Всё современное человечество вышло из одного биологического корня. В ходе своего самостоятельного развития оно разделилось на многие народы. На протяжении всей своей истории человечество представляло собой мозаику отдельных стран-государств. По этой причине каждое из ныне существующих государств имеет историю своего собственного развития в пределах самого себя. И в этом смысле мы говорим об истории Китая, истории Франции, истории России и т.д. С другой стороны, поскольку каждый народ представляет собой лишь только часть человечества, постольку его история вплетена в историю развития всего человечества и неотделима от неё. В этом смысле мы говорим о всемирной истории как истории развития одного-единственного субъекта – человечества в целом.
В содержательном плане всемирная история представляла собой переход людей из состояния животной необходимости, в котором они пребывали, имея форму единичного вожделеющего самосознания, в состояние свободы, которого они достигают, обретая форму всеобщего свободного равного самосознания. (См. тему "Самосознание".) Этот переход представлял собой последовательный ряд ступеней. Каждая такая ступень преодолевалась за счёт усилий какого-то одного народа, национальный характер которого наиболее полно соответствовал решаемым на ней задачам. Его достижения в снятом виде воспринимались другими народами, которые в тот период оставались более или менее пассивными. Сыграв свою роль, данный народ уступал лидирующие позиции следующему историческому народу.
|
|
Стоявшие во главе таких народов личности являлись орудием претворения независимо от них назревших исторических свершений. Это значит, что не они творили историю, а история творила их, и именно поэтому они оказывались во главе её процессов. Если бы они своими действиями препятствовали ходу истории, то она отбросила бы их в сторону.
Другие варианты периодизации истории:
1. Филологический.
Учёные-филологи в XVII веке разделили историю латинского языка на три периода:
1) древняя – живая, разговорная латынь,
2) средняя – полуживая, "учёная", но неразговорная латынь,
3) новая – мёртвая, не учёная и не разговорная латынь.
Эта схема легла в основу деления всей истории человечества на периоды: древности, средневековья и нового времени. К ним позднее добавились "древнейший" и "новейший" периоды.
2. Географический принцип периодизации. Был предложен российским учёным Львом И. Мечниковым в XIX в. Он выделял в качестве ведущей причины развития географический фактор – последовательность освоения нашими предками водных ресурсов. В соответствии с этим принципом разделил историю человечества на три периода – речной, морской и океанический. Первый период связывал с использованием таких великих рек как Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг и Хуанхэ. С этими рекам связана история четырех древних цивилизаций – Египта, Месопотамии, Индии и Китая.
|
|
Второй этап – морской (средиземноморский) – от основания Карфагена до Карла Великого. Изоляция речных культур сменилась морскими контактами с другими культурами. Для этого этапа характерны крепостничество, подневольный труд, олигархические и феодальные государства.
Третий этап, океанический, охватывает Новое время (с открытия Америки). Использование океанических ресурсов расширило возможности человечества и связало континенты Земли в единую хозяйственную систему.
3. Формационное деление истории было предложено Карлом Марксом в XIX в. Согласно его теории история человечества представляет собой последовательность пяти общественно-экономических формаций:
- первобытнообщинной,
- рабовладельческой,
- феодальной,
- капиталистической,
- коммунистической.
Смена формаций происходит в результате нарастания внутренних социально-экономических противоречий, главным из которых является противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Развиваясь, производительные силы приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Разрешается это противоречие посредством социальной революции. В ходе революции формируются новые производственные отношения. Соответственно меняется вся духовно-правовая надстройка общества.
4. Цивилизационный тип деления истории.
Считается, что идея цивилизационного деления истории была сформулирована ещё в работах Джамбаттисты Вико. Однако наиболее четко данный подход впервые был изложен в книге Н. И. Данилевского "Россия и Европа". Н. И. Данилевский высказал точку зрения, что не существует никакой всемирной истории. Есть только отдельные обособленные друг от друга "культурно-исторические типы" обществ, которых он насчитывает больше десяти: 1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) новосемитический или аравийский, 10) романо-германский и 11) греко-славянский (с прибавкою к ним еще мексиканского и перуанского типов).
В понимании Н.И Данилевского человечество подобно букету различных цветов, где каждый цветок – это отдельное общество. Причём раскрываются эти "цветы" постепенно. Сначала расцветает одно общество, затем – другое, потом – третье, и т.д. Не существует никаких "линейных" закономерностей развития истории, общих для всех народов. Каждый "культурно-исторический тип" общества развивается по своим канонам.
В зарубежной науке безусловный приоритет в цивилизационном подходе отдаётся книге О. Шпенглера "Закат Европы". Позднее эта теория была развита так же в 12-томном сочинении А. Тойнби "Постижение истории", где он выделил около 30 цивилизаций, отличающихся уникальными неповторимыми чертами. Каждая из цивилизаций проходила в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и распада. Внутренняя структура цивилизаций основывалась на функциональном членении на "творческое меньшинство", массы, "пролетариат".
К слабым сторонам цивилизационного подхода относятся, во-первых, отсутствие объективных критериев, по которым выделяются типы цивилизаций. По этой причине их число сильно отличается у разных авторов. Во-вторых, метод уподобления алгоритма "жизни" цивилизаций фазам жизни живых организмов. Время существования цивилизаций различно, периоды взлета и упадка могут случаться неоднократно. В-третьих, у разных цивилизаций условия и причины их возникновения и упадка различны.
|
|
5. Деление истории на традиционную, индустриальную и постиндустриальную эпохи.
В западной научной литературе в 1960-е гг. получило распространение деление истории на традиционное и индустриальное общество. В формирование этой концепции большой вклад внесли немецкий социолог Ф. Теннис, французский социолог Р. Арон, американский экономист У. Ростоу.
В 70-е гг. XX в. данная теория получила дальнейшее развитие во взглядах американских социологов и политологов Д. Белла, 3. Бжезинского, А. Тоффлера. Они считали, что любое общество проходит в своем развитии три стадии:
1-я стадия — доиндустриальная (аграрная);
2-я стадия — индустриальная;
3-я стадия — постиндустриальная (Д. Белл), или технотронная (А. Тоффлер), или же технологическая (3. Бжезинский).
На первой стадии основной сферой экономической деятельности является сельское хозяйство, на второй — промышленность, на третьей — сфера услуг. Каждой из стадий присущи свои, особые формы социальной организации и своя социальная структура.
Эти теории имели существенное отличие от марксистской концепции. Согласно последней переход от одной общественно-экономической формации к другой происходил на основе социальной революции. Согласно теории индустриального и постиндустриального общества технологические перевороты, происходящие в экономике, хотя и влекут за собой перевороты в других сферах общественной жизни, но не сопровождаются социальными конфликтами и социальными революциями.
_____________________________________________________________