12.1 Понятие фискальной политики и ее цели
Фискальная политика (ФП) – это действия правительства по управлению доходами и расходами госбюджета для достижения социально-экономических целей государства.
Основные цели ФП:
1) обеспечение устойчивого экономического роста;
2) увеличение занятости;
3) снижение инфляции.
1. ФП направлена на обеспечение устойчивого экономического роста предусматривает такие госрасходы, которые стимулируют научно-технический прогресс, оказывает поддержку «точкам экономического роста».
Точки экономического роста – предприятия или отрасли или виды деятельности, которые за счет имеющегося ресурсного потенциала обеспечивают получение высокой социально-экономической отдачи, которая оказывает мультипликативный эффект на развитие других отраслей.
Последнее время под устойчивостью экономического роста понимается не только экономическая стабильность показателей экономического роста, но и экологическая и социальная стабильность, т.е. устойчивый рост наблюдается,когда происходит одновременное развитие трех сфер: экономической, экологической и социальной.
2.Увеличение занятости инструментами ФП можно добиться:
1) если обеспечить сбыт продукции предприятия, метод обеспечения – это госзаказ;
2) можно добиться путем финансирования инвестиций в развитие перспективных отраслей;
3) за счет финансирования образования и повышения квалификации;
4) путем создания выгодных налоговых условий для перспективных предприятий.
ФП способна оказать сдерживающие влияние на экономическую активность. Необходимость в этом возникает в периоды перегрева экономики, когда темпы инфляции существенно возрастают.
За счет ФП можно сократить совокупный спрос и замедлить рост уровня цен.
12.2 Инструменты фискальной политики
Инструменты ФП:
1) госрасходы
2) налоги
В свою очередь государственные или бюджетные расходы можно разделить на 2 вида:
1.Государственные закупки – бюджетные расходы на оплату товаров, поступающих в госсобственность. Это товары, которые предназначены:
· для гос. нужд – зарплата президента, министров, чиновников, предоплаты, которые используют госпредприятия или учреждения;
· товары для использования в качестве общественных благ.
2.Трансферты – выплаты, взамен которых государство товары не получает.
Трансферты существуют в трех основных формах:
1) передача денежных средств от выше стоящего бюджета нижестоящему бюджету;
2) социальные выплаты, которые компенсируют низкое материальное положение отдельных лиц;
3) оплата производства товаров, которое государство стремится сделать доступными для всех слоев населения.
Необходимо заметить, что такой инструмент, как гос. закупки оказывает влияние только на совокупный спрос, а изменение величины трансфертов и налогов влияет и на совокупный спрос и на совокупное предложение.
Зависимость сов. предложения от налогов обратная, а зависимость от трансфертов прямая. Таким образом, действие инструментов ФП заключается в изменениях сов. спроса и сов. предложения. При этом гос. закупки являются элементом сов. спроса:
и поэтому влияют на сов. спрос непосредственно, а налоги и трансферты влияют на сов. спрос косвенно через изменение инвестиций и потребительских расходов.
Использование инструментов ФП было обосновано кейнсианской концепции, представители данного учения утверждали, что ФП более эффективна, чем монетарная политика. Это утверждение было связано и с тем фактором, что действие инструментов монетарной политики обладает эффектом мультипликатора.
12.3 Эффект мультипликатора
В целом эффект мультипликатора означает, что результат денежных вливаний в экономику и денежных изъятий из экономики в несколько раз больше, чем величина влитых или изъятых средств.
Мультипликатор гос. закупок – показывает во сколько раз прирост нац. продукта больше, чем прирост гос. закупок.
Гос. закупки являются частью национального дохода и увеличивает располагаемые доходы домашних хозяйств, а из-за этого растут и расходы домашних хозяйств (С).
ΔG= ΔY1;
ΔC1= ΔY1*MPC;
MPC=.
Потраченные домашними хозяйствами деньги, также становятся чьими-то доходами.
С1= ΔY1*MPC=Y2
C2= ΔY2*MPC= ΔY1*MPC2
Процесс продолжается до тех пор, пока будет затрачен последний рубль(условно до бесконечности).
Y= ΔY1+ ΔY1*MPC+ ΔY1*MPC2+…= ΔY1*MPC0+ ΔY1*MPC+ ΔY1*MPC2++…= ΔY1*(MPC0+MPC1+MPC2+…);
А по правилу геометрической прогрессии при n стремящейся к бесконечности:
ΔY= ΔY1*=G*
Мультипликатор госрасходов:
mg=
Действие налогов заключается в том, что в конечном итоге сокращаются располагаемые доходы домашних хозяйств, и соответственно снижаются их расходы. Однако величина снижения расходов всегда меньше, поскольку потребитель частично компенсирует себе падение доходов, сокращая свои сбережения.
Т= –Y
–C1=Т*MPC
– C2=C1 *MPC=…
–ΔY= Т*–Т=Т*
mt==
Таким образом, мультипликатор налогов имеет меньшую абсолютную величину, чем мультипликатор гос. закупок, поэтому негативное влияние налогов на экономику слабее позитивного влияния гос. закупок.
Если государство повышает налоги и все дополнительно полученные деньги используют для гос. закупок, то в результате растет нац. продукт.
12.4 Виды фискальной политики
В зависимости от того, какие цели стоят перед экономикой можно выделять 2 вида фискальной политики:
1) стимулирующая, предназначенная для повышения деловой активности и борьбы с безработицей. Ее инструментами выступают:
· увеличение гос. закупок;
· уменьшение налогов;
· увеличение трансфертов.
Первый инструмент ведет к увеличению совокупного спрост а, а второй и третий еще и к увеличению совокупного предложения. В результате не только увеличивается объем производства, но и может снизиться уровень цен(смотреть график 12.1).
График 12.1 – Действие инструментов ФП на сов. спрос и предложение
В кейнсианской модели действие стимулирующей ФП можно отразить следующим образом:
График 12.1 –
2) сдерживающая ФП, которая применяется при излишне деловой активности. Ее инструментами являются:
· сокращение гос. закупок;
· увеличение налогов;
· сокращение трансфертов.
Поскольку данная политика направлена на снижение инфляции, то следует быть осторожным со 2 и 3 инструментами, поскольку они сокращают совокупное предложение.
По степени гос. вмешательства в экономику выделяют такие виды ФП, как дискреционная и автоматическая (встроенных стабилизаторов) политика.
Дискреционная политика означает целенаправленное манипулирование доходами и расходами госбюджета.
Автоматическая ФП предполагает, что изменение доходов и расходов госбюджета происходит не целенаправленно, а по причине изменения экономической ситуации.
Встроенные стабилизаторы – экономические величины, которые изменяясь стабилизируют экономические развитие.
Выделяют следующие виды стабилизаторов:
1) налоги на доходы и прибыль, которые возрастают в периоды экономического подъема, поскольку предприятия и дом. хозяйства получают высокие доходы, и это повышение налогов приводит к изъятию из экономики лишних денег и сдерживанию деловой активности;
2) налоги на продажу товара;
3) пособие по безработице, в периоды экономического спада правительство вынуждено платить большие пособия безработным. Эти суммы являются вливанием денег в экономику и стимулируют деловую активность;
4) пособие по бедности, их действие аналогично.