Оценка экономического потенциала территории

Для понимания роли и значения экономического потенциала территории как объекта управления, выявления его специфики и отличий от других объектов управления необходимо учитывать, что экономика региона находится под противоречивым влиянием территориального и отраслевого разделения труда. При высокой централизации управления народным хозяйством в условиях социализма, отраслевой структуре министерств и административно-командных методах управления региональные территориальные интересы практически игнорировались, и экономика развивалась однобоко, без учета воздействия на нее местных факторов.

С переходом к рыночной экономике в обществе формируется понимание, что без усиления территориальных факторов развития общественного производства, их оптимального сочетания с отраслевыми факторами ожидать экономического роста не приходится.

Исходя из этого территориальный и отраслевой принципы разделения труда должны базироваться на следующих основных принципах:

· размещение производительных сил, основанное на приближение отраслевых производств к территориальным источникам сырья, энергии, трудовых ресурсов;

· экономическая целесообразность оптимизации взаимосвязи таких сфер к отраслевого воспроизводства, как приближение производства к потреблению, где последнее имеет ярко выраженный региональный аспект;

· территориальная концентрация производства и его отдельных отраслей как условие специализации региона и материальная основа решения комплекса стоящих перед ними социальных задач;

· комбинирование производства, основанное на сочетании всех последовательных этапов переработки регионального сырья вплоть до выпуска готовой продукции.

Таким образом, территориальное разделение труда, дополняя его отраслевую специфику, является не только механизмом пространственного обособления регионального производства, но и мощным фактором повышения эффективности общественного производства.

Воспроизводство пространственной среды региона объективно предполагает воспроизводство его экономической, социальной и природной базы во всех его составляющих. Эта среда может быть рассмотрена под различными углами зрения: с позиции имущественного комплекса, форм собственности, отраслевой структуры и т. д. Но совокупным выражением материальной базы региона следует считать ее экономическую оценку или экономический потенциал региона, который учитывает не только объем расположенного в пределах данного территориального образования имущества, выраженного в тех или иных количественных показателях, но и те качественные характеристики, которые предопределяют потенциальные возможности реализации этого имущества в регионе.

В этой связи экономический потенциал региона можно разделить на четыре основные составляющие.

1. Природно-экологический потенциал, который хотя и не всегда имеет непосредственную экономическую оценку, но через реализацию таких компонентов, как качество земли, близость или удаленность от рынков сбыта, погодно-климатические условия, экологическая емкость территории, косвенно влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности региона.

Так, «природно-экологическая система» отношений, включенная в процесс территориального воспроизводства материальных и духовных благ, может быть выражена через систему отношений по использованию местных природных ресурсов и предотвращению их хищнического уничтожения как естественного базиса развития территории. В свою очередь эта система отношений может быть еще более детализирована по видам природных ресурсов территорий (недра, земля, вода, животный мир и др.), которые будучи включенными в региональный «срез» единого экономического пространства, зависят от специфики элементов рыночной организации общественного хозяйства, существенно влияют на беспрепятственное движение ресурсов, земли, капитала и могут иметь количественные, стоимостные оценки.

2. Ресурсно-производственный потенциал, который имеет конкретную денежную оценку и функционирует в реальных формах различных элементов производительного капитала: основной и оборотный капитал, фонды обращения и оборотные средства.

Наиболее значимым является показатель основных производственных фондов, который характеризует общие потенциальные возможности региона. При этом рассматривают отраслевую структуру основных производственных фондов и их распределение по формам собственности.

Количественные характеристики производственного потенциала региона не могут дать полного представления о его реальном состоянии и потому должны быть дополнены его качественными характеристиками и, в частности, степенью изношенности основных фондов.

Анализ производственного потенциала региона не должен быть только срезом его определенного статистического состояния, его необходимо дополнить динамическими изменениями за определенные промежутки времени (желательно за пять-десять лет).

Ресурсный потенциал производства, механизмы его технологического использования имеют настолько тесную территориальную привязку, что даже при самой жесткой централизации управления общие результаты производства все равно будут в значительной степени зависеть от географических, этнических, культурных, религиозных и других факторов местного значения.

3. Трудовой потенциал, представляющий объем, структуру и качество рабочей силы, характеризуется уровнем квалификации и образования работников. Вместе с тем сферу трудовых отношений можно охарактеризовать и как систему отношений по демографии и популяции населения, его воспроизводству; занятости и безработице; уровню заработной платы и ее дифференциации по отдельным группам работников; организации различных форм социальной поддержки и защиты населения.

4. Внешнеэкономические связи и бюджетно-финансовые отношения региона. Первые представлены платежным балансом региона как соотношение его экспорта и импорта. Вторые системой межбюджетных отношений, размерами трансфертов, субсидий, субвенций и т. д.

Отношения, возникающие на основе внешнеэкономических связей региона, могут включать его внешнеторговые связи, отношения по созданию и функционированию предприятий с иностранными инвестициями, конкурентоспособность товаров на внутреннем и внешнем рынках, систему отношений протекционизма и защиту регионального рынка от некондиционной продукции и контрабанды.

Факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности территорий

Социально-экономическое развитие территорий в настоящее время испытывает влияние трех главных факторов.

1. Рыночного – взаимопроникновение региональных, национального и мировых рынков. Для России и ее регионов наиболее значимым являются либерализация внешней торговли и снятие протекционистских ограничений в ближайшем будущем в результате вступления в силу соглашения с ЕС и возможным принятием в ВТО.

2. Конкурентного – усиление конкуренции на всех перечисленных рынках, особенно неценовой конкуренции – конкуренции в области качества жизни и инноваций.

3. Производственного – постепенный переход от фордизма к постфордизму как способу организации производства, что подразумевает замену массового производства мелкосерийным; замену вертикальной организации труда – горизонтальной; низкой индивидуальной ответственности – соучастием индивида в производственном процессе.

Эти факторы ведут от территориальной дифференциации к его территориальной интеграции, от гомогенных региональных рынков – к диверсифицированным, а в целом от национальной региональной политики к собственной региональной политике на уровне отдельных субъектов Федерации.

Факторы, благоприятные сегодня для размещения на территории предприятий, завтра означают дополнительные возможности для привлечения инвестиций, увеличения занятости и решения других назревших региональных проблем. То есть они одновременно становятся условиями, индикаторами успешного социально-эконмического развития регионов в будущем.

Необходимо учитывать, таким образом, воздействие этих изменений на конкурентоспособность и хозяйствующих субъектов и регионов. Например, для региона это означает, что одни развиваются как экономически наиболее сильные области, способные мобилизовать свои собственные ресурсы и привлечь дополнительные инвестиции. Другие остаются на периферии, третьи развиваются лишь в отдельных, специфических сферах (например – туризм). Нужно выяснить, следовательно, какие факторы должны в первую очередь учитывать хозяйствующие субъекты и какие факторы должны улучшать регионы для повышения своей конкурентоспособности.

Как и всякая экономическая система, регион имеет внутреннюю и внешнюю среду, которые взаимодействуют. Эти связи могут быть как прямого, так и косвенного воздействия.

Для качественной характеристики и оценки динамики изменения внутренней среды достаточно проанализировать следующие группы факторов, характеризующих:

· производственно-ресурсный потенциал региона;

· структуру регионального рынка;

· кадровый потенциал региона;

· региональный бюджет;

· стратегию региона.

Внешняя среда региона прямого воздействия включает взаимосвязи с партнерами:

· внешними поставщиками товаров и услуг;

· внешними потребителями;

· регионами-конкурентами;

· финансовыми организациями;

· транспортными предприятиями.

Среда косвенного воздействия на регион может включать следующие группы факторов влияния:

· общеэкономические;

· общеполитические;

· научно-технические;

· природно-экологические;

· демографические.

Понятие государственного управления землепользованием

Государственное управление землепользованием представляет собой организующую деятельность специально уполномоченных государственных органов исполнительной власти, направленную на создание условий для рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных прав на земельные участки, независимо от форм собственности.

Государственное управление землепользованием является частью государственного управления в целом и выделяется в особый институт земельного права по объекту управления.

Государственное управление землепользованием основывается на праве территориального верховенства государства и необходимости обеспечивать в землепользовании баланс общегосударственных и частных интересов.

Формы и методы этой деятельности чрезвычайно разнообразны и содержатся в правовых нормах, которые в совокупности образуют важный инструмент земельного права. В настоящее время центр тяжести перемещается от командно-административного управления землей к заново разработанной системе экономического регулирования земельных отношений в России, когда субъектами этих отношений выступают миллионы собственников земли – граждан и юридических лиц.

Государственное управление землепользованием предполагает предоставление свободы хозяйствования на своей земле субъектам земельных правоотношений, недопустимость вмешательства в их хозяйствование.

Содержание государственного управления землепользованием проявляется в создании государственных органов и законодательном наделении их соответствующей компетенцией; закреплении форм и методов управления, а также функций (видов деятельности), которые эти органы должны совершать.

Государственные органы, осуществляющие управление и контроль в области землепользования, осуществляют свои функции определенными методами: экономическими, административными и организационно-правовыми, которые отвечают природе земельных отношений.

Экономический метод предполагает платность использования земли, экономическое стимулирование эффективной деятельности в области управления землепользованием, право собственности на землю, совершение сделок с землей при сохранении ответственности собственников за их рациональное использование, нормирование и лимитирование в области управления землепользованием.

К административным методам правового управления землепользованием относятся: выдача разрешений на использование земли (земельного участка); лицензирование использования земли; проведение государственной экологической экспертизы.

К организационно-правовым методам управления землепользованием следует относить: обеспечение безопасного использования земли; рациональную организацию государственного земельного кадастра; создание государственного реестра собственно земель; организацию ведения мониторинга земель.

Функции государственных органов по управлению землепользованием рассчитаны на применение их в тех случаях, когда требуется государственное вмешательство. Так, при перераспределении земельных участков по договору купли-продажи государственная функция регулирования этих сделок будет выражаться лишь в регистрации в органах местной администрации и в рассмотрении споров, если таковые возникнут при заключении, расторжении или в ходе исполнения сделок.

Принципами, на которых основано выполнение государственными органами своих функций являются:

· четкое разделение функций между соответствующими звеньями государственных органов и органами местного самоуправления;

· недопустимость вмешательства одних государственных органов в функции других, поскольку такое вмешательство может породить неразбериху, уход от ответственности должностных лиц за порученный им участок работы.

Органы, осуществляющие государственное управление
землепользованием

Согласно ст.72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. В силу этого правовое управление землепользованием осуществляется как федеральными органами власти и управления, так и органами власти и управления субъектов РФ.

Государственные органы по характеру управления землепользованием можно подразделить на органы общей компетенции и органы специальной компетенции, т. е. регулирующие круг земельных вопросов и те, которые занимаются специализированными вопросами управления. Например, местная администрация регулирует вопросы предоставления и изъятия земель, регистрации земельных сделок, принятия мер по соблюдению режима природопользования, установленного для данной местности; органы Федерального агентства кадастра объектов Недвижимости осуществляют специализированные функции по подготовке дел к осуществлению землеустройства на конкретных земельных участках; органы санэпиднадзора осуществляют контроль за обеспечением производства экологически чистой продукции и т. п.

Четко разделены функции между соответствующими звеньями государственных органов и органов местного самоуправления. Так, функция земельного контроля возложена на органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, а функции контроля за экологической безопасностью на земельных участках – на подразделения Министерства природных ресурсов РФ. Широкие полномочия в области управления землепользованием предоставлены Правительству РФ.

Участие органов государственной власти в управлении землепользованием регламентировано в нормативно-правовых актах. В частности, Президент РФ принимает указы и распоряжения по регулированию земельных отношений, обязательные для исполнения на территории всей Российской Федерации; Государственная Дума принимает законы (с одобрением их Советом Федерации), которые регулируют общественные земельные отношения в России; Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ и федеральных законов принимает постановления и распоряжения по регулированию земельных отношений; органы местного самоуправления, которые согласно ст.12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти, обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения, в том числе владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью на землю.

Государственное управление землепользованием Министерства и ведомства, не наделенные по новой Конституции функциями самостоятельного регулирования земельных отношений, осуществляют отдельные функции регулирования и контроля лишь в случаях, прямо предусмотренных законом.

Как правило, эти функции закреплены в положениях об этих министерствах и ведомствах.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (официальное сокращенное наименование - Росимущество) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений.

Основными функциями Росимущества в пределах установленных полномочий являются:

· проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений;

· осуществление полномочий собственника в пределах и в порядке, определенных федеральным законодательством, в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные агентства), акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, составляющего казну Российской Федерации, а также полномочий по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;

· разграничение государственной собственности, в том числе на землю, на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований;

· осуществление полномочий собственника имущества должника – федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства;

· защита имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом;

· осуществление учета федерального имущества и ведение реестра федерального имущества.

Министерство природных ресурсов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за использованием и охраной всей окружающей среды, основным элементом которой является земля.

Министерство сельского хозяйства РФ (Федеральное агентство по сельскому хозяйству) в соответствии с утвержденным Положением является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения.

Помимо общего управления ведомственное управление землями поселений осуществляет Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, которое действует в соответствии с утвержденным Положением.

Ведомственными органами управления землями являются: Министерство обороны РФ, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству и Федеральное агентство железнодорожного транспорта и др.

Проблема совершенствования государственного управления землепользованием в целом и в отдельных отраслях народного хозяйства имеет важное значение в связи со все расширяющейся практикой деятельности органов государственного управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: