Сасанидский Иран

Парфенская держава развалена, рядом большая страна Византия, которая пользуется этой самой раздробленностью и постоянно нападает и захватывает столицу Ктесифон.

Вопрос об образовании государства был насущным настолько минусы раздробленности были очевидны. Родовая знать стремилась к объединению страны.

Арташир I – происходил из древнего персидского рода из провинции Парс. Происхождение его окружено легендами, но известно, что дед Арташира Сасан был жрецом и магом богини Анахид, принадлежал к знатному роду Парса. Его сын Папак был правителем Истарка и имел титул царя. Внук Сасана и внук Папака был человек незаурядным. Он сумел объединить те преимущества, которые давала ему семья: поддержка жреческих и знатных кругов. Он соединил эти 2 силы и добавил к ним свой политический ум, военный талант и стал бороться за власть. Сначала он боролся со своими братьями. Вышел победителем. И сумел объединить под собой всю провинцию Парс. Это привело его к непосредственному столкновению с представителями Парфянской династии. В апреле 224 г. на равнине Ормиздаган: сражение между ними. Тогда царствовал Артабан V. Он был захвачен в плен и убит. Арташиру пришлось разбить ещё 80 царьков, чтобы объединить весь Иран. Самое мощное сопротивление он встретил в Армении. Особенно опасным было то, что армянские правители вступили в союз с Восточным Ираном. И Харсоф был убит (правитель Армении наверное -?).

Образовалось единое государство со столицами: Селевкия и Ктесифон. Здесь проходили торговые пути.

В 226 г. Арташир I торжественно коронован – «царь царей» - падишахом.

Он последовательно продолжал свои завоевания. Его границы проходили до Амударьи (Харезм, Кушанские области). Он был мудрым и дальновидным политиком и проводил реформы, которые способствовали укреплению единого централизованного государства.

- союз со жречеством, с религиозными кругами. Зороастрийские жрецы стали призывать свою паству к поддержке нового царя и династии. Была проведена реформа зороастрийского календаря. Календарная реформа одна из самых трудных. Календарь взяли египетский. Добавили из 360 дней + 5 дней: гад / гах.

- компания по удалению изображений из зороастрийских храмов. Их стали заменять священными огнями.

- государственный язык: восточно-пеклевийское наречие.

Основой государства стал кастово-сословный слой: привилегированное (жречество, воины, писцы) и непривилегированное / податное (крестьяне, ремесленники, купцы) сословия.

Во главе: шекен-шах.

Наследовать трон может любой представитель царского рода. Это приводило к династическим распрям. Помощниками были: представитель духовенства, командующий войсками, чиновник – визирь (ведающий финансами).

Страна была поделена на 18 областей – шахрдары во главе.

Военное противостояние было установлено Сасанидской империей с одной стороны и Византией с другой. ß глубокие экономические причины.

мой мозг давай досвидания

Византия загораживает путь в Средиземное море.!!!

Общие проблемы: кочевые племена.

Военные действия между Византией и Ираном были начаты ещё при Арташире, но были закончены только при Шапуре I. Он вступил на престол в 241 г. Закончил войну в 244 г. Армения, Иверия и Албания. Контроль над Арменией был разделён между Византией и Ираном в 290 г. Войны шли с переменным успехом, но они не были постоянными. Главной причиной остановки военных действий: набеги кочевников и социальные кризисы.

Социальные процессы в Сасанидском Иране принимали характер религиозных движений. Одной из новых религий было манихейство.

Мани – родился около 215 г. в знатной семье, его отец вступил в общину аскетов. В юном возрасте Мани ознакомился с разными религиозными течениями на востоке. Решил проповедовать свою собственную религию – эклектическую (и зороастризм, и христианство и т.д.). Мани верил и в Бога, и в дьявола, и в последний суд, и в идею переселения душ. Он считал, что все религии – одна религия! Нужно вернуть людям это понимание. Он начал проповедовать в 242 г. во время правления Шапура I. Основа: мир – это арена борьбы. Цель: освобождение светлого начала. Разница с зороастризмом с том, что династия Сасанидов была одобрена зороастрийскими жрецами, а Мани считал, что вся мирская жизнь, сами люди – порождение злого начала. Всё материальное – это плохо. Лишь духовное – это свет и хорошо. Свет и добро для Мани были равноценны гибели этого мира. Каждый человек должен освобождать себя от всего земного и материального. При Шапуре I (240 – 272 гг.) написал «Шапур-ага» - манихейские тексты. Со временем и Шапур, и жречество разобрались, что учение Мани не безопасно. Начались жестокие гонения против приверженцев Мани. Сам Мани бежал, побывал в разных странах Азии. В 273 г. Мани вернулся на родину, был заключён в тюрьму и в 276 г. казнён. Большое значение имело и культурное влияние манихейство. Сам Мани переделал алфавит – манихейское письмо. Оно послужило для письменности многих народов Центральной Азии. Именно с учением Мани появилось своеобразное изобразительное искусство.

Государственной религией оставался зороастризм. Девиз зороастрийского жречества: престол - опора алтаря, алтарь - опора трона. Главная книга: Авеста. Комментарии к ней: Зенд.

Авестийский алфавит. Священные слова невозможно передать языком, на котором говорят люди.

АА содержал 40 букв, которые передавал все существующие на Земле звуки. Была преодолена проблема передачи священных слов.

Французский учёный Дюпюрон в течение семи лет в Индии у зороастрийского духовенства изучал Авесту, а потом опубликовал её.

Светлые силы бог – Ормузд. Тёмные – Ариман.

Иранский НГ – Навруз. Главные подарки: сладости. Прежде чем сказать первое слово надо успеть устроить омовение в Новом году.

В храме огня – неугасимый огонь, его нельзя осквернить дыханием.

Одной из самых главных задач было строительство ирригационных сооружений. Нужно было строить плотины. Использование рабского труда. Рабы – военнопленные. Земель много. Постепенно растёт частное / условное землевладение. Распределение земель между знатью.

Подать / налоги: поземельный налог – хараг. От подати освобождены жрецы, воины и писцы.

Постепенно раздаются земельные наделы. Растёт влияние владельцев. Ирригационное земледелие вещь сложная. Если речь идёт об обработке ограниченного участка земли лучше использовать труд свободного крестьянина. Здесь наблюдается стремление частных землевладельцев закабалить свободного общинника. Персидские крестьяне остаются лично свободными. Община продолжает своё существование. Личную свободу ещё не могут отнять. Это закабаление крестьян не может не вызвать ответной реакции и начинается новое религиозное движение. Выдвинуто Маздаком в 488 г. Идеи Маздака были полны к добру и нравственным идеалам. Разница была в том, что считать светом, а что – тьмой. Он считал, что можно победить: светлое начало действует осознанно, а тёмное - нет. Главное проявление тёмного – социальное и имущественное неравенство. Эти простые лозунги не могли не найти отклика в сердцах иранских крестьян-общинников. Способствовали и природные бедствия, и засуха, и саранча, и голод.

Кавад I (488 – 531) – даже у него проповеди Маздака нашли отклик: он открыл амбары для голодных крестьян. Кавад действительно поддерживал Маздака. В чём причина? Знать становится всё сильнее, а Кавад хочет ослабить эту власть. Знать сумела объединить свои усилия: 496 г. восстание подавлено, Кавад оставил трон. Но потом вернул его себе с поддержкой соседей, добился того, чего хотел.

Движение маздакидов захлебнулось… L


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: