Интеллектуальные организации

Исследование широкого круга научно-технических, интеллек­туальных, трудовых и иных факторов, оказывающих воздействие на изменение организационных систем, позволяет в определенной мере предвидеть их основные черты, свойства и характер функци­онирования в предстоящее десятилетие. Одной из таких разновид­ностей является интеллектуальная организация.

В исследованиях специалистов по управлению отмечается, что интеллектуальная организация будет формироваться из большого числа мелких взаимодействующих предприятий по принципу ско­рее «свободного общества», чем «тоталитарного государства». По своей природе такие организации должны быть полностью плюра­листическими, т. е. допускающими столкновение конкурирующих точек зрения и борьбу соперничающих поставщиков, что отличает их от затратных организаций, широко практикующих администра­тивный контроль. Рассматривая права работников такой организа­ции, ученые в области управления прежде всего называют свободу слова, право свободной коммуникации с другими работниками независимо от их ранга и границ структурных подразделений. Счи­тается, что право принимать важные решения, такие, как «что де­лать» и «кто будет выполнять работу» в начальный период, будет удерживаться традиционной иерархической структурой. Однако постепенно произойдет передача этих прав более мелким и гибким самоуправляющимся рабочим группам, которые будут сами отве­чать за весь рабочий процесс и его результаты. Опыт наделения каждого работника полномочиями и получения отдачи от возмож­ности выбора и широкого партнерства превратит рабочие группы в информационные ученые лаборатории.

В будущем свобода и коллективизм будут иметь такое же ос­новополагающее значение, какое имели бюрократия и иерархия в организациях XX века.

Обучающиеся организации

В теории организации и на практике организационное обучение рассматривается как непрерывный источник создания конкурент­ных преимуществ компаний, как их стратегия постоянного обновле­ния методов и повышения эффективности всех видов деятельности. Организации, которые не обучаются (и соответственно не изменя­ются) в условиях быстрых перемен внешней среды, считаются обре­ченными. Отсюда и рекомендации создавать группы, обучающиеся в процессе деятельности, сосредоточивать на необходимости генери­рования новых идей в процессе обучения. Имеются даже попытки дать символическую интерпретацию организационного обучения. Этот процесс представляется, в частности, в таком виде:

Обучение = Р + Q

где Р — программное обучение (чтение книг, лекций и др.), a Q — обучение путем постановки вопросов, получения доказательств. Обсуждение выводов, основанных на обобщении практического опыта, Обучение в действии, т. е. организационное обучение, бази­руется главным образом на Q. Его основной идеей является орга­низация групп для того, чтобы у каждой из них были две задачи: одна — решить проблему или выполнить проект; другая — обу­читься в процессе выполнения задач. Сделать получение задания достоянием всех участников, представлять полученный материал руководству для последующего использования.

Современным организациям требуется гораздо более высокий уровень технического управления, действенные и полезные зна­ния, повышение степени согласования совместных действий с дол­госрочными обязательствами и понимание необходимости реше­ния сложных проблем. Для этого необходимы, в свою очередь, подготовленные работники, которые открыто высказывают свое мнение, ценят знания и наилучшие решения, стремятся объеди­нить усилия для общей творческой работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: