В рамках государственной информационной политики заложены основы для решения таких задач, как формирование единого информационного пространства России и се вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации. Государственная информационная политика должна способствовать укреплению связи Федерального центра и регионов, укреплению федерализма и целостности страны.
В соответствии с этой Концепцией основными задачами государственной информационной политики являются:
модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, развитие информационно-телекоммуникационных технологий;
эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР) и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;
обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;
подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;
обеспечение информационной безопасности;
формирование информационного права как правового фундамента и необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.
Основные положения правового обеспечения государственной информационной политики, которое должно реализовываться в рамках информационного права, формулируется следующим образом:
реализация принципа правового равенства всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса;
совершенствование действующего законодательства и разработка новых законодательных и иных нормативных правовых актов, формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное регулирование информационных отношений, а также осуществление контроля за безусловным исполнением законодательства;
признание возможности ограничения доступа к информации исключительно на основе закона, как исключения из общего принципа открытости информации;
персонифицирование ответственности за сохранность информации, ее засекречивание и рассекречивание;
защита законными средствами личности, общества, государства от ложной, искаженной и недостоверной информации;
предоставление гражданам универсальной общественной информационной услуги, способствование доступу к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям.
Правовое обеспечение государственной информационной политики должно развиваться по следующим основным направлениям:
разработка новых законов, дополняющих и развивающих существующее законодательство в информационной сфере;
совершенствование актов действующего законодательства, повышение эффективности их норм;
систематизация и кодификация актов информационного законодательства;
согласование существующих и вновь разрабатываемых законов в информационной сфере с актами других отраслей законодательства;
разработка подзаконных актов, руководящих документов и механизмов, обеспечивающих эффективное применение норм существующею и разрабатываемого законодательства;
разработка и применение методов опенки эффективности действующего законодательства;
координация федерального законодательства и законодательства субъектов федерации в информационной сфере;
активное участие в разработке международного законодательства в информационной сфере (на уровне ближнего и дальнего зарубежья).
Первоочередными мероприятиями государственной информационной политики в области информационного права должны быть:
анализ процессов развития информационной сферы, выявление пробелов и дублей в законодательстве;
разработка концепции формирования и развития информационного права и его источника — информационного законодательства;
анализ причин низкой эффективности существующего информационного законодательства и определение необходимого комплекса мер по исправлению этого положения;
повышение информационно-правовой культуры общества.
Определение понятия «информация»
Основным объектом правоотношений в информационной сфере является информация. «Информация — это информация, а не энергия и не материя», — сказал Ноберт Винер — отец кибернетики. В его определении информация выступает как философская категория наравне с материей и энергией.
Понятно, что такое философское определение информации для права неприемлемо, как и неприемлемо, например, регулирование отношений по поводу энергии вообще или материи вообще. Информация как объект правоотношений должна быть конкретизирована, организована должным образом, «привязана» к ситуации и конкретному виду отношений, классифицирована по видам и тому подобным образом «подготовлена» для осуществления по ее поводу действий, регулируемых нормами права.
В практическом смысле, попятном каждому, определение информации дал С.И. Ожегов[1]: информация — это:
1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах;
2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо.
До середины 20-х гг. XX в. под информацией (в переводе с латыни — ознакомление, разъяснение, изложение) действительно понимались «сообщения и сведения», передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. С середины XX в. информация определяется как общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (генетическая информация), одно из основных понятий кибернетики[2].
В связи с развитием средств связи и телекоммуникаций, вычислительной техники и их использованием для обработки и передами информации возникла необходимость измерять количественные характеристики информации. Появились разные теории, и понятие «информация» начало наполняться разным содержанием.
В 1949 г. К. Шеннон и У. Уивер опубликовали статью «Математическая теория связи», в которой были предложены вероятностные методы для определения количества передаваемой информации. Однако такие методы описывают лишь знаковую структуру информации и не затрагивают заложенного в ней смысла (в сообщении, сведениях).
В 1948 г. Н. Винер предложил «информационное видение» кибернетики как науки об управлении в живых организмах и технических системах. Под информацией стали понимать не просто сведения, а только сведения новые и полезные для принятия решения, обеспечивающего достижение цели управления. Остальные сведения не считались информацией.
Уже много лет развивается семантическая теория информации, которая изучает смысл, содержащийся в сведениях, полезность и ценность этих сведений для потребителя. В этой связи существенным становится субъективный подход, основанный и на априорной подготовленности субъекта к восприятию таких сведений или сообщений и с их новизной для субъекта и с их полезностью (или ценностью) для принятия им решений, направленных на достижение поставленных целей.
Термин «информация» и связанные с ним термины сегодня широко применяются и законодателем.