Милетская школа.
Ранняя греческая философия не была однородной по своим мировоззренческим установкам.
Ионийцы и италийцы.
Ранняя греческая философия.
Можно говорить о двух различных истоках происхождения греческой философии.
- Первый восходит к ионийцам, которые представлены Милетской школой – преемственностью трех философов из богатейшего в то время города Милета на побережье Малой Азии. Это – Фалес (624-546), Анаксимандр (610-546) и Анаксимен (585-528).
- Второй – к италийцам – жителям Южной Италии, в которой в то время существовали греческие колонии – независимые дочерние города полисов основной Греции. Италийская философия представлена Пифагором (571-497) и его последователями.
Различие мировоззренческих установок философствования ионийцев и италийцев:
- Для ионийцев его движущей силой было удивление, любопытство по отношению к природе вещей, желание знать ради самого знания.
- Для италийцев побудительной причиной было желание обожествления, побега из смертной жизни и возвращения к божественному существованию, от которого, как считалось, отпала душа.
Милетскую школу отличал преимущественный интерес к сфере природного,
|
|
тому, что позднее стало относится к компетенции различных естественных наук – физики, астрономии, биологии, метеорологии
(Характерны сохранившиеся названия трактатов Анаксимандра и Анаксимена – «О природе».).
- Фалес считается первым астрономом и математиком в античной традиции. Он, в частности, известен тем, что сумел предсказать солнечное затмение 585 г. до н.э.
- Анаксимандр создал простейшие солнечные часы – гномон, построил модель небесной сферы – глобус, начертил географическую карту.
- Анаксимен интересовался астрономическими и метеорологическими явлениями, правильно указал, что звезды более отдалены от Земли, чем Луна и Солнце.
Милетцы – первые натурфилософы.
- не следует думать, что милетцы были учеными в современном значении этого слова более, нежели философами.
- В отношении досократиков, особенно самых ранних, такое четкое деление просто невозможно. В то время еще не произошло разграничения между собственно философией и науками о природе.
Поэтому этот первоначальный этап развития философии принято называть натурфилософией. Милетцев можно называть первыми натурфилософами.
Основная философская идея милетцев: постановка проблемы первоначала (или начала) сущего.
Суть проблемы первоначала: Окружающий нас мир состоит из огромного многообразия вещей, в большей или меньшей степени отличающихся друг от друга. Но наряду с этим многообразием, мы можем обнаружить внутреннее единство между вещами, которое проявляется, например, в том, что вещи могут взаимодействовать между собой, превращаться друг в друга. Получается, что мир одновременно многообразен и един. Как связать эти взаимоисключающие утверждения между собой?
|
|
Проблема соотношения единого и многого – одна из фундаментальных философских проблем.
Милетцы предложили первый известный в истории европейской философии способ ее решения.
Должно существовать нечто, что, во-первых, присутствует в вещах в качестве единообразной основы, а, во-вторых, является генетически первичным, тем, из чего возникает все остальное.
Это нечто и получило название начало.
Обратим внимание, что милетцы не рассматривают начало в качестве отвлеченного философского понятия.
У Фалеса началом всего является вода.
Постановка проблемы, осуществленная Фалесом не просто генетическая, как у Гомера, она имеет онтологический характер. Фалес умом усматривает недостающее понятие, без которого наше понимание реальности является противоречивым. Именно рациональное усмотрение недостающих звеньев в картине мира и составляет существенную черту философствования.
Такое сущностное основание вещей, лежащее в их основе
получило название субстанция.