Тема 19. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПОЛИТИКА
Средства массовой информации (СМИ) — это периодические печатные издания (газеты, журналы, информационные бюллетени), радио, телевидение, а также кинематограф и — в последние годы — видео. СМИ являются одним из важнейших институтов современного общества. Они выполняют многообразные функции, в том числе информирования населения о событиях, происходящих в стране и в мире, научного, и культурного просветительства, образования и социализации, развлечений, рекламы. С помощью СМИ массовая культура в различных ее вариантах формируется, воспроизводится и распространяется. Так или иначе СМИ оказывают влияние почти на все сферы и институты современного общества, включая политику, образование, семью, религию. Они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания. Восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире, осуществляются через СМИ и с их помощью.
Эти обстоятельства приобретают особую актуальность и значение на фоне все более растущего проникновения СМИ в политическую сферу, их превращения в один из основных инструментов политического процесса, что дает основание политологам называть СМИ «четвертой ветвью власти» (наряду с законодательной, исполнительной и судебной). Вера во всемогущество телевидения и прессы настолько велика, что иные политические деятели считают: тот, кто контролирует ведущие телеканалы и печатные издания, контролирует страну.
Сила СМИ состоит в том, что они прямо обращаются к общественности, к каждому индивиду, минуя такие тради-
ционные институты, как церковь, школа, семья, политические партии и организации. Эта их способность используется политиками и политическими партиями для мобилизации массовой поддержки, т.е. СМИ выступают активным субъектом политической жизни и в таком своем качестве они действительно обладают мощными ресурсами политического влияния.
В течение долгого времени главным источником информации для широкой публики служила пресса — газеты и журналы. Многие из них и возникли в качестве органов тех или иных политических партий либо на определенном этапе включились в политику. Радио и телевидение значительно расширили возможности эксплуатации массовых коммуникационных процессов в политических целях. Изобретение радио в конце XIX в. радикальным образом изменило механизм распространения информации, сделав возможным передавать ее через государственные границы и на дальние расстояния без необходимости физического присутствия. К началу и в период Второй мировой войны радио стало одним из главных средств политической мобилизации общества и важнейшим инструментом пропаганды. Еще более возросла его роль в послевоенный период, когда оно пришло практически во все уголки развитых стран.
Для телевидения период от его возникновения до превращения в важный инструмент политики оказался еще короче, чем для радио, что объясняется главным образом бурными темпами научно-технического развития. В настоящее время телевидение, став доминирующим средством массовой информации, обладает огромными возможностями для воздействия на общественное мнение. В зависимости от того, в чьих руках оно находится, его можно использовать как для объективного и оперативного информирования людей о реальных событиях в стране и в мире, их просвещения и воспитания, так и для манипулирования в интересах тех или иных групп.
Роль СМИ в политике нельзя оценивать однозначно. Как институт, предназначенный информировать население о происходящих в стране и в мире событиях, СМИ обеспечивают расширенную форму человеческой коммуникации. Они претендуют на выполнение роли стража общественных интересов, на то, чтобы быть «глазами и ушами общества», предупреждая, например, о спаде в экономике, росте наркомании и преступности, коррупции в коридорах власти.
Теле- и радиожурналисты могут пролить свет на скрытые пружины политики правящих кругов, обратить внимание общественности на наиболее одиозные стороны их деятельности.
Многие СМИ задают тон в публичных дискуссиях и спорах, доводят до общественности наиболее актуальные проблемы политической и социально-экономической жизни, знакомят читателей и слушателей с периодически разгорающимися политическими скандалами. Обращаясь к таким чувственным, иррациональным, эмоционально-волевым компонентам общественного сознания, как любовь к Родине, национально-патриотические настроения, СМИ способны мобилизовать поддержку со стороны значительных слоев населения для тех или иных акций правящих кругов или отдельных заинтересованных групп. Как правило, в подобных случаях изменения в массовом сознании имеют кратковременный характер и по завершении пропагандистской акции все, как говорится, возвращается на круги своя. Эта особенность функционирования СМИ наиболее отчетливо проявляется в избирательном процессе, во время предвыборных кампаний.
Результать! многих социологических и социально-психологических исследований показывают, что постоянные сообщения СМИ об авариях, катастрофах с большим числом жертв, убийствах и ограблениях, захватах заложников, угоне самолетов, подаваемые как сенсации, порождают у читателей, слушателей, зрителей беспокойство и страх, внушают ощущение неустойчивости миропорядка, присутствия постоянной опасности нарушения привычного хода жизни, усиливают опасения за свое будущее, за судьбу своих близких. Факты свидетельствуют о том, что у людей, слишком часто прибегающих к услугам СМИ, легче вырабатываются негативные установки относительно окружающего мира.
19.2. Что такое теледемократия?
Существенная особенность развернувшейся в настоящее время информационной и телекоммуникационной революции заключается в замене однолинейной связи между отправителем и получателем информации многофункциональной и диалоговой связью, создающей новые возможности для участия в информационном обмене. Важность такой замены
для политических процессов стала особенно очевидна с внедрением кабельного телевидения двусторонней связи, которое завоевывает все более прочные позиции во всех индустриально развитых странах.
Кабельные телеприемники оснащены коммутационными панелями и микропроцессорами и подключаются к центральному компьютеру кабельной компании. При помощи технологии двусторонней связи потребитель может читать газету, получать почту, делать покупки, читать видеокниги из библиотеки, улаживать свои финансовые дела. Система может быть использована и как предупреждение о пожаре или попытке взлома. Более того, по системе двусторонней связи зрители имеют возможность выражать свое мнение по принципу «да — нет», «больше — меньше», нажимая соответствующие клавиши панелей, установленных в их телеприемниках. Новые технические средства и приемы в политическом процессе могут быть использованы для проведения опросов общественного мнения с моментальным подведением их итогов в политических дискуссиях, для проведения референдумов.
Рассматриваемые средства и приемы получают настолько большую популярность, что в западной политологии их характеризуют как средства всеобщей демократизации общества. Новая технология открывает дорогу возможности выражать все существующее в обществе многообразие мнений, дополнять институты представительной демократии элементами демократии участия. Для обозначения данного феномена предложено даже специальное понятие «теледемократия».
Демократия участия рассматривается как система политической организации общества, при которой граждане сами, без посреднической помощи избираемых представителей решают интересующие их сравнительно простые социальные и политические вопросы. Действительно, современная техника позволяет при решении конкретных проблем, имеющих значение для населения определенной местности, региона или страны в целом вводить отдельные элементы теледемократии, использовать приемы электронного голосования на дому. Однако было бы опрометчиво однозначно оценивать значение и роль новейших средств телекоммуникации — все зависит от того, кем, как и в каких целях они используются.
Так, технология двусторонней политической коммуникации позволяет организаторам опросов манипулировать по-
лученными данными, которые во многом заранее предопределяются составителями кабельных программ, ведь здесь зрителю предоставляется право выбора из ограниченного числа альтернатив, например: А, Б или В, да или нет. Следует учитывать и то, что теледемократия участия с помощью кабельного телевидения может означать усиление тоталитарных тенденций. Приобретая форму своеобразного плебисцита, опросы, по сути дела, перешагивают стадию обсуждения тех проблем, по которым предлагается принимать решения. Избиратель остается наедине с центральной ЭВМ, лишь регистрирующей его мнение. Политики же приобретают дополнительный канал влияния на общественное мнение. При таком положении вещей увеличивается возможность навязать публике решение, основанное на эмоциях, а не на разумных размышлениях.
Таким образом, активизация и расширение поля деятельности СМИ способствует, с одной стороны, лучшему освещению и доведению до широких слоев населения проблем, стоящих перед обществом, позиций различных партий и политиков, предлагаемых ими альтернатив, а с другой — служит беспрецедентному увеличению возможностей для манипулирования настроениями и ориентациями людей. Поэтоглу нельзя не затронуть еще один аспект проблемы политической роли СМИ, а именно их взаимоотношения со структурами власти.