Грузовые и коммерческие операции в пути следования
Объявление ценности
Грузоотправители могут предъявлять подготовленные к перевозке грузы с объявлением ценности:
§ драгоценные металлы, камни;
§ предметы искусства;
§ антиквариат;
§ художественные изделия.
Размер сбора зависит от расстояния перевозки. За каждые 100 руб. объявленной ценности взимается сбор в копейках – от 3 до 31.
Составляется опись в двух экземплярах: одна – грузоотправителю, другая следует с грузом до грузополучателя. Особо ценные грузы могут перевозиться в сопровождении представителей грузоотправителя и грузополучателя.
Погрузка груза
Погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, контейнеры осуществляется исходя из технических норм их погрузки, но не более грузоподъемности и в нормированные сроки в соответствии с Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.
Погрузка осуществляется при предъявлении накладной.
Погрузочные работы должны быть максимально механизированы, автоматизированы и производятся комплексной бригадой механизаторов.
|
|
Запорно-пломбировочные устройства
Загруженные вагоны, контейнеры должны быть опломбированы запорно-пломбировочными устройствами (ЗПУ) перевозчика и за его счет, если погрузка обеспечивается перевозчиком, или за счет грузоотправителей, если погрузка обеспечивается ими.
Типы применяемых ЗПУ:
Спрут-Универсал (крытые, рефрижераторы, контейнеры);
Лавр и Лавр-Гарант-М (контейнеры);
Клещ 60 СЦ (контейнеры);
Скат (цистерны).
ЗПУ должны иметь:
§ буквенное сокращенное название дороги отправления;
§ индивидуальный контрольный знак (7 цифр);
§ товарный знак предприятия-изготовителя;
§ название;
§ последнюю цифру года выпуска.
ЗПУ с нанесенными знаками подлежат строгому учету.
Снимаются ЗПУ с помощью специальных устройств.
Все операции, выполняемые в пути следования, можно разделить на:
§ обязательные;
§ дополнительные.
Обязательные:
§ коммерческий технический осмотр, устранение коммерческих неисправностей;
§ сортировка мелких отправок и контейнеров;
§ проверка положения негабаритных грузов;
§ прием и сдача вагонов с дороги на дорогу.
Дополнительные:
§ перегрузка грузов из вагонов одной колеи в вагоны другой колеи или из неисправных вагонов в исправные, или на другой вид транспорта;
§ проверка и досылка грузов;
§ переадресовка;
§ заадресовка.
В качестве обязательных операций предусматривается коммерческий осмотр, который производится на станциях формирования поездов, смены локомотивов и бригад. Груженые вагоны проверяются в коммерческом отношении. Для этого созданы пункты коммерческого осмотра (ПКО), которые подразделяются:
|
|
§ на межгосударственные – на пограничных станциях;
§ междорожные – на стыках железных дорог;
§ внутриотделенческие.
ПКО оснащены соответствующими сооружениями и техническими средствами.
Автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКОПВ) включает в себя:
§ смотровые вышки;
§ устройства промышленного телевидения;
§ электронные вагонные весы;
§ электронные габаритные ворота;
§ переносные и стационарные радиостанции;
§ средства механизации;
§ материалы и инструменты для устранения брака;
§ АРМ (ЭВМ) ведения учета и передачи информации о браке.
Коммерческие неисправности могут угрожать безопасности движения поездов. Для устранения таких неисправностей необходима отцепка вагонов. К этим неисправностям относят:
§ нарушение технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах;
§ перегруз вагонов;
§ течь из цистерн.
Без отцепки вагонов устраняется коммерческий брак, не угрожающий безопасности движения поездов:
§ ослабление растяжек, закрепляющих груз;
§ открытые люки, двери, борта;
§ отсутствие ЗПУ.
При обнаружении коммерческого брака составляют:
1) акт общей формы в трех экземплярах:
первый экземпляр – в дела станции составления акта;
второй экземпляр – с документами и грузом;
третий экземпляр – в Управление дороги, виноватой в браке;
2) акт о неисправности вагона (в 3-х экземплярах) – при обнаружении неисправности вагона;
3) коммерческий акт (в 3-х экземплярах) – если имеет место утрата, порча груза.
Для составления этих актов используется АРМ ПКО, ведутся журналы регистрации брака и по электронной связи акты передаются в подразделения станции.
В качестве дополнительных операций рассматриваются досылка, переадресовка и заадресовка груза.