Отклоняющееся поведение

Уроки 16-18. Отклоняющееся поведение и социальный контроль

III. Итог

Золотое правило морали гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

- Можно ли считать это правило моральной нормой? Ответ аргументируйте.

- Суть правовой культуры правоведы выражают формулой: «Знать - уважать – соблюдать». Согласны ли вы с ней? Почему?

- На вопрос о том, что для вас является высшей ценностью, нередко дают ответ: ≪Деньги≫. Есть, конечно, и другие ответы. А как вы ответите на этот вопрос? Свой ответ аргументируйте.__

- Как вы понимаете смысл слов Аристотеля, который говорил: «Мы становимся справедливыми, поступая справедливо, умеренными - поступая умеренно, смелыми - делая смелые поступки... Поэтому немаловажно то, что мы формируем наши те или иные привычки с самых ранних лет. Это очень важно, а может, самое важное»?

Домашнее задание

Выучите § 5, выполните задания. Напишите эссе на тему: «Если бедность - мать преступлений, то недостаток ума - их отец» (народная мудрость).

В одной из зарубежных работ по проблеме отклоняющегося поведения говорится: «Отклонения - естественная часть социальной жизни. И осуждение, регулирование и запрещение, моральное совершенствование не уменьшают отклонений, так как возникают более строгие нормы поведения. Специфические отклонения могут исчезать, а другие - появляться... исчезновение крупных преступлений поведет к усилению внимания к более мелким». Что собой представляет отклоняющееся поведение? Так можно ли избавить общество от подобных отклонений? Если да, то с помощью чего? Об этом мы и будем говорить на уроке.

Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющимся поведением. К сожалению, мы все чаще и чаще становимся свидетелями его проявления в человеческом обществе.

- Скажите, в чем может выразиться проявление отклоняющегося поведения.

Проявления отклоняющегося поведения

Проявления негативного отклоняющегося поведения разнообразны.

Их общая черта - вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, другим людям, а также личности, допускающей негативные отклонения

- Как вы думаете, отклонения от норм могут носить только негативный характер? Приведите примеры позитивного характера отклоняющегося поведения.

- Какие последствия они имеют для общества?

- Приведите примеры социальных отклонений, которые сегодня приобрели массовый характер. (Наркомания, алкоголизм, религиозный фанатизм и экстремизм, расовая нетерпимость, терроризм.)

Мы обозначили тревожные явления... Но разве столь важно знать, каков процент наркоманов в нашей стране? Гораздо важнее определить причины отклоняющегося поведения. Ведь не рождается же человек уже с тягой к наркотикам.

Разделившись на творческие группы, работая с материалом пункта 1 § 6, объясните причины подобного поведения с точки зрения: биологов; психологов; социологов; четвертая группа - культурологов.

- Какая причина вам показалась наиболее значимой? Почему?

- Как вы можете объяснить подобное явление?

Лица, допустившие негативное отклонение от нормы, наказываются обществом, которое применяет против них санкции, т. е. наказания за неодобряемые, нежелательные действия. Санкции могут носить различный характер в зависимости от тяжести проступка. Самые тяжкие отклонения в поведении - преступления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: