Региональные рынки и пространственная теория цены

Mn - число зависимых мест той или иной ступени иерархии.

Вариант К=3 обеспечивает оптимальную конфигурацию рыночных зон.

Если К=4, мы достигаем оптимизации транспортной структуры, где обслуживаемый населённый пункт лежит на равном расстоянии от центральных мест более высокого ранга

Вариант К=7 — для оптимизации административного контроля над соподчинёнными территориями.

Таким оборазом, функции поселений различны, каждое имеет свой радиус влияния и притяжения. В связи с этим возможны разные способы территориальной организации систем расселения, при которых создаются наиболее благоприятные условия для выполнения определённых функций.

Рассмотренные три значения К можно интерпритировать как рыночную, транспортную, административную ориентации в формировании территориальной структуры расселения.


Модель рыночного равновесия в микроэкономике:

Спрос на товар D падаент при увеличении цены Р, предложение товара S, наоборот, растёт при увеличении цены.

Пересечение обратных функция спроса и предложения Qd=D(P) и Qs=S(P) даёт точку равновесия спроса и предожения Q* и цену равновесия P*:

Q*=D(P*)=S(P*)

Приведённая широко известная модель имеет, однако, принципиальный недостаток: она игнорирует влияние пространства, то есть допускает, что рынок является точкой.

Для теории пространственной или региональной экономики такие предположения неприемлемы.

Рисунок «Равновесие спроса и предложения однородного товара на двухрегиональном рынке».


А1 — цена равновесия для апвтономного региона 1.

А2 — то же для автономного региона 2.

Т1,2 — транспортные затраты на доставку единицы товара из региона 1 в регион 2.

Т2,1 — наоборот.

Задача — определить в системе связанных региональных рынков:

· Объёмы производства.

· Межрегиональные поставки товара.

· Цены равновесия (Р1 и Р2).

Пусть А2 больше А1. Тогда у производителей (продавцов) возникает стимул для поставки товара из региона 1 в регион 2 с целью реализации его по более высокой цене.

Если А2-А1 < Т1,2, то межрегиональная торговля неэффективна, поскольку выигрыш производителя региона 1 на цене реализуемого товара меньше транспортных затрат. В этом случае состояние равновесия региональных рынков сохраняются такими же, как и при автономном их функционировании.

Если А2-А1 > Т1,2 - наоборот.

Учение о пространственной организации хозяйства Августа Лёша

В работе «Пространственнвя организация хозяйства» (1940) А. Лёш:

· Обобщает и развивает все известные теории размещения производства.

· Расширяет предмет теории размещения, переходя от микроуровня к мезоуровню.

· Разрабатывает основы теории пространственного экономического равновесия.

· Лёш значительно расширяет состав факторов и условий, рассматриваемых при размещении предприятий и их сочетаний (налоги, пошлины, эффекты монополий).

· Анализирует ситуацию размещения фирм в условыиях конкуренции, когда выбор местоположения определяется не только стремлением фирмы к максимуму прибыли, но и увеличением числа фирм заполняющих всё рыночное пространство.

· Доказывает оптимальность размещения фирм на вершинах кристаллеровской решётки.

Согласно Лёшу, экономический регион — рынок с границами, обусловленными межрегиональной конкуренцией.

Идеальная форма региона — правильный шестиугольник.

Экономический ландшафт — высший тип региона, объединяющий рыночные зоны, определяемые радиусами сбыта продукции.

Лёш считал, что есть чисто экономические причины пространственной дифференциации территории, независимо от географйических и исторических различий территорий:

1. Транспортные издержки.

2. Экономия от масштаба.

3. Потребности сельского хозясйства в пространстве.

При действии экономии масштаба и отсутствии транспортных издержек, всё производство концентрировалось бы в одном или нескольких местах на заводах оптимальных размеров, размещённых случайным образом.

При наличии теорриторилальных издержек и отсутствии экономии масштаба производство велось бы в малых размекрах в любом месте.

При действыии обоих факторов несельскохозяйственные виды деятельности (промышленность и сфера услуг) размещаются в местах, между которыми происходит разделение рынков сбыта, что приведлёт к пространствекнной дифференциации территории.


1 - Кривая спроса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: