Акты Президента

Полномочия Президента Республики Беларусь.

Статус Президента Республики Беларусь.

Тема 11. ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Республиканский референдум в Республике Беларусь.

Тема 10. РЕФЕРЕНДУМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.

Отзыв депутатов Палаты представителей Национального Собрания, членов Совета Республики Национального Собрания и депутатов Местных Советов депутатов Республики Беларусь.

Порядок выборов депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь.

Порядок выборов Президента Республики Беларусь.

Избирательные системы и их виды.

Избирательная система - это система общественных отношений, связанная с выборами органов государственной власти.

Избирательная система - это способ распределения мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования.

Виды избирательных систем:

1. Мажоритарная система;

2. Пропорциональная система.

3. Смешанная система.

Мажоритарная избирательная система – это система в основе которой лежит принцип большинства: избранным считается кандидат, который получил установленное большинство голосов.

Виды мажоритарной системы:

1. относительного большинства;

2. абсолютного большинства;

3. квалифицированного большинства.

Мажоритарная система относительного большинства – избранным считается кандидат, который получил наибольшее количество голосов, т.е. больше, чем любой из его соперников.

Мажоритарная система абсолютного большинства – избранным считается кандидат, который получил абсолютное большинство голосов, т.е. более половины голосов избирателей (50% +1голос).

Мажоритарная система квалифицированного большинства – избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов, т.е. существенно превышающих половину – 2/3 или 3/4голосов избирателей.

Пропорциональная избирательная система – это система в основе которой лежит принцип пропорциональности между поданными за партию (блок партий) голосами избирателей и полученными ими мандатами.

Смешанная избирательная система – это система в основе которой лежит принцип большинства и принцип пропорциональности., т.е. присутствуют признаки как мажоритарной избирательной системы, так и пропорциональной избирательной системы.

В Республике Беларусь применяется мажоритарная система абсолютного большинства.

Лекция 2 Организация и порядок проведения выборов в Республике Беларусь

5. Порядок выборов Президента Республики Беларусь.

6. Порядок выборов депутатов Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь. Порядок выборов членов Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь.

7. Порядок выборов депутатов Местных Советов депутатов Республики Беларусь.

8. Отзыв депутатов Палаты представителей Национального Собрания, членов Совета Республики Национального Собрания и депутатов Местных Советов депутатов Республики Беларусь.

Выборы Президента Республики Беларусь являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Выборы Президента Республики Беларусь назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся в воскресенье не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента.

Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии. При этом сокращенные сроки проведения предвыборных мероприятий устанавливаются Центральной комиссией.

Президентом Республики Беларусь может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

Выборы Президента Республики Беларусь проводятся по единому избирательному округу, составляющему всю территорию Республики Беларусь.

Подготовку и проведение выборов Президента Республики Беларусь обеспечивают:

Центральная избирательная комиссия;

территориальные комиссии по выборам Президента Республики Беларусь - областные, Минская городская, районные, городские (в городах областного подчинения), районные в городах комиссии по выборам Президента Республики Беларусь;

участковые комиссии по выборам Президента Республики Беларусь.

Кандидаты в Президенты Республики Беларусь выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей. Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Беларусь начинается за 80 дней и заканчивается за 50 дней до выборов.

Кандидатами в Президенты Республики Беларусь не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права в соответствии с законодательством Республики Беларусь занимать должности в государственном аппарате в связи с наличием судимости, не снятой и не погашенной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Выдвижение кандидата в Президенты Республики Беларусь гражданами осуществляется инициативной группой избирателей (инициативная группа) в количестве не менее 100 человек.

Регистрация кандидатов в Президенты Республики Беларусь осуществляется Центральной комиссией. К регистрации представляется любое количество кандидатов в Президенты Республики Беларусь.

Считается, что выборы Президента Республики Беларусь состоялись, если в голосовании приняло участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей.

Президент Республики Беларусь считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.

Если ни один из кандидатов в Президенты Республики Беларусь не набрал необходимого количества голосов, то не позднее чем в двухнедельный срок по решению Центральной комиссии проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Выборы во втором туре голосования считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей, включенных в список граждан, имеющих право участвовать в выборах. Избранным считается кандидат в Президенты Республики Беларусь, получивший во втором туре голосования более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае, если один из кандидатов в Президенты Республики Беларусь, включенный в бюллетень для баллотирования во втором туре голосования, снял свою кандидатуру, второй тур голосования проводится по одной кандидатуре. При этом кандидат в Президенты Республики Беларусь также считается избранным, если он получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Если на выборах Президента Республики Беларусь баллотировалось не более двух кандидатов и ни один из них не был избран, а также в случае выбытия всех кандидатов в Президенты Республики Беларусь или признания выборов Президента Республики Беларусь несостоявшимися или недействительными либо второй тур голосования не позволил определить избранного Президента Республики Беларусь, Центральная комиссия решает вопрос о назначении повторных выборов с повторным выдвижением кандидатов в Президенты Республики Беларусь. Повторные выборы проводятся в течение трех месяцев после основных выборов. Голосование проводится на тех же участках для голосования по спискам, составленным для проведения основных выборов и уточненным накануне повторных выборов.

2. Порядок выборов депутатов Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь. Порядок выборов членов Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь.

Порядок выборов депутатов Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь.

Выборы депутатов Палаты представителей являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Выборы в Палату представителей нового созыва назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий Палаты представителей действующего созыва.

При роспуске Палаты представителей в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, Президент одновременно назначает выборы в Палату представителей нового созыва. Внеочередные выборы в Палату представителей проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного.

Депутатом Палаты представителей может быть избран гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года, постоянно проживающий в Республике Беларусь.

Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей с одновременным занятием:

1 должности Президента Республики Беларусь;

2 судьи.

3 членом Совета Республики;

4 депутатом местного Совета депутатов.

Выборы депутатов Палаты представителей проводятся по одномандатным избирательным округам.

Для проведения выборов депутатов Палаты представителей на территории Республики Беларусь образуется 110 избирательных округов.

Подготовку и проведение выборов депутатов Палаты представителей обеспечивают следующие избирательные комиссии:

Центральная избирательная комиссия

окружные избирательные комиссии;

участковые избирательные комиссии.

Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит:

1 политическим партиям, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Беларусь не позднее, чем за шесть месяцев до назначения выборов;

2 трудовым коллективам;

3 гражданам путем сбора подписей.

Выдвижение кандидатов в депутаты начинается за 70 дней и заканчивается за 40 дней до выборов.

Трудовой коллектив может выдвинуть только одного кандидата в депутаты Палаты представителей.

Выдвижение кандидата в депутаты Палаты представителей путем сбора подписей избирателей осуществляется группой избирателей (инициативной группой) в количестве не менее 10 человек. Лицо, предлагаемое для выдвижения кандидатом в депутаты Палаты представителей по избирательному округу группой избирателей, должны поддержать не менее 1000 избирателей, проживающих на территории данного избирательного округа.

К регистрации представляется любое количество кандидатов в депутаты.

Кандидат в депутаты может баллотироваться только по одному избирательному округу.

Избранным в первом туре выборов по избирательному округу считается кандидат в депутаты Палаты представителей, получивший более половины голосов избирателей (50% и 1 голос), принявших участие в голосовании, если выборы были признаны состоявшимися.

Выборы признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей округа, включенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах. Если ни один из кандидатов в депутаты Палаты представителей не набрал необходимого количества голосов, то не позднее чем в двухнедельный срок по решению окружной избирательной комиссии проводится в избирательном округе второй тур голосования по двум кандидатам в депутаты, получившим наибольшее количество голосов избирателей.

Выборы во втором туре признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более 25 процентов избирателей, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах. Избранным считается кандидат в депутаты, получивший большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

В случае, если один из кандидатов в депутаты Палаты представителей, включенный в бюллетень для баллотирования во втором туре голосования, снял свою кандидатуру, второй тур голосования проводится по одной кандидатуре. При этом кандидат считается избранным, если он получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

При выбытии депутата Палаты представителей менее чем за год до истечения срока полномочий депутатов Палаты представителей выборы нового депутата Палаты представителей вместо выбывшего не проводятся.

Порядок выборов членов Совета Республики национального Собрания Республики Беларусь.

Выборы членов Совета Республики проводятся на основе равного и косвенного избирательного права при тайном голосовании.

Выборы членов Совета Республики нового созыва назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий Совета Республики действующего созыва.

Кандидатом в члены Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики.

При досрочном прекращении полномочий Совета Республики проводятся внеочередные выборы в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палаты, которые назначаются Президентом Республики Беларусь.

Кандидатами в члены Совета Республики не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права в соответствии с законодательством Республики Беларусь занимать должности в государственном аппарате в связи с наличием судимости, не снятой и не погашенной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Член Совета Республики не может быть одновременно:

1)Президентом Республики Беларусь;

2)депутатом Палаты представителей;

3)членом Правительства Республики Беларусь;

4)судьей.

Выдвижение кандидатов в члены Совета Республики начинается за 90 дней и заканчивается за 60 дней до окончания полномочий Совета Республики действующего созыва.

Право выдвижения кандидатов в члены Совета Республики принадлежит президиумам местных Советов депутатов базового уровня и соответствующим исполнительным комитетам - районным, городским (городов областного подчинения), а в городе Минске - президиуму Минского городского Совета депутатов и Минскому городскому исполнительному комитету. В совместном заседании этих органов должны участвовать не менее двух третей от состава соответствующего президиума Совета депутатов и исполнительного комитета.

Решение совместного заседания президиума местного Совета депутатов базового уровня и соответствующего исполнительного комитета о выдвижении кандидата в члены Совета Республики принимается большинством голосов от их состава.

Президиум районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов и соответствующий исполнительный комитет могут выдвинуть только одного кандидата в члены Совета Республики. Один и тот же кандидат в члены Совета Республики может быть выдвинут несколькими президиумами районных, городских (городов областного подчинения) Советов депутатов и соответствующими исполнительными комитетами.

Избранным членом Совета Республики считается кандидат, получивший по результатам голосования более половины голосов депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов, принявших участие в голосовании (50% и 1 голос).

Если при голосовании установленное количество членов Совета Республики, подлежащих избранию от области, города Минска, не было избрано, по решению заседания депутатов проводится второй тур голосования по кандидатурам, получившим наибольшее количество голосов. Если во втором туре голосования установленное количество членов Совета Республики, подлежащих избранию от области, города Минска, не было избрано, в срок, определенный Центральной комиссией, проводятся повторные выборы

Выборы депутатов местных Советов депутатов являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Выборы, депутатов местных Советов депутатов проводятся по одномандатным избирательным округам.

Выборы в местные Советы депутатов нового созыва назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий местных Советов депутатов действующего созыва. Выборы во все местные Советы депутатов проводятся одновременно.

В случае роспуска местного Совета депутатов выборы в этот местный Совет депутатов назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее чем в месячный срок со дня его роспуска и проводятся с соблюдением требований настоящего Кодекса.

Депутатом местного Совета депутатов может быть избран гражданин Республики Беларусь, достигший 18 лет. Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют право участвовать в выборах депутатов местных Советов депутатов в соответствии с международным договором Республики Беларусь и Российской Федерации.

Депутатами местных Советов депутатов не могут быть:

1)председатели областных, Минского городского, районных, городских (кроме городов районного подчинения) исполнительных комитетов;

2)судьи;

3)депутаты Палаты представителей.

Для проведения выборов депутатов местных Советов депутатов образуются избирательные округа:

по выборам в областной Совет депутатов - от 40 до 60 избирательных округов;

по выборам в Минский городской Совет депутатов - от 40 до 60 избирательных округов;

по выборам в районный Совет депутатов - от 25 до 40 избирательных округов;

по выборам в городской Совет депутатов (города областного подчинения) - от 25 до 40 избирательных округов;

по выборам в городской Совет депутатов (города районного подчинения) - от 15 до 25 избирательных округов;

по выборам в поселковый, сельский Совет депутатов - от 11 до 15 избирательных округов.

Подготовку и проведение выборов депутатов местных Советов депутатов обеспечивают следующие избирательные комиссии:

территориальные избирательные комиссии - областные, Минская городская, районные, городские (в городах областного и районного подчинения), поселковые и сельские;

окружные избирательные комиссии по выборам в областные Советы депутатов и территориальные избирательные комиссии, осуществляющие в районах города Минска полномочия окружных избирательных комиссий по выборам в Минский городской Совет депутатов (в каждом районе города Минска образуется по одной комиссии);

участковые избирательные комиссии.

Политические партии, другие общественные объединения, трудовые коллективы организаций или коллективы их структурных подразделений из числа своих членов, а также граждане путем подачи заявления могут выдвигать в соответствующую территориальную, окружную, участковую комиссию только по одному представителю.

Выдвижение кандидатов в депутаты начинается за 70 дней и заканчивается за 40 дней до выборов.

Кандидатами в депутаты местных Советов депутатов могут быть выдвинуты граждане, проживающие или работающие на территории соответствующего местного Совета депутатов, а также работающие в организациях, расположенных на территории другого местного Совета депутатов, но связанных с удовлетворением потребностей населения и социальным развитием территории данного местного Совета депутатов.

Лицо, предлагаемое для выдвижения кандидатом в депутаты должны поддержать избиратели, проживающие на территории избирательного округа, в количестве:

в областной и Минский городской Совет депутатов - не менее 150;

в районный, городской (города областного подчинения) Совет депутатов - не менее 75;

в городской (города районного подчинения), поселковый и сельский Совет депутатов - не менее 20.

Избранным в первом туре выборов по избирательному округу считается кандидат в депутаты местного Совета депутатов, получивший на выборах более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, если выборы были признаны состоявшимися.

Выборы признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей округа, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах.

Если по избирательному округу ни один из кандидатов в депутаты местного Совета депутатов не был избран в первом туре выборов, территориальная, окружная избирательная комиссия, территориальная избирательная комиссия, осуществляющая в районе города Минска полномочия окружных избирательных комиссий по выборам в Минский городской Совет депутатов, принимают решение о проведении в избирательном округе второго тура голосования по двум кандидатам в депутаты, получившим в первом туре выборов наибольшее число голосов избирателей. Второй тур голосования проводится не позднее чем в двухнедельный срок. Выборы во втором туре голосования признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более 25 процентов избирателей округа, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах. Избранным считается кандидат в депутаты, получивший большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

В случае, если один из кандидатов в депутаты местного Совета депутатов, включенный в бюллетень для баллотирования во втором туре голосования, снял свою кандидатуру, второй тур голосования проводится по одной кандидатуре. При этом кандидат считается избранным, если он получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

При выбытии депутата местного Совета депутатов менее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий депутатов местного Совета депутатов выборы нового депутата вместо выбывшего не проводятся.

Основания и порядок отзыва депутатов. Депутат Палаты представителей, депутат местного Совета депутатов, не оправдавший доверия избирателей, выразившегося в невыполнении предусмотренных законом депутатских обязанностей, нарушении Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, совершении действий, дискредитирующих депутата, может быть отозван избирателями избирательного округа от которого избран депутат.

Вопрос об отзыве депутата может быть возбужден на собрании избирателей округа, от которого избран депутат. Собрания избирателей могут проводиться как по месту их жительства, так и в организациях, расположенных в пределах округа.

Инициировать созыв собрания имеет право группа избирателей, проживающих на территории округа, от которого избран депутат, в количестве не менее:

150 избирателей - по вопросу об отзыве депутата Палаты представителей;

50 избирателей - по вопросу об отзыве депутата областного, Минского городского Совета депутатов;

40 избирателей - по вопросу об отзыве депутата районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов;

15 избирателей - по вопросу об отзыве депутата городского (города районного подчинения), поселкового, сельского Совета депутатов.

Предложение о возбуждении вопроса об отзыве депутата, принятое на собрании избирателей, должны поддержать не менее 20 процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на территории соответствующего округа.

Центральная комиссия принимает решение о назначении голосования об отзыве депутата Палаты представителей, а соответствующая территориальная избирательная комиссия - о назначении голосования об отзыве депутата местного Совета депутатов.

Голосование назначается не ранее одного месяца и не позднее двух месяцев со дня принятия решения о назначении голосования.

Голосование об отзыве депутата считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины избирателей, включенных в списки граждан, имеющих право участвовать в голосовании об отзыве депутата. Отозванным считается депутат, если за его отзыв проголосовало более половины избирателей округа, принявших участие в голосовании.

Отзыв депутата считается отклоненным, если за отзыв проголосовало менее половины избирателей округа, принявших участие в голосовании, а также если в голосовании участвовало менее половины избирателей, включенных в списки граждан, имеющих право участвовать в голосовании об отзыве депутата. В случае равенства голосов, поданных за и против отзыва депутата, депутат сохраняет свои полномочия.

Центральная комиссия, соответствующая территориальная комиссия по истечении пяти дней со дня голосования, если более половины избирателей, принявших участие в голосовании, проголосовало за отзыв депутата и не имеется оснований для рассмотрения вопроса о признании результатов голосования недействительными, принимает решение о признании депутата отозванным избирателями.

Повторное возбуждение вопроса об отзыве депутата по тем же основаниям в течение года со дня проведения голосования об отзыве депутата не допускается.

Основания и порядок отзыва члена Совета Республики. Член Совета Республики, не оправдавший оказанного ему доверия, выразившегося в невыполнении предусмотренных законом обязанностей члена Совета Республики, нарушении Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, совершении действий, дискредитирующих члена Совета Республики, может быть отозван.

Инициировать возбуждение вопроса об отзыве члена Совета Республики, избранного от области, города Минска, могут:

президиум районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов и районный, городской исполнительный комитет, выдвигавшие кандидата в члены Совета Республики, - перед президиумом областного Совета депутатов и областным исполнительным комитетом;

не менее 10 депутатов Минского городского Совета депутатов - перед президиумом Минского городского Совета депутатов и Минским городским исполнительным комитетом.

Голосование об отзыве члена Совета Республики, избранного от области, города Минска, назначается не ранее одного месяца и не позднее двух месяцев со дня принятия решения о назначении голосования.

Заседание депутатов считается правомочным, если в нем принимает участие более половины от общего числа депутатов, избранных в местные Советы депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов. При этом в заседании депутатов должны принять участие не менее одной четверти депутатов от каждого местного Совета депутатов базового уровня области.

Заседание депутатов открывается старейшим по возрасту депутатом местного Совета депутатов базового уровня области, Минского городского Совета депутатов.

Отзыв члена Совета Республики проводится тайным голосованием. Для организации тайного голосования и определения его результатов на заседании депутатов избирается из состава депутатов счетная комиссия.

Отзыв члена Совета Республики считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины от общего числа депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов и за отзыв проголосовало более половины депутатов, принявших участие в голосовании. В случае равенства голосов, поданных за и против отзыва члена Совета Республики, он сохраняет свои полномочия.

Протокол счетной комиссии и другие материалы по отзыву члена Совета Республики в двухдневный срок передаются в Центральную комиссию.

Центральная комиссия по истечении 10 дней со дня голосования об отзыве члена Совета Республики, если за отзыв проголосовало более половины от числа депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов, принявших участие в голосовании, и не имеется оснований для рассмотрения вопроса о признании результатов голосования недействительными, принимает решение о признании члена Совета Республики отозванным и сообщает об этом в Совет Республики.

4. Понятие «референдума», его сущность и виды.

5. Республиканский референдум в Республике Беларусь.

6. Местный референдум в Республике Беларусь.

1. Понятие «референдума», его сущность и виды.

Термин «референдум» происходит от латинского «referendum» и обозначает – «то, что должно быть сообщено». Референдум – это голосование избирателей, по результатам которого принимается государственное или самоуправленческое решение.

Референдум – это институт непосредственной демократии. В отличие от выборов голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату, а решению какого-либо вопроса. Так, юридическая сила референдума в Республике Беларусь, как и во многих зарубежных странах, выше юридической силы законов. В соответствии со ст.77 Конституции Республики Беларусь решения, принятые на референдуме, могут быть отменены или изменены только путем референдума.

Референдум – это голосование избирателей, по результатам которого принимается государственное или самоуправленческое решение.

Избиратель на референдуме голосует непосредственно за предлагаемое решение или против него, без выбора каких-либо промежуточных звеньев. Голосование – тайное, с теми же гарантиями, что и на выборах. Предметом референдума является вопрос, подлежащий решению посредством народного голосования. Конституционное право различает несколько видов референдумов, классифицируя их по различным основаниям. В Конституции Республики Беларусь идет речь о республиканских и местных референдумах.

Референдум является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

В Республике Беларусь могут проводиться республиканские и местные референдумы.

На республиканский референдум не могут выноситься вопросы:

1 которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь;

2 связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь;

3 о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов;

4 об амнистии, о помиловании.

На местный референдум не могут выноситься вопросы:

5 которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь;

6 связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь;

7 о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов;

8 об амнистии, о помиловании.

9 которые связанны с назначением на должность, утверждением в должности или освобождением от должности, относящиеся к компетенции местного исполнительного и распорядительного органа либо его руководителя.

Право инициативы на проведение республиканского референдума принадлежит

1 Президенту Республики Беларусь;

2 Палате представителей и Совету Республики;

3 гражданам Республики Беларусь.

Инициатива Палаты представителей и Совета Республики на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от полного состава каждой из палат, и вносится Президенту Республики Беларусь.

Инициатива граждан на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, внесенного не менее 450 тысячами граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысячами граждан от каждой из областей и города Минска. В случае, если с инициативой о проведении республиканского референдума выступают граждане, ими образуется группа по проведению референдума (далее - инициативная группа) из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме, в количестве не менее 100 человек, примерно в равной степени представляющих граждан от каждой области и города Минска.

Повторное инициирование гражданами проведения референдума по одному и тому же вопросу допускается не ранее чем через год после отклонения предложения о проведении референдума и не ранее чем через три года после проведения референдума по этому вопросу.

Президент Республики Беларусь назначает республиканский референдум по собственной инициативе или в двухмесячный срок после внесения на его рассмотрение в соответствии с настоящим Кодексом предложений палат Национального собрания Республики Беларусь либо граждан.

В указе Президента Республики Беларусь о назначении референдума, как правило, предусматриваются:

1 дата проведения референдума;

2 юридическая сила решения, принятого референдумом;

3 формулировка вынесенного на референдум вопроса (вопросов);

4 иные организационные мероприятия по обеспечению проведения референдума.

Если на референдум выносится законопроект, то он прилагается к указу Президента Республики Беларусь о назначении референдума.

Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания указа Президента Республики Беларусь о назначении референдума.

Президент Республики Беларусь вправе отклонить предложение о проведении референдума, если оно не соответствует требованиям настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь. Решение Президента Республики Беларусь об отклонении референдума оформляется указом.

Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Решение считается принятым референдумом, если за него в целом по Республике Беларусь проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

Решение о принятии, изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Решение, принятое референдумом, вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, если в нем не установлен иной срок.

Датой принятия решения референдумом считается день референдума.

Юридическая сила решения, принятого референдумом, определяется указом Президента Республики Беларусь о назначении референдума.

Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом.

Если для выполнения решения, принятого референдумом, требуется издание какого-либо правового акта, он должен быть принят в течение пяти месяцев со дня вступления в силу решения, принятого референдумом.

3. Местный референдум.

Право инициативы на проведение местного референдума принадлежит местным представительным органам и гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим на территории соответствующей области, района, города, района в городе, поселка, сельсовета. Инициатива граждан выражается в виде предложения, внесенного не менее 10 процентами граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

Если граждане выступают с инициативой о проведении местного референдума, ими образуется инициативная группа из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме, в количестве:

в области и городе Минске - не менее 50 человек;

в районе, городе, районе в городе - не менее 20 человек;

в поселке, сельсовете - не менее 10 человек.

Решение о назначении областного, Минского городского, районного, городского, поселкового, сельского референдума принимается соответствующим местным Советом депутатов, а решение о назначении районного референдума в городе с районным делением - городским Советом депутатов не позднее 30 дней со дня внесения в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь такого предложения.

Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня принятия решения о назначении референдума.

Решения, принятые местным референдумом, подписываются руководителем соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа.

5. Статус Президента Республики Беларусь.

6. Полномочия Президента Республики Беларусь.

7. Акты Президента.

8. Организация и обеспечение деятельности Президента. Администрация Президента.

Президент является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

Президент является высшим должностным лицом Республики Беларусь:

1) Олицетворяет единство народа,

2) гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики,

3) представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

4) принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности,

5) обеспечивает политическую и экономическую стабильность,

6) преемственность и взаимодействие органов государственной власти,

7) осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Президент не может быть депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и членом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь занимать другие должности в государственных, общественных и иных учреждениях, организациях, осуществлять предпринимательскую деятельность, получать помимо заработной платы денежные вознаграждения, за исключением гонораров за произведения науки, литературы и искусства.

Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом. Публичное оскорбление Президента или клевета в отношении его, в том числе с использованием печати или других средств массовой информации, влекут установленную законом ответственность.

Уголовное дело о публичном оскорблении Президента или клевете в отношении его, в том числе с использованием печати или других средств массовой информации, возбуждается в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Иски о защите чести и достоинства Президента предъявляются в суд в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Срок полномочий Президента - пять лет. Полномочия Президента начинаются с момента вступления в должность и прекращаются с момента принесения Присяги вновь избранным Президентом или в связи со смещением Президента с должности, отставкой Президента, досрочным освобождением Президента от должности, смертью Президента.

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь не позднее двух месяцев со дня избрания Президента. Для участия в церемонии принесения Присяги могут приглашаться также члены Совета Министров Республики Беларусь, другие должностные лица, представители политических партий, общественных объединений, религиозных конфессий Республики Беларусь, аккредитованные в Республике Беларусь дипломаты и представители иностранных государств.

После оглашения текста Присяги Президент подписывает акт о принесении Присяги. Акт о принесении Присяги Президентом передается на хранение в архив Президента.

После подписания акта о принесении Присяги Председатель Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов вручает Президенту удостоверение. Исполняется Государственный гимн Республики Беларусь.

Президент может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента от должности принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии. Решения палат принимаются в форме постановлений.

Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики на основании принятого постановления.

Президент считается смещенным с должности, если за решение о его смещении проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

Непринятие Советом Республики и Палатой представителей решения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения.

В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь.

Президент может в любое время подать в отставку. Отставка Президента принимается постановлением Палаты представителей.

Должность Президента считается вакантной в случаях:

отставки Президента;

досрочного освобождения Президента от должности;

смещения Президента;

смерти Президента.

В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру Республики Беларусь. При этом выборы Президента должны быть проведены не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.

Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственных органов. Согласно ст.79 Конституции Республики Беларусь, он является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент Республики Беларусь олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики государства, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

Президент Республики Беларусь принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти, выступает арбитром между властями. Таким образом, Конституция нашей страны возлагает на Главу государства важнейшие функции и задачи.

Президент Республики Беларусь обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом. Публичное оскорбление Президента Республики Беларусь или клевета в отношении его, в том числе с использованием печати или других средств массовой информации, влекут установленную законом ответственность. Иски о защите чести и достоинства Президента Республики Беларусь предъявляются в суд в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Полномочия Президента Республики Беларусь закреплены преимущественно в ст. 84 Конституции Республики Беларусь, а также в статьях Закона Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» и других нормативных актах, в которых содержатся нормы, посвященные правам и обязанностям Президента Республики Беларусь. К ним относят:

1. Полномочия в области организации работы Парламента и местных представительных органов:

· Президент назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент и местные представительные органы;

· распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;

· имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступает перед ними в любое время с речью или сообщением;

· обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях палат Парламента.

2. Полномочия в области формирования Правительства Республики Беларусь и других центральных органов управления:

· назначает на должность Премьер-министра (с согласия нижней палаты Парламента);

· определяет структуру Правительства, назначает и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;

· с согласия Совета Республики назначает на должность Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка и освобождает их от должности (Президент должен уведомить об этом Совет Республики);

· назначает и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля;

· образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь;

· назначает шесть членов Центризбиркома, в том числе Председателя Центризбиркома (с согласия Совета Республики). Освобождает их от должности (с уведомлением Совета Республики).

3. Полномочия в области законодательства и законности:

· имеет право отменять акты Правительства;

· подписывает законы;

· имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;

· имеет право приостанавливать решения местных представительных Советов депутатов и др.

4. Полномочия в области внешних сношений:

· ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;

· принимает верительные грамоты и отзывает грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств.

5. Полномочия в области обороны, обеспечения правопорядка и защиты граждан:

· является Главнокомандующим Вооруженных Сил Республики Беларусь; назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил;

· формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь;

· назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности;

· вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;

· в случае стихийного бедствия, катастрофы, беспорядков, сопровождающихся насилием или угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение.

6. Полномочия в области формирования судебных органов:

· с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда;

· назначает шесть судей Конституционного Суда (в их числе Председатель), иных судей Республики Беларусь.

7. Полномочия в области гражданства:

· решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища;

· осуществляет помилование граждан;

· награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания.

Президент Республики Беларусь осуществляет и иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами (п. 30 ст. 84 Конституции Республики Беларусь).

Президент на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

Декреты Президента могут быть двух видов - декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты. Декреты и временные декреты имеют силу закона.

Декреты и указы Президента, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, имеют верховенство над актами иных государственных органов и должностных лиц.

Проект закона о делегировании Президенту законодательных полномочий может вноситься в Палату представителей Президентом. Проект закона должен определять круг отношений, регулируемых декретом, и срок полномочий Президента на издание декрета.

Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчетов о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента Республики Беларусь, ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

Временные декреты издаются Президентом Республики Беларусь в силу особой необходимости без делегирования на то законодательных полномочий.

Инициатором издания временных декретов может выступить Президент или Совет Министров Республики Беларусь. Если временный декрет издается по предложению Совета Министров Республики Беларусь, он должен быть скреплен подписью Премьер-министра Республики Беларусь.

Президент не может издавать временные декреты по тем же вопросам, что и декреты, издаваемые на основе закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, за исключением случаев принятия мер, предусмотренных частью второй статьи 79 Конституции Республики Беларусь.

Временный декрет с письменным обоснованием необходимости его издания в трехдневный срок после его подписания вносится в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, в том числе и в период между сессиями, Президентом или по его поручению Главой Администрации Президента Республики Беларусь. Этот срок начинает исчисляться со дня, следующего за днем подписания данного временного декрета.

Временный декрет рассматривается Палатой представителей, а затем Советом Республики в порядке и сроки, определенные регламентами палат.

Не подлежат рассмотрению временные декреты, утратившие силу к моменту их рассмотрения в Национальном собрании Республики Беларусь.

Палаты Национального собрания Республики Беларусь вправе отменить временный декрет большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Решения палат принимаются в форме постановлений. Если голосование в палатах не привело к принятию решений об отмене временного декрета или такое решение принято одной из палат, временный декрет сохраняет свою силу.

Проекты законов, по содержанию расходящиеся с временным декретом, могут приниматься Национальным собранием Республики Беларусь после отмены или признания утратившим силу этого декрета или его соответствующих норм, либо в случаях, когда проекты законов внесены в Палату представителей Президентом или с его согласия.?

Отношения, возникшие или приобретшие качественно новое состояние со вступлением в силу временного декрета, после отмены данного временного декрета могут регулироваться законом. При необходимости регулирования таких отношений палаты Национального собрания Республики Беларусь одновременно с принятием решений об отмене временного декрета обязаны принять соответствующий закон.

Палаты Национального собрания Республики Беларусь могут принять закон, по содержанию совпадающий с соответствующим временным декретом. Со вступлением такого закона в силу временный декрет утрачивает свою силу. При принятии закона, частично совпадающего по содержанию с временным декретом, этот декрет сохраняет свою силу в части, не урегулированной таким законом, если временный декрет в данной части не отменен в установленном порядке палатами Национального собрания Республики Беларусь.

Декреты, указы и распоряжения Президента публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

Декреты независимо от вида подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом декрете не установлен иной срок. Указы и распоряжения Президента вступают в силу в порядке, установленном Президентом.

Декреты, указы и распоряжения Президента регистрируются, им присваивается соответствующий порядковый номер.

Декреты и указы Президента или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом Республики Беларусь в пределах его полномочий противоречащими положениям Конституции Республики Беларусь, утрачивают юридическую силу в порядке, определяемом Конституцией Республики Беларусь.

Декреты Президента или их отдельные нормы, полностью или в части расходящиеся с законом, которым предоставлены полномочия на их издание, не имеют юридической силы.

Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений.

4. Организация и обеспечение деятельности Президента.

Для непосредственного обеспечения деятельности Президента, реализации его полномочий Президентом создаются Администрация Президента Республики Беларусь и другие органы государственного управления. Порядок их деятельности определяется Президентом.

Президент назначает Главу Администрации Президента Республики Беларусь.

Порядок финансового, материально-технического и иного обеспечения деятельности Администрации Президента Республики Беларусь определяется Президентом.

Работники Администрации Президента Республики Беларусь, кроме лиц, осуществляющих техническое обслуживание, относятся к категории служащих государственного аппарата.

Президент вправе образовывать консультативно-совещательные и иные органы при Президенте.

Официальная государственная резиденция Президента, в которой находятся рабочие и представительные помещения Президента, располагается в столице Республики Беларусь.

Президент имеет круглую гербовую печать с надписью "Президент Республики Беларусь", специальные бланки с Государственным гербом Республики Беларусь.

Устанавливается следующее государственное обеспечение и обслуживание Президента:

1) заработная плата в соответствии с законодательством;

2) служебное жилое помещение;

3) транспорт специального назначения;

4) охрана, возлагаемая на службу специального назначения;

5) расходы на представительные цели внутри страны;

6) расходы, связанные с посещением иностранных государств;

7) специальное медицинское и санаторно-курортное обслуживание его и его семьи;

8) государственное страхование;

9) государственная дача.

Врученные Президенту подарки, полученные во время официальных визитов в иностранные государства, а также подарки, врученные ему представителями иностранных государств во время их официальных визитов в Республику Беларусь, являются государственным имуществом, хранящимся в резиденции Президента или в музеях республики, а подарки, представляющие особую ценность, - в Национальном банке Республики Беларусь.

В случаях истечения срока полномочий, отставки Президента, досрочного освобождения Президента от должности бывшему Президенту:

1) устанавливается пенсия в размере, определяемом законодательством;

2) предоставляется государственное жилье в избираемом им населенном пункте Республики Беларусь.

Увековечение памяти и похороны Президента осуществляются за счет средств государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: