Тема 14. Технико-экономические показатели ДВС. Тепловой баланс двигателя. Токсичность выхлопных газов ДВС.
Выражение индикаторной мощности двигателя, Вт, имеет вид
Ni=(z/τ) ∙ Lino, (120)
где по — частота вращения вала, об/с; z — число цилиндров; τ — коэффициент тактности (для четырехтактного двигателя τ = 2, для двухтактного τ = 1); Li — индикаторная работа, совершаемая в одном цилиндре за один цикл, Дж:
Li=piVn (121)
Здесь pi — среднее индикаторное давление, представляющее собой такое условно-постоянное давление, которое, действуя на поршень в течение одного хода, совершает работу, равную работе газов за весь цикл.
Графически оно определяется высотой прямоугольника (рис. 43), площадь и основание которого соответственно равны площади и длине индикаторной диаграммы.
Рис. 43. Индикаторная диаграмма ДВС
Индикаторный КПД есть доля подведенной теплоты Q, превращенной в индикаторную работу, т. е.
ηi= Ni/Q= Ni /BQir (122)
где В — секундный расход топлива, кг/с; Qir — низшая теплота сгорания, Дж/кг.
|
|
Индикаторный КПД у карбюраторных двигателей ηi = 0,25÷0,40; у дизелей ηi = 0,40÷0,53.
К эффективным показателям относятся эффективная мощность, эффективный и механический КПД и удельный эффективный расход топлива.
Эффективная мощность (Ne) — это мощность на валу двигателя, она меньше индикаторной мощности на механические потери в узлах трения двигателя, а также мощности, расходуемой на привод вспомогательных механизмов и агрегатов.