Характеристика милетской школы

Милетская школа.

Ранняя греческая философия не была однородной по своим мировоззренческим установкам.

Ионийцы и италийцы.

Ранняя греческая философия.

Можно говорить о двух различных истоках происхождения греческой философии.

  • Первый восходит к ионийцам, которые представлены Милетской школой – преемственностью трех философов из богатейшего в то время города Милета на побережье Малой Азии. Это – Фалес (624-546), Анаксимандр (610-546) и Анаксимен (585-528).
  • Второй – к италийцам – жителям Южной Италии, в которой в то время существовали греческие колонии – независимые дочерние города полисов основной Греции. Италийская философия представлена Пифагором (571-497) и его последователями.

Различие мировоззренческих установок философствования ионийцев и италийцев:

  • Для ионийцев его движущей силой было удивление, любопытство по отношению к природе вещей, желание знать ради самого знания.
  • Для италийцев побудительной причиной было желание обожествления, побега из смертной жизни и возвращения к божественному существованию, от которого, как считалось, отпала душа.

Милетскую школу отличал преимущественный интерес к сфере природного,

тому, что позднее стало относится к компетенции различных естественных наук – физики, астрономии, биологии, метеорологии

(Характерны сохранившиеся названия трактатов Анаксимандра и Анаксимена – «О природе».).

  • Фалес считается первым астрономом и математиком в античной традиции. Он, в частности, известен тем, что сумел предсказать солнечное затмение 585 г. до н.э.
  • Анаксимандр создал простейшие солнечные часы – гномон, построил модель небесной сферы – глобус, начертил географическую карту.
  • Анаксимен интересовался астрономическими и метеорологическими явлениями, правильно указал, что звезды более отдалены от Земли, чем Луна и Солнце.

Милетцы – первые натурфилософы.

  • не следует думать, что милетцы были учеными в современном значении этого слова более, нежели философами.
  • В отношении досократиков, особенно самых ранних, такое четкое деление просто невозможно. В то время еще не произошло разграничения между собственно философией и науками о природе.

Поэтому этот первоначальный этап развития философии принято называть натурфилософией. Милетцев можно называть первыми натурфилософами.

Основная философская идея милетцев: постановка проблемы первоначала (или начала) сущего.

Суть проблемы первоначала: Окружающий нас мир состоит из огромного многообразия вещей, в большей или меньшей степени отличающихся друг от друга. Но наряду с этим многообразием, мы можем обнаружить внутреннее единство между вещами, которое проявляется, например, в том, что вещи могут взаимодействовать между собой, превращаться друг в друга. Получается, что мир одновременно многообразен и един. Как связать эти взаимоисключающие утверждения между собой?

Проблема соотношения единого и многого – одна из фундаментальных философских проблем.

Милетцы предложили первый известный в истории европейской философии способ ее решения.

Должно существовать нечто, что, во-первых, присутствует в вещах в качестве единообразной основы, а, во-вторых, является генетически первичным, тем, из чего возникает все остальное.

Это нечто и получило название начало.

Обратим внимание, что милетцы не рассматривают начало в качестве отвлеченного философского понятия.

У Фалеса началом всего является вода.

Постановка проблемы, осуществленная Фалесом не просто генетическая, как у Гомера, она имеет онтологический характер. Фалес умом усматривает недостающее понятие, без которого наше понимание реальности является противоречивым. Именно рациональное усмотрение недостающих звеньев в картине мира и составляет существенную черту философствования.

Такое сущностное основание вещей, лежащее в их основе
получило название субстанция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: