Основные компоненты построения лекции

Тот, кто готовит устное выступление в аудитории, должен предварительно достичь для себя полной ясности по следующим пунктам:

1) Какие цели преследую я своим выступлением?

2) Кто является моими слушателями (целевой группой, публикой)?

3) Какие знания (содержание, информацию) я собираюсь изложить в своем выступлении?

4) Как я хочу построить свое выступление?

5) С помощью каких информационных средств я смогу усилить свое выступление?

6) Какие сопроводительные материалы должны будут получить от меня слушатели?

7) Каким образом я собираюсь организационно-техни-чески обеспечить проведение выступления?

1. Цели, намерения, мотивы

С самого начала подготовки следует определиться с действительными целями предстоящего выступления. Хочу ли я:

- Пробудить любопытство слушателей?

- Пробудить их воспоминания?

- Изменить настрой слушателей?

- Изменить их поведение?

- В чем-то убедить слушателей?

- Достичь их признательности?

- Проинформировать слушателей?

- Достичь осознания ими проблемы?

- Дать обзор предлагаемых материалов?

- Опровергнуть аргументы противников собственной точки зрения?

- Подготовить позитивное решение обсуждаемой проблемы?

В свою очередь, эти цели зависят от повода презентации, то есть того, ради чего планируется данное выступление:

· Поддерживается ли им учебная деятельность?

· Должно ли пройти внутреннее или внешнее представление отдела, группы, организации, предприятия?

· Осуществляется ли знакомство с продуктом или
достижением?

· Представляется ли рабочий результат или проект?

· Дискутируются ли предложение или концепция решения?

· Имеется ли намерение достичь результата исследования или развития?

2. Целевая группа (публика, слушатели)

При анализе целевой группы должны быть в первую очередь учтены следующие моменты:

· Сколько слушателей придет на доклад?

· Какие возрастные группы преобладают?

· Какова квота женщин?

· Однородна или разнородна группа по специальности?

· Какой уровень образования и какую профессиональную подготовку имеют слушатели?

· Какими предварительными знаниями обладают слушатели, каковы их ожидания и интересы?

· Приучены ли слушатели к восприятию продолжительных докладов?

· Находятся ли слушатели под влиянием телевидения?

· Какие предубеждения могут возникнуть?

· Какие специальные термины я должен разъяснить?

· Какой языковой уровень является приемлемым?

· Каковы возможные контраргументы и возражения со стороны слушателей?

3. Построение выступления

Обычно устные выступления состоят из Вступления, Основной части и Заключения. При этом время, предусмотренное на Введение и Заключение, не должно превышать 10% от общей продолжительности выступления.

Представляется целесообразным (учитывая временные параметры и объем намеченного к изложению материала) построить основную часть выступления по определенному заранее избранному принципу:

· по принципу возникновения (генезиса), развития и эволюции;

· по логическому принципу: тезис – возражение – синтез;

· по принципу совершения исторического открытия;

· по принципу судебного разбирательства;

· в соответствии с другой приемлемой систематикой.

4. Содержательная структура выступления (группировка знаний, информации, идей, аргументов, фактов, цифр и т.д.)

· Во Введение к выступлению включаются:

- обращение и приветствие;

- разъяснение личной причастности к теме (отношение темы к слушателям, к данному учреждению);

- указание на то, в связи с чем делается доклад;

- аттрактивная вводная мысль, способная разбудить внимание и интерес;

- указание на цели, мотивы и намерения докладчика;

- разъяснение и разграничение темы;

- объявление пунктов плана;

- указание на ход, время и возможность перебивать докладчика на случай возникновения вопросов.

· В Основной части выступления главным образом обсуждаются следующие пункты:

- Что является сутью, а что второстепенным?

- Какие примеры удачно иллюстрируют суть?

- Что означает "суть" для слушателей?

- Как возникла "суть"?

- Как построена "суть"?

- Почему "суть" является таковой и какова она?

- Как функционирует "суть"?

- Что можно с этой "сутью" делать и что могут делать
с нею слушатели?

- Что было бы, если бы этой "сути" не было?

- Как эта "суть" может развиваться в дальнейшем?

- Кому "суть" может помочь, а кому – повредить?

· К заключению относятся:

- обобщение, итоговые выводы, решение проблемы;

- резюме (польза и значение для слушателей);

- перспективы рассмотрения проблемы в дальнейшем или призыв к аудитории;

- переход к высказываниям.

5. Информационные и технические вспомогательные средства

К ним относятся:

· перечень материалов;

· скопированные на фолии "рабочие страницы" со схемами, статистическими таблицами, "масштабами" и геометрическими фигурами;

· рулон фолий или запасные фолии для проектора;

· маркеры для фолий различных цветов;

· цветные фломастеры для фолий;

· запасная лампа для проектора (показать правила обращения с проектором);

· специальные магниты в случае, если имеется магнитная доска;

· блок бумаги для переносной пластиковой доски;

· разноцветные карточки для доски, которые крепятся с помощью кнопок;

· кнопки для доски, по возможности, с большими головками;

· фломастеры различных цветов со стержнями различной толщины (не менее 2-х);

· клеящая лента, скотч;

· пишущий материал: карандаши, бумага, стирательные резинки (ластики) и проч.

Все это должно быть в хорошем состоянии. Поэтому Вы должны перед докладом все средства и технические приборы проверить на предмет их пригодности к эксплуатации.

6. Сопроводительные материалы для участников

Целесообразным порой представляется подготовка для каждого слушателя сопроводительных материалов и раздача их до начала или по окончании выступления, в зависимости от того, есть ли необходимость обращаться к этим материалам во время выступления, должны они послужить дополнением к изложенному материалу или средством для последующего использования.

Такие сопроводительные материалы должны включать в себя:

· титульный лист (содержащий имя, контактный "адрес" лектора, тему выступления, место и дату проведения лекции, иную ориентировочную информацию);

· избранные тексты и цитаты;

· графики, диаграммы, иллюстрации;

· ссылки (указания на источники, данные о литературе, адресные указания).

7. Организация выступления / его техническое обеспечение

Нужно позаботиться о том, чтобы доклад не считывался с листа, а свободно излагался – с опорой на демонстрационные материалы или на карточки, содержащие ключевые слова. Возможно, целесообразной окажется предварительная репетиция выступления.

Подобное "пробное" выступление поможет не превысить предусмотренного на выступление времени. Оно поможет избежать оговорок, выработать осанку, подобрать нужную жестикуляцию, мимику, соответствующую помещению громкость голоса, закрепить навыки свободного изложения.

Чтобы не заставлять слушателей перенапрягаться, Вы должны построить доклад в несколько блоков, приблизительно по 20 минут каждый. Между блоками могут быть заданы возникающие вопросы; слушатели могут воспользоваться возможностью обменяться мнениями с соседями; возможно визуальное оживление в форме видеоматериалов.

Существует надобность в контроле внешних условий проведения выступления:

· расположения сидящих мест;

· характера акустики в помещении;

· характера освещения в помещении;

· возможностей его проветривания;

· возможности установления с аудиторией контакта взглядом.

В отношении техники прежде всего следует предварительно проверить исправность:

· приборов (микрофонов, громкоговорителя, рабочего проектора и т.д.);

· блоков электропитания, розеток, кабелей;

· механизмов затемнения.

© W.-D. Webler, 2006.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: