Управление карьерой как часть теории управления персоналом стала формироваться в России только с середины 1990-х гг. Рыночная экономика вынуждает организации самостоятельно заботиться об обеспечении своей деятельности необходимыми человеческими ресурсам, определять приоритеты кадровой политики. Поэтому возрастает внимание к человеческому фактору и его развитию. Акцент на развитие персонала, планирование карьеры и деловую активность работников давно стал признаком инновационного стратегического подхода к управлению персоналом успешных фирм.
Карьера (от итал. camera — жизненный путь, поприще, бег) в широком смысле — последовательность профессиональных ролей, статусов и видов деятельности в жизни человека. Карьера в узком смысле — последовательность занимаемых должностей, рабочих мест или положений в трудовом коллективе конкретным человеком.
Трудовая карьера — продвижение индивида по ступеням профессиональной лестницы в течение всей трудовой жизни, его профессиональные перемещения, смена видов работ на пути к достижению успеха на служебном поприще, который выражается каж-1И раз в занятии более престижными видами труда, более высокой оплате, большей служебной ответственности и власти.
|
|
В последнее время утверждается новый взгляд на карьеру как на осознанную индивидуальную позицию и поведение, связанные с накоплением и использованием возрастающего человеческого капитала на протяжении рабочей жизни человека. Современная концепция управления карьерой предполагает системное, планомерное и организованное воздействие на процессы формирования, распределения, перераспределения и использования человеческого капитала в целях организации. Движущей силой накопления этого капитала являются материальные и духовные потребности человека в рамках его ценностных ориентации. В процессе производственной деятельности работник осваивает новые профессиональные, должностные, управленческие и социальные навыки, повышая тем самым ценность своего человеческого капитала.
Основой продвижения по карьере является саморазвитие — непрерывный комплексный процесс накопления человеческого капитала. Собственник этого рода капитала на основе самооценки и анализа ситуации принимает решения о средствах достижения личных целей в профессиональной деятельности. На этот процесс влияют следующие факторы: личностно-демографические (возраст, пол) семейное положение, профессиональная подготовка, экономическое положение семьи и т.п.); социально-психологические (тип личности, мотивация, ценностные ориентации, способности и т.п.); культурные (культура, субкультура, социальное положение); социально-экономические (семья, образ жизни, социальные роли и т.п.).
|
|
Можно выделить следующие стадии формирования карьеры конкретного индивида.:
• формирование профессиональной направленности — активизация и формирование интереса к определенному виду трудовой деятельности;
• профессиональное самоопределение — принятие обоснованного решения о выборе профессии и способе накопления человеческого капитала;
• формирование профессиональной компетенции (профессиональных знаний, умений, навыков, этики и т.п.);
• становление конкурентоспособного профессионала (сознательное управление переменами в сфере профессионального труда).
Карьера — результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом. Процесс управления карьерой всегда двусторонний. Объектом управления карьерой является повышение ценности человеческого капитала работника. Субъектом может быть сам работник или работодатель в лице службы управления персоналом. В первом случае речь идет об управлении личной карьерой, во втором — об управлении деловой карьерой.
Карьера — формальный контекст трудовой жизни человека. Она структурирует его трудовой опыт как последовательность ступеней роста, в результате чего профессиональная жизнь приобретает вид лестницы. Карьера является одной из форм реализации активности личности, проявлением синтеза знаний и обстоятельств. Желание человека оптимизировать развитие карьеры связано с демократизацией жизни, которая способствует созданию условий для свободного самоопределения, самореализации и самостоятельного выбора человеком путей движения в социальном пространстве общества.
Карьеру — траекторию своего движения — человек строит сам, сообразуясь с особенностями реальности внутри и вне организации, а главное — с собственными целями, желаниями и установками. Выделяют несколько принципиальных траекторий движения в рамках профессии или организации, которые описывают разные типы карьеры.
Профессиональная карьера — рост специальных знаний, умений, навыков. Характеризуется тем, что конкретный работник в процессе профессиональной деятельности проходит различные этапы развития в рамках профессии и области деятельности, в которой он специализируется. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями опыта, связанное, скорее, срасширением инструментов и областей деятельности).
Внутриорганизационная карьера — связана с траекторией движения человека в организации. Она может развиваться по:
1.. вертикали — должностной рост; подъем на более высокую
2. ступень структурной иерархии;
3.. горизонтали — продвижение внутри организации, например, работа в разных подразделениях одного уровня может быть связана с перемещением в другую функциональную область деятельности;
4. • в центростремительном направлении — продвижение к центру управления, более глубокое участие в процессах принятия решений, при этом формального должностного роста может и не происходить.В процессе трудовой деятельности каждый работник реализует свой вариант карьеры. Однако многообразие вариантов карьеры получается за счет сочетания четырех основных моделей.