Транспортная ориентация

Классификация фактором размещения по Веберу

Тюнен отмечал, что как малый город к центральному, в таком отношении находились все малые европейские государства по отношению к Великобритании, если мы говорим о ценах на хлеб.

Теория Тюнена повлияла на структуру землепользования вокруг многих европейских городов.

Современные проявления теории Тюнена встречаются в территориальных структурах, не имеющих прямого отношения к сельскому хозяйству — расселении, рекреации и т. д.

Механизмы зонирования стали универсальным инструментом в географической науке и практике.

Альфред Вебер «О штандорте промышленности», 1909 год.

В связи с изменениями в экономике, например с тем, что главным энергоносителем стало не дерево, а каменный уголь, появляется новая теория.

А.Вебер впервые ввёл в научный оборот понятие штандорта — оптимального места размещения промышленности. Теория Вебера носит дедуктивный характер. Объектом исследования является «хозяйственно-обособленная территориальная область».

Предпосылки теории:

1. Заранее задано размещение сырьевой базы.

2. Заданы размещение центров потребления промышленной продукции и объёмы спроса.

3. Предполагается, что уровни заработной платы и интенсивности труда, различные для разных мест области, фиксированы.

4. Трудовые ресурсы немобильны и неограничены.

К неявным предпосылкам следует отнести условие общего экономического равновесия, единство производственного процесса (не выделяются стадии производство — распределение — обмен — потребление, хотя это является минусом теории), единственный вид транспорта — железнодорожный.

Задача теории:

Определение ведущих факторов размещения промышленности и установление закономерностей их действия.

Согласно Веберу, фактор размещения — экономическая выгода от размещения производства в данном месте. Эта выгода достигается в результате сокращения издержек производства, сбыта, обеспечения основными фондами.

1. Факторы общие для всех отраслей промышленности

2. Специальные факторы, связанные с особенностями технологий.

Региональные — определяющие размещение промышленности в определённых местах.

Агломерационные - способствующие концентрации промышленности в некоторых из этих мест.

Природно-технические — связанные с различиями в природных условиях.

Культурно-общественные — связанные с различиями в социальных и культурных условиях.

По Веберу, для построения общей теории размещения, необходимо и достаточно изучение общих факторов регионального характера. С этой целью производится анализ производственных издержек, влияющих на размещение промышленности в пространстве.

1. Издержки на земельную ренту.

2. Издержки на основной капитал.

3. Издержки на сырьё и энергоресурсы.

4. На рабочую силу.

5. Транспортные издержки.

6. Процент на заёмный капитал.

7. Амортизационные отчисления на основной капитал.

8. 3,4,5 — общие региональные факторы.

Так как с точки зрения Вебера, издержки на сырьё и топливо можно ввести в транспортные издержки, в анализ включеные следующие основные штандортные факторы:

1. Транспортные издержки (транспортная ориентация).

2. Издержки на рабочую силу (ориентация на трудовые ресурсы).

3. Нерегиональные общие факторы (агломерационные или деагломерационные) объединены в третий штандортный фактор — агломерацию.

Транспортные издержки определяются:

· Весом перевозимых грузов (основная переменная величина).

· Расстоянием перевозки (const).

· Особенностями распределения сырья по территории и его использованияю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: