Психологические основы коммуникационного воздействия

1. Когнитивный аспект Связан с тем, как рекламная информация воспринимается человеком, и предполагает анализ процес­са переработки информации посредством ощущения, восприятия, памяти, мышления и речи. Избыток информации как и ее недостаток отрицательно влияет на приобретение товара. Активизация познавательной потребности — мощный психологический фактор в коммуникационном воздействии. 1. Ощущение – отражение в коре головного мозга отдельных свойств, предметов и явлений окружающего мира при непосредственном их воздействии на органы чувств. Ощущение ос­новывается на работе различных рецепторов (это орган, специально приспособленный для регистрации раздра­жителей; каждый рецептор чувствителен к определенному раздражителю). Раз­личаются ощущения: осязательные сочетаясь с различными видами кожной чувствительности (боль, тепло, холод, прикосновение), отражают множество свойств различных предметов, посредст­вом которых мы распознаем предметы окружающей действи­тельности  
обонятельные играют важную роль в создании положительного или отрицательного эмоционального фона, ок­рашивающего самочувствие человека в приятные или неприят­ные тона. Обонятельные ощущения возникают при проникно­вении в нос вместе с вдыхаемым воздухом молекул различных веществ  
вкусовые выделяют четыре основных — соленое, кислое, сладкое и горькое  
слуховые являются отражением воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн. Основными свойствами всякого звука являются громкость, высота, тембр  
зрительные вызываются воздействием на глаз света. Световые волны различаются длиной, которая определя­ет яркость света, и формой световой волны, которая обусловли­вает насыщенность цвета  
2. Восприятие представляет собой целостное отражение в коре головного мозга предметов и явлений, осуществляется чаще всего осмысленно, как правило, за счет узнавания. восприятие пространства включает восприятие расстояния, на котором расположены предметы относительно друг друга  
восприятие величины зависит от соразмерности предметов по отношению друг к другу  
восприятие формы позволяет воспринять трехмерные изо­бражения, которые ближе кажутся более объемными, а при уда­лении — более плоскими  
восприятие цвета может изменяться в зависимости от осве­щения  
восприятия взаимосвязей процесс и механизм восприятия взаимосвязей универсальны и происходят автома­тически. Они являются объективным результатом процесса эволюции человека, механизм восприятия трансформирует ощу­щения человека в осмысленную информацию. Если в ощуще­ниях не содержится достаточного количества элементов и полезных данных для формирования осмысленной закончен­ной идеи, то возникает неясность, требующая разрешения. Если совокупность ощущений достаточна для формирования осмыс­ленной идеи, то полученные данные сливаются в единую карти­ну и запоминаются  
3. Внимание – это избиратель-ная направленность на тот или иной объект и сосредоточение на нем познавательной деятель­ности. Внимание не имеет своего особого содержания и проявляется в рамках восприя-тия и мышления. Основными способами привлечения внимания являются изменение, движение, контраст, выделение фигуры из фона. Основные виды: Произвольное сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно изби­рает объект, на который оно направляется. Произвольное внимание имеет место в том случае, если предмет, на который оно направляется, сам по себе его не привлекает.  
Непроизвольное не связано с внутренними установками. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Свойства действующих раздражителей, их интенсивность, новизна, эмоциональная окрашенность, связь с потребностями или интересами приводят к тому, что определенные явления, предметы или лица завладевают вниманием  
4. Память – процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что человек раньше воспринимал, переживал или делал Виды памяти: · двигательная, · эмоцио­нальная, · словесная, · зрительная, · слуховая, · обонятельная, · осяза­тельная, · образная, · логическая, · кратковременная, · долговремен­ная, · произвольная · непроизвольная.  
Все они так или иначе вовлечены в процесс восприятия и переработки информации  
Центральный пункт в процессе запоминания является вопрос о взаимоотношении произвольного и непроизвольного запоминания, т.е. запоминания, составляющего прямую цель действия субъекта, и запоминания, совершающегося непредна­меренно в ходе деятельности, ставящей себе иную цель  
Что запоминается в первую очередь прежде всего то, что составляет цель нашего действия; но то, что не включено в целевое содержание дейст­вия, запоминается хуже. При сознательном запоминании существенное значение приобретает рациональная организация воспринимаемого материала и сознательной установки на за­поминание  
5. Мышление – обобщенное отражение в сознании человека предметов и явлений в их закономерных связях и отношениях. Мышление носит опосредованный характер, тесно связано с ре­чью и может осуществляться посредством понятий и символов. Задача мышления заключается в том, чтобы выявить существен­ные, необходимые связи, основанные на реальных зависимо­стях, отделив их от случайных совпадений в той или иной кон­кретной ситуации. Всякое мышление совершается в обобщениях, поскольку представляет собой движение от частного к общему и от общего к частному Виды мышления (различие между ними относительно: человек не может мыслить только в понятиях без представлений и не может также мыслить одними наглядными образами без понятий) Теоретическое мышление раскрывает закономерности своего предмета, является высоким уровнем мышления.  
Абст­рактное (наглядное) мышление проявляется в случае опериро­вания наглядными данными.  
Стороны мыслительного процесса (нужны для того, чтобы решить задачу – обеспечивают более точное познание с помо­щью многообразных операций) Сравнение является первичной формой познания. Все вещи познаются изначально путем сравнения. В процессе сопостав­ления вскрываются их тождества и различия, приводя тем са­мым к классификации  
Анализ мыслительное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, мо­ментов, сторон  
Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения вы­деленных анализом элементов  
Абстракция выделение, вычленение и извлечение од­ной стороны (или свойства явления или предмета) и отвлечение от остальных  
Обобщение сводится к отсечению специфических, особенных, единичных признаков и сохранению только тех, которые оказываются общими для ряда единичных предметов  
2. Эмоциональный аспект Понятие Классификации эмоций Физиологические признаки проявления эмоций  
Эмоции – это сильные, относительно неконтролируемые чувства, воздействующие на поведение и отличающиеся от настроений большей интенсивностью и краткосрочностью. Эмоциональный аспект коммуникационного воздействия определяет отношение к объекту информации. Все, что окружает человека, вызывает у него определенные эмоции. В эмоциональной форме проявляются многочисленные индивидуальные различия потенциальных потребителей. Непосредственное переживание действующих на индивида явлений осуществляется в многообразии форм эмоциональ­ных переживаний, которые откладываются в эмоциональной памяти. Эмоциональная память, являясь самой устойчивой, силь­нее, чем другие виды памяти, оказывает влияние на принятие решения о покупке и зависит от яркости впечатлений и работает по принципу «нравится – не нравится», «плохо – хорошо». Первичные (страх, гнев, радость, досада, приятие, отвращение, предвкушение, удивление) Положительные Если информация вызывает чувство брезгливости, страха, стеснения, это тормозит сбыт товара. На подъем положительных эмоций ориентированы многие то­вары и их марки (фильмы, книги, музыка), программы путеше­ствий и города развлечений (Лас-Вегас, Атлантик-Сити). Три основ­ных измерения: 1) удовольствие 2) возбуждение 3) доминирование Конкретные эмоции отражают различные комбинации и уровни этих трех измерений. Эмоции могут выявляться, наблюдаться и измеряться, по­скольку сопровождаются объективными физиологическими изменениями: · расширение зрачков, · увеличение потоотделения, · увеличение частоты сердцебиения, · повышение кровяного давления, повышением уровня сахара в крови.  
Вторичные (все остальные, образованные благодаря комбинации первичных) Отрица­тельные если позволяет избавиться от непри­ятных эмоций, то такой товар начинает пользоваться спросом. Ле­карства, торговые комплексы, курсы психотренинга рассчитаны на уменьшение негативных эмоций.  
3. Суггестивный аспект Общая характеристика Определяющие факторы эффективности внушения  
Суггестия (внушение) – процесс воздействия на психику че­ловека, связанный со снижением сознательности и критично­сти при восприятии внушаемого содержания, не требующий ни развернутого логического анализа, ни оценки. Внушение осуществляется в целях создания определенных состояний или побуждения к определенным действиям. Суть внушения состоит в воздействии на чувства человека, а не на его разум и зависит от степени ослабления осознанного контроля, осуществляемого по отношению к воспринимаемой информа­ции. Воздействие содержания, воспринятого на основе внуше­ния, отличается навязчивостью и, став совокупностью внушен­ных внешних установок, с трудом поддается осмыслению и коррекции. Наиболее устойчивой является информация, рационально осмысленная и усвоенная человеком. Соединение рациональ­ного, эмоционального, логического и психологического начал на равных правах является закономерностью убеждающего воз­действия. Отсутствие содержательной, рациональной стороны практически ничем нельзя компенсировать. Внушающий и объект внушения связаны между собой вер­бальными и невербальными символами, с помощью которых внушающий пытается навязать идеи и формы поведения. 1. Свойства внушающего · его социальный статус, · интеллек­туальное превосходство, · уверенность, · обаяние  
2. Свойства внушаемого · неуверенность, · тревожность, · ро­бость, · низкая самооценка, · чувство собственной неполноценно­сти, · повышенная эмоциональность, · впечатлительность, · сла­бость логического анализа  
3. Отношения, складывающиеся между внушающим и внушаемым · доверие, · авторитет, · зависимость  
4. Способ передачи сообщения (уровень аргументированно­сти, сочетание логических и эмоциональных приемов): · конкретность и образность слов, смысл которых легко себе представить; · указание конкретных, образных качеств предмета; · речевая динамика; · мимика и жестикуляция; · воздействие звукосочетаниями.  
4. Поведенческий аспект   Этапыпроцесса принятия решения потребителя о покупке Факторы, влияющие на потребительские решения  
Исследование данного механизма предполагает анализ по­ступков человека как покупателя и включает осознанное пове­дение и поведение на неосознаваемом уровне. На осознаваемом уровне у покупателя проявляются мотивация, потребности и воля, на неосознаваемом – установки и интуиция. 1. Осознание проблемы (нужды); м. б. вызвана внешними и внутренними раздражителями. Важно определить: · какие именно ощутимые нужды возникли; · чем вызвано их возникновение; · как вывели они потребителя на конкретный товар. 1.Ценности – искомые людьми устойчивые жизненные цели. Персональные ценности потребителей – суждения потребителей о жизни и приемлемом поведении (могут определять, в какой пропорции потребитель делит время между профессиональным развитием и развлечениями). Ценности проявляют свою значимость в процессе принятия решения о покупке уже на стадии осознания потребности, ис­пользуются также и на стадии формирования потребителем оце­ночных критериев, влияют на эффективность коммуникацион­ных программ. Анализ ценностных ориентаций потребителя может оценить размеры сегментов, степень перекрытия сегментов различных ценностных ориентаций, типы обращений для расширенных сегментов – в рекламе, дизайне, ценовых решениях.  
2.Поиск информации (в зависимости от степени важности потребности). Возможные источники: · личные (члены семьи, друзья, соседи) – самые эффектив­ные. · коммерческие (реклама, выставки, презента­ции) – самый большой объем информации. · общедоступные (СМИ); · источники эмпирического опыта (осязание, опыт использования товара).  
2.Использование ценностных ориентаций в потребительском поведении привело к более развернутой концепции – жизнен­ному стилю потребителей, который представляет собой образ жизни и использования ресурсов. Жизненный стиль отражает деятельность, интересы и мнения людей и подвержен влиянию внешних (культуры, субкультуры, референтных групп, семьи) и внутренних (мотивы, эмоции, установки) факторов. Он явля­ется функцией свойственных человеку характеристик, сформи­рованных в процессе его социальных взаимодействий по мере движения через этапы своего жизненного цикла. Желаемый жизненный стиль влияет на потребности, отно­шения потребителей и на его поведение при покупке и исполь­зовании товара. Жизненный стиль потребителя менее устойчив, чем ценно­сти. Влияние жизненного стиля на поведение потребителей не всегда ими осознается.
Факторы жизненного стиля:   Жизненный стиль (образ жизни):   Воздействие на поведение:
· Демография · Культура · Социальный класс · Мотивы · Эмоции · Ценности ® · Деятельность · Интересы · Отношения · Потребление · Ожидания · Чувства ® · Покупки (как, когда, где, что) · Потребление (как, когда, где, что)
             
             
 
3.Оценка вариантов – потребитель составляет альтернативный набор марок и делает окончательный выбор. При этом он исходит из того, что: · каждый товар представляет собой набор определенных свойств; · каждое свойство имеет особую значимость; · каждый товар ассоциируется с образом марки; · каждый товар определяется функцией предельной полезности.  
4.Решение о покупке. На окончательное принятие решения могут оказать влияние внешние факторы: · отношение других людей к данному товару; · подорожание товара; · проведение распродаж со скидками.  
5. Реакция на покупку – положительная или отрицательная, которая определяется соответствием ожиданиям потребителя. Ожидания потребителя формируются на основе полученной им информации. От того, насколько удовлетворен товаром ос­танется потребитель, зависит, будет ли совершена вторичная покупка товара.  
                                 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: