Внимательно прочтите конспект-то, что мы записывали на занятии писать не надо!!!!
Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сегодня перед семьей остро стоит проблема ее дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы “родители и ребенок”, взаимным отчуждением детей и родителей. Семья не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребенка. В настоящее время как никогда общество заинтересовано в максимально полном использовании воспитательного потенциала семьи.
Одной из основных задач социального педагога является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.
Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норма, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
Семья - малая социальная общность, основанная на единой общесемейной деятельности людей, связанных узами супружества (родительства, родства - кровного или духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию и поддержку членов семьи.
Семья - социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей; сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т.д.
Семья - малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом.
Семья - малая первичная группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружество и родство, обеспечивающая человеку эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост.
Основными функциями (от лат. function- функции, исполнение) семьи (специфическое назначение) являются:
· Репродуктивная – продолжение рода;
· Социализация (ресоциализация) – естественное усвоение социального опыта и становления на этой основе человека как личности;
· Воспитательная;
· Хозяйственно-экономическая;
· Рекреативная – взаимная моральная и материальная поддержка;
· Коммуникативная - общение, т.е. в ней осуществляется изначальная подготовка растущего человека к жизни в обществе.
Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит - установление контактов с семьей; выявление проблем и трудностей в семье; стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной деятельности; оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами – психологами, социальными работниками, врачами, юристами, а также с представителями органов власти, общественностью. Социальный педагог обеспечивает общественное признание и общественную поддержку семьям, которые хорошо воспитывают своих детей; использует индивидуальные методики работы с семьями, нуждающимися в особой помощи (семьями из “группы риска”, многодетными, неполными и др.; содействует развитию семейно-соседских форм кооперации и взаимопомощи).