Консерватизм вобрал в себя различные, порой противоречивые идеи, концепции, традиции. К его идейным предшественникам и отцам-основателям причисляют Платона,
Цицерона, Н. Макиавелли, Э. Берка, Ж. де Местра. Впервые основные положения консерватизма были сформулированы в работах Э. Берка, Ж. де Местра, Л. де Бональда, их единомышленников и последователей в конце XVIII — начале XIX в. Датой рождения современного консерватизма принято считать выход в свет в 1790 г. книги Э. Берка «Размышления о революции во Франции». Серьезный вклад в развитие консервативной традиции во второй половине XIX — начале XX в. внесли русские философы, социологи и политические мыслители, такие как К. Леонтьев, Н. Данилевский, B.C. Соловьев, И. Ильин, а после прихода к власти большевиков — ряд представители русского зарубежья.
Сам термин «консерватизм» получил распространение в начале XIX в. Он происходит от латинского слова conservare, что значит «сохранять», «консервировать». С самого начала консерватизм выступал за сохранение существующей системы без каких-либо радикальных изменений. Важнейшие положения консерватизма сформировались и эволюционировали в качестве ответной реакции на противостоящие ему идейно—политические течения — либерализм, социал-демократизм и марксизм. По выражению одного из исследователей, «консерватизм — это своеобразный идеологический хамелеон, поскольку его облик зависит от природы его врага».
|
|
Первые критические выпады консерватизма были обращены против либералов. Консерваторы противопоставили идеям прогресса, индивидуализма, личной свободы, переустройства общества, выдвинутым Просвещением и Великой французской революцией, взгляд на общество как на органическую и целостную систему. Центральное место в их построениях заняла мысль о неразрывной связи человека с прошлым, с вековыми традициями и обычаями.
В предложенной ими органической теории общества государство представало существом, стоящим над всеми людьми и обладающим способностью к самосохранению. Возводя власть и общество к проявлению промысла Бога, Л. де Бо-нальд, например, рассматривал власть как «живое существо», воля которого «называется законом, а его действия — правительством». С точки зрения консерваторов общество, как и всякое естественное образование, имеет свое детство, юность, зрелость. Возражая Руссо и Канту, которые считали, что общество и государство созданы человеком и для человека, де Бональд утверждал: «Человек существует только для общества; общество создается только для самого себя». По
1 ПОЛК!
его мнению, государство — это «большая семья», которой душой и телом принадлежат все составляющие ее «обездоленные индивидуумы».
|
|
Как считали консерваторы, человек не только не способен переустроить общество, но и не должен стремиться к этому, поскольку такое стремление явилось бы насилием над естественными законами развития социального организма. Политические принципы следует приспосабливать к обычаям, национальным традициям, установившимся формам общественно-политических институтов. Существующим институтам, по мнению консерваторов, следует отдать предпочтение перед любой теоретической схемой, какой бы совершенной и рациональной она ни казалась.
Принимая существующее положение вещей, консерватизм делает упор на необходимости сохранения традиционных правил, норм, иерархии власти, социальных и политических структур и институтов. Вместе с тем истинный консерватизм, призванный защищать существующий порядок, отнюдь не закрывает глаза на изменяющиеся реальности. Поскольку мир динамичен и подвержен постоянным изменениям, консерватизм не может с порога отвергать все новое только на том основании, что оно еще не приобрело характера традиции. В период со второй половины XIX в. и особенно в XX в. (в ряде случаев после Второй мировой войны) консерваторы приняли многие важнейшие идеи и принципы, которые раньше ими оценивались негативно.
Речь идет, например, о свободно-рыночных отношениях, конституционализме, системе представительства и выборности органов власти, парламентаризме, политическом и идеологическом плюрализме. При всей своей приверженности религиозной вере, большинство консерваторов после Второй мировой войны смягчили свои позиции в отношении рационализма и технократизма. Не было препятствий к тому, чтобы они приняли также идеи государственного регулирования экономики, социальных реформ, государства
благосостояния.
Особенно значительные изменения консерватизм претерпел в 1970—1990-е гг., для которых была характерна так называемая консервативная, или неоконсервативная, волна. Особенность этого периода состояла в кризисе левых моделей общественного развития — от коммунистических до социал-демократических и кейнсианских. Консерватизм, по сути дела, заполнил тот вакуум, который образовался с утра-
той левыми своих позиций, дефицитом дееспособных идей и концепций на левом фланге.
Для неоконсерваторов характерно прежде всего стремление вернуть ценности протестантской этики с ее духом самодисциплины и трудовой аскезы. Они превозносят принципы свободного рынка, критикуют практику государственного вмешательства в экономику, выказывают неприязнь к политике расширения социальных реформ. По их мнению, чрезмерно разросшиеся программы социальной помощи подрывают принцип опоры человека на собственные силы, воспитывают в людях иждивенческие настроения. Вместе с тем, приходя к власти, неоконсерваторы в определенных сферах даже усиливали роль государства и не делали решительных шагов к демонтажу механизмов государственного регулирования, «уходу» государства из экономики и отказу от социальных программ. Приход к власти в США 1980 г. Р. Рейгана и его победа в выборах на второй президентский срок в 1984 г., победа консервативной партии во главе с М. Тэтчер в Англии три раза подряд, результаты парламентских и местных выборов в ФРГ, Италии, Франции показали, что идеи и принципы, выдвигавшиеся этими силами, оказались созвучными настроениям довольно широких слоев населения.
В настоящее время среди представителей консерватизма принято выделять неоконсерваторов, новых правых и традиционалистов. При внимательном рассмотрении обнаруживается, что сегодня консерваторов разделяют весьма глубокие расхождений, но все же они имеют и немало общего.
|
|
Как правило, в качестве одного из важнейших элементов консерватизма рассматривается неприятие им идеологии. Нередко даже считается, что консервативное мышление носит «антитеоретический» характер. Конечно, не имеется в виду, что у консерваторов вообще нет идей и теорий, однако они отдают предпочтение прагматизму перед абстрактными схемами, опыту перед теорией. Консерваторы выступают против абсолютизации каких бы то ни было идей, тем более против их осуществления в «чистом» виде на практике. Теперь же, сделав поворот на 180 градусов, консерваторы выступили с призывом реидеологизации политики, восстановления определяющей роли идеологии. Реидеологизация выразилась прежде всего в решительной защите ими принципов свободно-рыночных отношений, индивидуализма, свободной конкуренции, критике неэффективности государства благосостояния.
Традиционно консерватизм отождествлялся с защитой существующего порядка вещей в обществе, хотя, как уже отмечалось, он не мог полностью игнорировать все изменения. Консерваторы выступали за медленные и постепенные реформы «сверху», чтобы избежать революционных потрясений «снизу». Самое, казалось бы, парадоксальное в нынешнем консервативном возрождении состоит в том, что консерваторы выступают инициаторами перемен. Быть консервативным, утверждают они, означает «маршировать во главе прогресса», а тот, кто закрывает дорогу прогрессу, становится реакционером.
Значительное место в конструкциях современных консерваторов занимают проблемы свободы, равенства, власти, государства, демократии. Следует отметить, что сегодня большинство консерваторов считают себя решительными защитниками прав человека и принципов демократии. В целом, для неоконсерваторов характерно двойственное отношение к государству. «Человек рожден свободным, но он всюду в цепях», — говорил демократ Ж.-Ж. Руссо. «В цепях он и должен быть», — отвечает на это консерватор, защищающий «необходимые цепи традиции и исторической преемственности».
|
|
С одной стороны, в глазах консерваторов государство — это защитник закона и морали. Без сильного государства общество оказывается во власти анархии. С другой стороны, сильное государство может стать инструментом подавления индивидуальной свободы. При необходимости выбора между интересами индивида и общества значительная часть консерваторов отдает приоритет обществу.
В целом, консерваторы предпочитают известное неизвестному, настоящее и прошлое — будущему. В деле сохранения стабильности общества, полагают они, лучше руководствоваться мудростью, унаследованной от прошлых поколений, чем взвешивать каждый вопрос на весах личных мнений и разума. Индивид глуп, а род мудр.