Культурная революция

Практически сразу после окончания гражданской войны страна ощутила недостаток специалистов. В 1922 г. был отмечен массовый выезд учёных за рубеж. Дело осложнялось идеологической стороной дела: в вузы имели право поступать главным образом выходцы из рабочего класса, в то время как дети интеллигентов и бывших дворян были либо лишены такого права, либо существенно ограничены. В итоге образование сталкивалось с неспособностью значительной части студентов учиться. К тому же с 1924 г. в вузах вводилось преподавание марксизма-ленинизма.

Одновременно в стране началась массовая ликвидация неграмотности. В России насчитывалось только 28,4 % грамотных людей. В 1920 г. была создана Чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Уже к 1926 г. грамотные составляли 56,6 % грамотных, а к 1939 г. – грамотными считались 87,4 % населения. Это был самый высокий показатель в мире. Кроме этого более 58 малых народов в 20-30-ые гг. получили свою письменность на основе кириллицы. В целом к 1940 г. в стране действовало около 65 тыс. школ, 4600 техникумов, училищ и вузов. К примеру, к 1913 г. в стране было только 4 тыс. школ и 400 вузов, учительских семинарий и реальных училищ.

В 1919 г. при вузах были созданы рабфаки, призванные за 4-5 лет давать рабочим среднее образование. Росло число высших учебных заведений. К 1937 г. на территории страны было организовано 436 институтов и университетов (до революции их было только 91).

Не смотря на то, что в 1922 г. страну покинуло более 200 ведущих учёных, значительная (хотя далеко не большая) часть старой интеллигенции приняла советскую власть. В Советской России остались Тимирязев, Мичурин, Павлов, Циолковский, Жуковский, Вернадский и многие другие. В 1925 г. была создана АН СССР. Огромное внимание было уделено прикладной науке.

На 20-30-ые гг. приходятся десятки экспедиций в Сибирь, на Урал, Северный полюс. В 1932 г. Ледокол «Александр Сибиряков» совершил сквозное плавание по Северному морскому пути. В 1933 г. подобная экспедиция была повторена на пароходе «Челюскин». Страна вступила в соревнование по длительности полётов: 1936 г. – Москва - о. Удд (Дальний Восток), совершён Чкаловым, Байдуковым и Беляковым; в 1937 г. эта группа лётчиков сделала беспосадочный перелёт в США (через Сев. полюс); в том же году открылась первая дрейфующая станция на Северном полюсе.

20-30 –ые гг. характеризуются развитием литературы. Эти годы связаны с именами Маяковского, Блока, Брюсова, Пришвина, Горького, Демьяна Бедного, Ахматовой, Гумилёва, Чуковского, Михалкова, Шолохова, Куприна и многих других. Однако значительная часть из них критично относилась к советской власти.

Эти годы характеризуются развитием монументального искусства (здания Ленинской библиотека, Новосибирского театра, скульптурные памятники Мухиной на ВДНХ и многие другие), развивается кинематограф (Эйзенштейн, Пудовкин, Довженко, Герасимов, Васильевы), театр (Станиславский, Немирович-Данченко) и другие формы искусства.

При всей противоречивости 30-ых гг., омрачённых массовыми репрессиями, трудно отрицать положительные перемены в жизни значительной части населения страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: