Поведенческая концепция Б. Скиннера.
Бе́ррес Фре́дерик Ски́ннер (1904-1990) создал Б. Скиннера, теорию оперантного бихевиоризма. Он определял личность - систему реакций на различные стимулы
Скиннер выделил три видах поведения:
безусловнорефлекторном - врожденного у животного и человека(глотание, рвотный рефлекс и т.д.). Например, крик новорожденного младенца, в результате которого ребенок, набирает воздух в легкие.
условно-рефлекторном - индивидуально приобретённые приспособительные реакции организма животных и человека, возникающие при определённых условиях (отсюда название) на основе образования временной связи между условным (сигнальным) раздражителем и подкрепляющим этот раздражитель безусловнорефлекторным актом
оперантное - реакции (R), которые не вызываются стимулом, а выделяются организмом, наиболее успешные из которых подкрепляются, и они являются преобладающими в адаптивном поведении животного (форма произвольного поведения).
Средством формирования нового поведения выступает подкрепление.
|
|
На основе результатов научения у животных возник скиннеровский вариант программированного обучения, при этом игнорируется внутренняя познавательная деятельность учащихся, и как следствие этого обучение как сознательный процесс исчезает, он исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения и производит бихевиоризацию его психики.
Мышление, память, мотивы и др. психические процессы можно описать в терминах реакции и подкрепления.
По В. Макгвайра, классификация поведения и поступков человека проводиться от целей, потребностей, ситуации.
Потребность – это переживаемое и осознаваемое состояние нужды человека в чем-либо (пище, одежде, безопасности, любви и т.п.).
Цель показывает, к чему человек стремится, какой результат хочет получить. Одна и та же цель может быть поставлена исходя из разных потребностей.
Поступок есть:
1) результат ответной реакции на внешнее воздействие;
2) проявление какого-то внутреннего источника активности, внутренней потребности, желания.
Целью поступка:
1) сохранение привычного, адаптивного состояния;
2) приобретение нового качества, новых результатов (развитие).
Закончиться поступок может при достижении:
1) желательного внутреннего эффекта (мнение, оценка, чувство, настроение) либо
2) желательного внешнего эффекта, внешнего результата (достижения согласия, понимания, желаемого результата и т.п.).
Исходя критериев выделено 16 типов поведения.
1. Перцептивное поведение – стремление совладать с информационной перегрузкой, многообразие воздействующей информации классифицируется, упрощается и может привести как к более ясному пониманию оцениваемого, так и к потере значимой информации.
|
|
2. Защитное поведение – любые реальные или воображаемые действия психологической защиты (отвергание, замещение, проекция, регрессия), которые позволяют создать, сохранить позитивный образ «Я», позитивное мнение человека о самом себе.
3. Индуктивное поведение – восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий.
4. Привычное поведение – удовлетворение от положительного подкрепления – приводит к большей вероятность использования знакомых вариантов поведения в соответствующих ситуациях.
5. Утилитарное поведение – стремление человека решить проблему с максимальным максимально возможным достижением успеха.
6. Ролевое поведение в соответствии с ролевыми требованиями, обстоятельствами, которые вынуждают человека к каким-то действиям, иногда несовпадении с личностными устремлениями.
7. Сценарное поведение – человек является исполнителем допустимого (приличного) поведения, соответствующего его статусу в данной культуре, обществе.
8. Моделирующее поведение – поведение людей в малых и больших группах, трудноконтролируемое, как самим человеком, так и другими людьми.
9. Уравновешивающее поведение – человек имеет одновременно противоречащие друг другу мнения, оценки, установки и пытается их согласовать за счет изменения своих оценок, притязаний, воспоминаний.
10. Освобождающее поведение – человек стремится обезопасить себя от реальных или кажущихся негативных условий существования.
11. Атрибутивное поведение – активное устранение противоречий между желаниями, мыслями и реальными действиями.
12. Экспрессивное поведение – человек достигший высокого уровня мастерства и удовлетворения от «хорошо сделанного дела», при сохранении стабильно высокой самооценки, постоянное воспроизведение которой является основным регулятором повседневного социального поведения.
13. Автономное поведение – когда чувство свободы выбора создает готовность человека преодолевать любые барьеры на пути достижения цели.
14. Утверждающее поведение – переживание своих действий как свершения своих планов при максимальном использовании внутренних собственных условий.
15. Исследовательское поведение – стремление к новизне физического и социального окружения.
16. Эмпатическое поведение – учет, большой охват чувственной информации, лежащей в основе межличностного взаимодействия людей, способности чувствовать и понимать эмоциональное и душевное состояние другого человека.
5.3. Гуманистическая психология.
Гуманистическая психология – предметом изучения является личность как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Зародилось во второй половине 20 в. По Абрахаму Харольду Маслоу, (1908–1970). все потребности выстраиваются в своеобразную «пирамиду», в основании которой лежат низшие, а на вершине – высшие потребности человека. Ведущие представители этого направления: Гордон Уиллард Олпорт (1897-1967), А́брахам Харольд Масло́у (1908-1970), Карл Рэ́нсом Ро́джерс (1902-1987), Ф. Бэррон, Р. Мэй.
5.3.1. Теория личности А. Маслоу.
Рис. Иерархии потребностей человека (или ступени развития)
Американский психолог А́брахам Масло́у (1908-1970), разработал иерархию потребностей включающую в себя:
Ступень 1 – физиологические потребности – это низшие, управляемые органами тела потребности, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в самозащите.
Ступень 2 – потребность в надежности – стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению по старости и т.п.
|
|
Ступень 3 – социальные потребности. Для одного человека достаточно нескольких контактов с другими людьми, в другом человеке эта потребность выражается очень сильно.
Ступень 4 – потребность в уважении, осознании собственного достоинства (уважение, престиж, социальный успех).
Ступень 5 – потребность в развитии личности, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.
5.3.2. Принципы мотивации человека по А. Маслоу.
1. Мотивы имеют иерархическую структуру;
2. Чем выше уровень мотива, тем дольше можно задержать их реализацию;
3. Пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными.
4. При удовлетворении (реализации) низшие потребности теряют мотивирующую силу
5. Возможность к удовлетворению, высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.
6. Нехватка базовых физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для человека ведущими («Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба»).
7. Если базовые первичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни).
8. Многим людям присущи «неврозы существования» - человек не понимает, зачем живет, и страдает от этого.
9. Человек стремящийся понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития.