Фискальная политика. 12.1 Понятие фискальной политики и ее цели

12.1 Понятие фискальной политики и ее цели

Фискальная политика (ФП) – это действия правительства по управлению доходами и расходами госбюджета для достижения социально-экономических целей государства.

Основные цели ФП:

1) обеспечение устойчивого экономического роста;

2) увеличение занятости;

3) снижение инфляции.

1. ФП направлена на обеспечение устойчивого экономического роста предусматривает такие госрасходы, которые стимулируют научно-технический прогресс, оказывает поддержку «точкам экономического роста».

Точки экономического роста – предприятия или отрасли или виды деятельности, которые за счет имеющегося ресурсного потенциала обеспечивают получение высокой социально-экономической отдачи, которая оказывает мультипликативный эффект на развитие других отраслей.

Последнее время под устойчивостью экономического роста понимается не только экономическая стабильность показателей экономического роста, но и экологическая и социальная стабильность, т.е. устойчивый рост наблюдается,когда происходит одновременное развитие трех сфер: экономической, экологической и социальной.

2.Увеличение занятости инструментами ФП можно добиться:

1) если обеспечить сбыт продукции предприятия, метод обеспечения – это госзаказ;

2) можно добиться путем финансирования инвестиций в развитие перспективных отраслей;

3) за счет финансирования образования и повышения квалификации;

4) путем создания выгодных налоговых условий для перспективных предприятий.

ФП способна оказать сдерживающие влияние на экономическую активность. Необходимость в этом возникает в периоды перегрева экономики, когда темпы инфляции существенно возрастают.

За счет ФП можно сократить совокупный спрос и замедлить рост уровня цен.

12.2 Инструменты фискальной политики

Инструменты ФП:

1) госрасходы

2) налоги

В свою очередь государственные или бюджетные расходы можно разделить на 2 вида:

1.Государственные закупки – бюджетные расходы на оплату товаров, поступающих в госсобственность. Это товары, которые предназначены:

· для гос. нужд – зарплата президента, министров, чиновников, предоплаты, которые используют госпредприятия или учреждения;

· товары для использования в качестве общественных благ.

2.Трансферты – выплаты, взамен которых государство товары не получает.

Трансферты существуют в трех основных формах:

1) передача денежных средств от выше стоящего бюджета нижестоящему бюджету;

2) социальные выплаты, которые компенсируют низкое материальное положение отдельных лиц;

3) оплата производства товаров, которое государство стремится сделать доступными для всех слоев населения.

Необходимо заметить, что такой инструмент, как гос. закупки оказывает влияние только на совокупный спрос, а изменение величины трансфертов и налогов влияет и на совокупный спрос и на совокупное предложение.

Зависимость сов. предложения от налогов обратная, а зависимость от трансфертов прямая. Таким образом, действие инструментов ФП заключается в изменениях сов. спроса и сов. предложения. При этом гос. закупки являются элементом сов. спроса:

и поэтому влияют на сов. спрос непосредственно, а налоги и трансферты влияют на сов. спрос косвенно через изменение инвестиций и потребительских расходов.

Использование инструментов ФП было обосновано кейнсианской концепции, представители данного учения утверждали, что ФП более эффективна, чем монетарная политика. Это утверждение было связано и с тем фактором, что действие инструментов монетарной политики обладает эффектом мультипликатора.

12.3 Эффект мультипликатора

В целом эффект мультипликатора означает, что результат денежных вливаний в экономику и денежных изъятий из экономики в несколько раз больше, чем величина влитых или изъятых средств.

Мультипликатор гос. закупок – показывает во сколько раз прирост нац. продукта больше, чем прирост гос. закупок.

Гос. закупки являются частью национального дохода и увеличивает располагаемые доходы домашних хозяйств, а из-за этого растут и расходы домашних хозяйств (С).

ΔG= ΔY1;

ΔC1= ΔY1*MPC;

MPC=.

Потраченные домашними хозяйствами деньги, также становятся чьими-то доходами.

С1= ΔY1*MPC=Y2

C2= ΔY2*MPC= ΔY1*MPC2

Процесс продолжается до тех пор, пока будет затрачен последний рубль(условно до бесконечности).

Y= ΔY1+ ΔY1*MPC+ ΔY1*MPC2+…= ΔY1*MPC0+ ΔY1*MPC+ ΔY1*MPC2++…= ΔY1*(MPC0+MPC1+MPC2+…);

А по правилу геометрической прогрессии при n стремящейся к бесконечности:

ΔY= ΔY1*=G*

Мультипликатор госрасходов:

mg=

Действие налогов заключается в том, что в конечном итоге сокращаются располагаемые доходы домашних хозяйств, и соответственно снижаются их расходы. Однако величина снижения расходов всегда меньше, поскольку потребитель частично компенсирует себе падение доходов, сокращая свои сбережения.

Т= –Y

C1=Т*MPC

C2=C1 *MPC=…

–ΔY= Т*Т=Т*

mt==

Таким образом, мультипликатор налогов имеет меньшую абсолютную величину, чем мультипликатор гос. закупок, поэтому негативное влияние налогов на экономику слабее позитивного влияния гос. закупок.

Если государство повышает налоги и все дополнительно полученные деньги используют для гос. закупок, то в результате растет нац. продукт.

12.4 Виды фискальной политики

В зависимости от того, какие цели стоят перед экономикой можно выделять 2 вида фискальной политики:

1) стимулирующая, предназначенная для повышения деловой активности и борьбы с безработицей. Ее инструментами выступают:

· увеличение гос. закупок;

· уменьшение налогов;

· увеличение трансфертов.

Первый инструмент ведет к увеличению совокупного спрост а, а второй и третий еще и к увеличению совокупного предложения. В результате не только увеличивается объем производства, но и может снизиться уровень цен(смотреть график 12.1).

График 12.1 – Действие инструментов ФП на сов. спрос и предложение

В кейнсианской модели действие стимулирующей ФП можно отразить следующим образом:

График 12.1 –

2) сдерживающая ФП, которая применяется при излишне деловой активности. Ее инструментами являются:

· сокращение гос. закупок;

· увеличение налогов;

· сокращение трансфертов.

Поскольку данная политика направлена на снижение инфляции, то следует быть осторожным со 2 и 3 инструментами, поскольку они сокращают совокупное предложение.

По степени гос. вмешательства в экономику выделяют такие виды ФП, как дискреционная и автоматическая (встроенных стабилизаторов) политика.

Дискреционная политика означает целенаправленное манипулирование доходами и расходами госбюджета.

Автоматическая ФП предполагает, что изменение доходов и расходов госбюджета происходит не целенаправленно, а по причине изменения экономической ситуации.

Встроенные стабилизаторы – экономические величины, которые изменяясь стабилизируют экономические развитие.

Выделяют следующие виды стабилизаторов:

1) налоги на доходы и прибыль, которые возрастают в периоды экономического подъема, поскольку предприятия и дом. хозяйства получают высокие доходы, и это повышение налогов приводит к изъятию из экономики лишних денег и сдерживанию деловой активности;

2) налоги на продажу товара;

3) пособие по безработице, в периоды экономического спада правительство вынуждено платить большие пособия безработным. Эти суммы являются вливанием денег в экономику и стимулируют деловую активность;

4) пособие по бедности, их действие аналогично.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: