Культура средних веков

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
1.Орг.Момент - Здравствуйте, меня зовут Марина Юрьевна, сегодня я у вас проведу урок изобразительного искусства. - Проверьте, все ли у вас лежит на партах, проверяете всё глазами, если чего-то не хватает, поднимаете руку. Сегодня нам понадобится, кисть, краски, бумага которую я вам раздала, черный фломастер, баночка для воды. Внимательно проверяют глазками наличие на партах необходимых предметов  
2. Беседа Начал Тимоша пером рисовать. Чернильная капля упала в тетрадь. Заплакала капля, с обидой сказала: - Ты так торопился, я кляксою стала. Тимоша, подумав, ответил - Не плачь. И сделал из кляксы голубенький мяч. И.Винокуров -Ребята, оказывается что, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а наоборот, ещё и похвалят - Сегодня мы с вами будем волшебниками, и попытаемся сделать сказочных персонажей. - Для этого нам с вами необходимо, на середину листа, быстро поставить капли красок разного цвета и обязательно добавить черного, но помните, нужно не рисовать, а именно поставить капли. Следом сложить листок пополам, и прижать его. Раскрыть его и посмотреть что получилось. После высыхания, взять в руки черный маркер, и проявить фантазию, и дорисовать то, что не хватает нашему волшебному рисунку. У вас много листочков, рисуйте, и выберете потом самую красивую. После рисования, самые лучшие работы мы вывесим на плакат И выберем самую сказочную работу.   Р. целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся,и того, что еще неизвестно; К.осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
3. Практическая работа + Физминутка 4. Демонстрация и анализ работ 5. Итог   (презентация - Физминутка) Ребята, кто уже готов, по одному самому красивому на ваш взгляд волшебному рисунку, подносите мне и мы приклеим на доску. - Посмотрите, какие замечательные сказочные герои у нас получились, просто волшебные. - Что это за волшебный персонаж? -Какие красивые цвета получились, надо же как интересно ты дорисовал этот рисунок. - Итак, ребята, чем мы сегодня с вами занимались? - Что было сложным? - Спасибо, за занятие.     Р. оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно, усвоить, осознание качества и уровня усвоений.

(по М.М.Бахтину)

ФОЛЬКЛОРНАЯ КУЛЬТУРА

Первоначальное значение термина «фольклор» – народная культура.

Основной очаг народной культуры – деревня.

Сфера фольклора – поэтическое, музыкальное, танцевальное, актёрское, пластическое (художественные ремёсла и крестьянская архитектура) искусства.

Любой слой культуры в «чистом виде» не существует. В сознании любого человека, даже самого необразованного, тёмного, есть элементы христианского, церковного мировоззрения, а в сознании образованных людей существует пласт народных, мифологических верований.

Художественная деятельность ещё не выделяется из материально-производственной, культово-обрядовой практики. Образ жизни и труд крестьян стабилен. Фольклорная сознание, фольклорная религия основаны на «господстве памяти» (З.Миркина, Г.Померанц). Это ведёт к консервации тех принципов, на которых строилась первобытная культура:

- синкретизм материально-духовно-художественной деятельности;

- органическая связанность эстетического сознания и познавательного, ценностного, эмоционально-рационального отношения крестьян к природе;

- категориальная аморфность эстетического сознания;

- морфологическая аморфность художественной практики;

- коллективно-анонимный характер творчества;

- отсутствие письменности;

- преобладание образно-эмоционального начала над интеллектуально-рациональным.

Фольклор, даже в пределах одной национальной культуры, представлен широким многообразием форм. Это объясняется:

-зависимостью народной культуры от особенностей природной среды и стойких местных традиций;

-ограниченностью контактов между крестьянами не только разных стран, но и разных районов.

Несмотря на тяготы повседневной жизни, народное искусство в песнях, сказках, росписях бытовых вещей и орудий труда отражает идеальное, фантастическое бытие. Тем самым в фольклорной культуре реализуется право народа на творческий вымысел, игру.

Фольклорное сознание утверждало прежде всего то, что могло противостоять бедствиям реальной жизни, – культ физической силы. Отсюда – типичные для фольклора всех народов образы богатырей, великанов, сапог-скороходов, гигантских мечей. Для фольклорного сознания характерно отождествление «мудрости с силой» (В.В.Бычков), причём – независимо от нравственной оценки её применения.

Фольклор – «звено связи» (М.С.Каган) первобытной культуры с формирующейся на её почве земледельческой культурой феодального общества. Религия не только заменяет языческие верования и обряды, но и приспосабливается к мифологическим представлениям и культовым процедурам, образуя различные синтетические формы. Эти формы называют «причудливой амальгамой» (Н.М.Никольский), «синкретическим комплексом» (Г.А.Носова), «причудливым сплавом христианства с фольклорной культурой масс» (А.Я.Гуревич). О русском средневековье многие писали, что «русские в такой степени сблизили своё христианство с язычеством, что трудно было сказать, что преобладало в образовавшейся смеси: христианство ли, принявшее в себя языческие начала, или язычество, поглотившее христианское вероучение».

Фольклорная субкультура связана с бунтарским потенциалом крестьянства. Идеология крестьянских войн мифологична (Пугачёв в народном сознании превращается в истинного законного «царя-батюшку», а много позже в культуре это «аукнется» народным обожествлением Ленина, Сталина и завершимся их мавзолейным захоронением). Мифологичность – основа творческого метода, характерного для средневековой культуры – «мифологический реализм» (Е.Н.Устюгова).

Своеобразие народной культуры наиболее ярко появляется в смеховой культуре народа.

М.М.Бахтин подразделяет все многообразные формы народной смеховой культуры на три основных вида:

- обрядово-зрелищные формы (празднества карнавального типа, различные площадные смеховые действа);

- словесно-смеховые произведения (устные, письменные, пародийные тексты);

- фамильярно-площадные речения (ругательства, клятвы, божба).

Обрядово-зрелищные формы.

К ним относятся празднества карнавального типа, «праздники дураков», «праздник осла», «пасхальный смех». Кроме того, почти каждый религиозный праздник имел свою народно-площадную сторону (храмовые праздники, праздник сбора урожая и др.).

Стержнем всех обрядово-зрелищных форм является смех. В этих формах создавался второй мир – неофициальный, несерьёзный, внегосударственный, внецерковный. Двумирность – характерная черта культуры, начиная с глубокой древности. Уже в мифологии существовали рядом с серьёзными культами и мифами «ритуальный смех», смеховые и бранные мифы, рядом с героями – пародийные двойники. Однако в древнейших культурах две стороны мира были одинаково священны.

В средневековой культуре все карнавальные формы внецерковны и внерелигиозны. Эта – другой мир, а не оборотная сторона единого мифологического мира. Карнавал – это сложная система площадных и уличных действий, шествий. Он длится несколько дней. Это не чисто художественная игровая форма, это сама жизнь, но оформленная игровым образом. Карнавал не делит участников на исполнителей и зрителей. Карнавал не смотрят, в нём живут. Карнавал всенароден, в нём живут все. Живут в карнавале по законам свободы. В этом смысле предшественником карнавала являются римские сатурналии.

Характерными фигурами карнавала являются шуты и дураки. Они – носители карнавального начала и находятся на границе жизни и искусства: они не просто чудаки или глупые люди, но и не комические актёры.

Карнавал – это праздничная жизнь народа. Празднество – важная первичная форма человеческой культуры. Её нельзя объяснить, исходя из практических условий жизни. Празднество всегда имело в культуре существенный и глубокий – миросозерцательный смысл. Празднество всегда имеет отношение к времени, его кризисным, переломным моментам (например, смерть и рождение). Официальные праздники всегда серьёзны. Карнавал – торжество смеха, свободы. На время карнавала отменялись все иерархические отношения, и все считались равными. Между людьми устанавливались вольные, фамильярные контакты, вырабатывались особые формы площадных жестов, речи. Особое пространство и время карнавала требовало особо изменчивых (протеических), игривых форм. Формируется особая логика обратности, наоборот, наизнанку, логика непрестанных перемещений верха и низа («колесо»), лица и зада. Второй мир – это пародия на первый, но пародия не отрицающая, а возрождающая и обновляющая.

Специфические черты карнавального смеха:

- праздничный (это не просто индивидуальная реакция на то, что смешно);

- всенародный (это смех «на миру»);

- универсальный (он направлен на всех, даже на участников);

- амбивалентный (весёлый, ликующий и – одновременно – насмешливый, утверждающий и – отрицающий).

Словесно-смеховые произведения.

Это многообразные произведения на латинском и народных языках. Писались пародии почти на все моменты церковного культа и вероучения. К «священным пародиям» относятся «Литургия пьяниц», «Литургия игроков», к пародийным завещаниям – «Завещание осла», «Завещание свиньи». На народных языках писали пародийные молитвы, проповеди, пародийные эпосы животных, рыцарские романы, «прения карнавального типа», «хвалебные слова» и др. Одна из самых ярких форм смеховой литературы – комическая пьеса Адама де ля Аля «Игра в беседке». В той или иной степени карнавализации подверглись жанры миракля и моралите. Глубоко карнавализованным жанром позднего средневековья являются сот и. Забавно, что вся эта литература «терпелась» церковью.

Фамильярно-площадные речения.

Условие формирования площадных речений – снятие социальных перегородок между людьми. Кроме того, в этой форме карнавала проявляются некоторые элементы древнего обряда побратимства.

Для фамильярно-площадной речи характерны ругательства, иногда довольно длинные и сложные. Они обычно грамматически и семантически обособлены и воспринимаются как самостоятельные, законченные, подобно поговоркам. Поэтому ругательства – особый жанр фамильярно-площадной речи. Генетически ругательства связаны с магическими, заклинательными формулами. Особый интерес представляют срамословия божества, которые были необходимым элементом древних смеховых культов. Эти ругательства были амбивалентны (снижали и возвышали, умерщвляли и возрождали), что и унаследовали карнавальные ругательства. Потеряв магический характер, карнавальные ругательства приобрели универсальность и глубину.

К фамильярно-площадной речи относится клятвы и божба. Они так же, как и ругательства, характеризуются изолированностью, завершённостью и самоцельностью.

Фамильярно-площадные речения – тот речевой резервуар, где скапливаются все запрещённые в официальном общении виды речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: