Усилия и напряжения в ветвях ремня. Критерии работоспособности
Начальное натяжение ремня Fo выбирают по условию, при котором ремень мог бы передавать полезную нагрузку, сохраняя натяжение достаточно длительное время, не получая большой вытяжки, и имел бы удовлетворительную долговечность. До передачи вращения ветви испытывают одинаковое начальное натяжение Fo. Напряжение от предварительного натяжения равно s0=1,8 МПа для плоских ремней и s0=1,2 МПа - для клиновых.
Рассмотрим передачу полезной нагрузки Ft
Соотношение натяжений ведущего F1 и ведомого F2 ветвей при работе без учета центробежных сил определяют по известному уравнению Л. Эйлера, выведенному для нерастяжимой нити.
где е - основание натуральных логарифмов; γ- угол скольжения; приближенно равным 0,7 угла обхвата α.
Рисунок 51
Соответствующие напряжения растяжения в ведущей и ведомой ветвях:
и
Полезное напряжение
В то же время
=>
При изгибе ремня толщиной δ на шкиве диаметра D относительные удлинения наружных волокон равны δ/D.
Напряжение изгиба в предположенном постоянстве модуля упругости
При вращении шкивов под действием центробежных сил ремень испытывает дополнительные напряжения растяжения
σц=ρ∙V2,
где V1 м/с; ρ – кг/м3 – плотность
(для прорезиненных ρ=1100…1200 кг/м3; кожа ρ=1000÷1100 кг/м3)
Рисунок 52
Все силы проецируем на ось, перпендикулярную оси С'
Наибольшее суммарное напряжение в поперечном сечении ремня в месте его набегания на малый шкив (рисунок 53, на котором изображена эпюра суммарных напряжений в работающем ремне).
Рисунок 53
Основными критериями работоспособности ременных передач являются:
- тяговая способность ремня - это способность передавать определенную нагрузку без пробуксовывания ремня;
- долговечность ремня.