все, что оказывает на организацию опосредованное воздействие: состояние экономики (конъюнктура), социально-культурные и географические факторы, политические факторы, научно-технический прогресс.

Условия также представлены как внешней, так и внутренней средой организации. К внутренним условиям относятся ситуационные факторы внутри организации, например:

Ø цели организации

Ø культура организации

Ø организационная структура

Ø ресурсы: материальные, трудовые, интеллектуальные

Ø технология и инновации

Примеры внешних условий:

Ø конъюнктура рынка

Ø научно-технический прогресс

Ø национальные обычаи

Ø вкусы и предпочтения потребителей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: