Компетенция психологической экспертизы
Засыпка ремонтного котлована
Изоляционные работы
Порядок действий для изоляции катушки при ремонтно-восстановительных работах следующий: окончательная зачистка изолируемой поверхности; сушка врезанной катушки; нанесение грунтовки на подготовленную поверхность, соответствующей по составу наносимому изоляционному покрытию; нанесение изоляционного покрытия механизированным или ручным способом, обеспечивающим проектную толщину изоляционного слоя и его сплошность; контроль качества нанесенного изоляционного покрытия.
Подсыпку под трубопровод следует выполнять из мягкого грунта толщиной не менее 20 см и выполнить присыпку над ним на высоту 20 см над верхней образующей трубы.
После подсыпки грунта под трубопровод проводится окончательная засыпка ремонтного котлована минеральным грунтом, осуществляемая бульдозером с одной или обеих сторон траншеи. По верху котлована устраивается валик с учетом последующей осадки грунта. По ширине валик должен перекрывать котлован не менее чем на полметра с обеих сторон.
|
|
М.В. Костицкий [20, с 106—109] в компетенцию психологической экспертизы по делам об административных правонарушениях включает:
• установление физиологического аффекта или другого особого эмоционального состояния субъекта в момент совершения административного деликта;
• определение психологической возможности свидетеля и потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства совершенного правонарушения и воспроизводить их по требованию должностного лица или компетентного органа;
• определение интеллектуального развития несовершеннолетнего, соответствия его достигнутому возрасту; установление педагогической запущенности, психологического и психофизического инфантилизма; определение структуры и содержания взаимоотношений между родителями, учителями, сверстниками, с одной стороны, и несовершеннолетними правонарушителями — с другой;
• выявление личностных качеств правонарушителя, сказавшихся в совершенном правонарушении;
• установление психологических особенностей и психического состояния водителя транспортного средства при нарушении им установленных правил, а также того, как эти качества сказались на совершенном правонарушении. Приведенный перечень, не являясь исчерпывающим, соответствует состоянию законодательства об административных правонарушениях. Так, ст. 33 КоАП РСФСР среди общих правил наложения административного взыскания предусматривает учет личности правонарушителя. Оптимальную характеристику личности может дать только эксперт-психолог. В п. 3 ст. 34 КоАП РСФСР в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность, предусмотрено совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения. Правильно определить психологическое состояние правонарушителя должен эксперт-психолог.
|
|
В административном праве получила распространение позиция Б.М. Лазарева и других авторов о том, что в состоянии сильного душевного волнения человек порой теряет контроль над своими действиями, не понимает их значения. Полагаем, что это ошибочная позиция, ибо указанное состояние даже при таком
крайне дезорганизующем психическом проявлении, как физиологический аффект, характеризуется частичной сохранностью контроля над своими действиями и пониманием их значения.
С возрастанием значения показаний свидетелей и потерпевших в производстве по делам об административных правонарушениях важной задачей становится определение достоверности этих показаний, их адекватности фактическим обстоятельствам дела. Если определение достоверности — прерогатива полномочного должностного лица или органа, то установление возможности личности в силу ее индивидуальных психических особенностей адекватно воспринимать события, факты, обстоятельства и воспроизводить их входит в компетенцию психолога.
Анализируя рассмотрение дел об административных правонарушениях, возможно провести аналогию с уголовным судопроизводством. Определение административного правонарушения (ст. 10 КоАП РСФСР) сходно с определением преступления. Существенное различие данных понятий — в степени общественной опасности. В числе лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, так же как и в уголовном процессе, присутствуют потерпевший, законный представитель, адвокат, свидетель, эксперт, переводчик. При рассмотрении дел об административных правонарушениях заслушиваются участвующие лица, исследуются доказательства, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. И хотя в Кодексе об административных правонарушениях нет прямого указания на необходимость исследования личности правонарушителя, как в уголовном процессе, но по смыслу административного законодательства, а также при анализе статей об административном правонарушении и административной ответственности (ст.ст. 10—22 КоАП РСФСР), возникает убеждение в необходимости такого исследования для вынесения законного решения. На основании вышеизложенного возникает вывод об использовании специалиста-психолога в административном судопроизводстве практически по тем же основаниям, что и в уголовных делах (исследование личности правонарушителя, свидетеля и потерпевшего, их способности адекватно воспринимать и воспроизводить события и др.).
Существенным отличием производства по делам об административных правонарушениях от других отраслей судопроизводства является широкий круг органов, рассматривающих данные дела. В состав некоторых коллегиальных органов также целесообразно ввести специалиста-психолога, особенно в комиссии по
делам несовершеннолетних (КДН) (ст. 201 КоАП РСФСР). Включение специалиста-психолога в состав КДН не противоречит ст. 5 Положение о комиссии по делам несовершеннолетних (далее — Положение), где указывается на необходимость членства в комиссии работников образования. В настоящее время специалисты-психологи существуют практически в каждой школе и даже в дошкольных учреждениях, т.е. включение их в состав КДН правомерно.
Являясь членом указанной комиссии, специалист-психолог при рассмотрении дел об административных правонарушениях должен, руководствуясь своими специальными познаниями, высказывать и обосновывать собственное мнение о целесообразности применения той или иной меры административного воздействия или о возможности освобождения от административной ответственности. Необходимо его активное участие в ходе рассмотрения дела: он должен задавать вопросы участникам, оценивать доказательства и, если нужно, истребовать конкретные материалы.
|
|
Рассмотрение дел в КДН имеет свою специфику. Особое внимание комиссия уделяет профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, устранению причин и условий, способствующих совершению "правонарушений. Здесь, безусловно, требуются специальные познания психолога, который должен определить, какие факты и обстоятельства окружающей действительности в большей степени повлияли на формирование де-виантного поведения. По его предложению в соответствии со ст. 20 Положения комиссия должна направить в соответствующие государственные органы и общественные организации представление о применении мер воздействия к родителям или лицам, их заменяющим, неправильно относящимся к воспитанию детей или препятствующим выполнению постановлений комиссии, а также о привлечении к ответственности лиц, создающих условия для совершения детьми и подростками правонарушений либо подстрекающих (или привлекающих) несовершеннолетних к совершению антиобщественных поступков.
Психологическая экспертиза может проводиться в отношении несовершеннолетнего при решении вопроса о привлечении его к ответственности или направлении в спецшколу или спецпрофтехучилище.
Психолого-педагогическая экспертиза может назначаться для выявления педагогической запущенности, сказавшейся в совершенном правонарушении, определения путей ресоциализации и
исправления личности, способов индивидуального воздействия на правонарушителя с целью его исправления.
Все большее распространение получает судебно-психологи-ческая экспертиза по делам о преступлениях на транспорте. Определение того, где имела место злая воля правонарушителя, а где сыграли роль объективные психологические особенности человека, необходимо и для дифференциации вида правонарушения, и для определения наказания или административного воздействия, и для предупреждения преступлений и правонарушений на транспорте.
|
|
При анализе вопросов проведения судебно-психологической экспертизы в уголовном и гражданском процессах отмечалось, что она проводится комиссией в составе не менее двух экспертов. Это положение следует распространить и на административный процесс при разрешении сложных вопросов. В обычных случаях, принимая во внимание упрощенность процедуры административного производства, сжатые сроки, устанавливаемые для разбора дела и принятия решения, психологическую экспертизу можно поручать одному эксперту — психологу, а не психиатру, педагогу или другому специалисту.
В административном процессе могут иметь место комплексные психологические экспертизы. Для определения психологических особенностей и их проявления в совершенном правонарушении у лиц, болеющих или болевших психическими или соматическими заболеваниями, могут назначаться комплексные психолого-психиатрические или психолого-медицинские экспертизы.
Для восстановления деятельности человека по управлению механизмами, аппаратами, транспортными средствами могут назначаться и проводиться комплексные психолого-технические экспертизы. Психолого-криминологические экспертизы помогают установить причины и условия отдельного правонарушения или группы правонарушений в микрорайоне, районе, городе, области и т. д., определить пути общей и индивидуальной профилактики правонарушений.
Возможно проведение в административном процессе и таких комплексных экспертиз, в которых могут участвовать специалисты трех и более отраслей знаний (например, медико-психолого-психиатрической или технико-психолого-психиатрической экспертизы).
2) Под пониманием потерпевшей характера и значения совершаемых с ней действий прежде всего подразумевается правильное отражение содержательной стороны этих действий в ее сознании. Такое отражение основывается на информированности потерпевшей в вопросах пола, т.е. в сущности отношений между полами, в формах их проявлений и в физиологии половых отношений. Под пониманием потерпевшей значения действий виновного имеется в виду смысловой и оценочный аспекты отражения подобных действий в сознании потерпевшей и с точки зрения мотивов и целей преступника, и с точки зрения последствий совершаемых с ей действий для ее будущего. Это зависит от степени осведомленности человека в вопросах секса и способности верно понять намерения виновного. Для этого необходимы жизненный опыт, который позволил бы сделать вывод о намерениях другого лица, его мотивах и целях, а также способность логически связывать между собой отдельные факты для целостного осмысления ситуации.
Понимание значения действий обвиняемого с точки зрения возможных последствий требует достаточного развития личностных структур. Нравственный аспект оценки предполагает хорошее развитие морального сознания личности, способности регулировать свое поведение и деятельность.
Следует отметить, что формальная осведомленность потерпевшей о внешней стороне половых отношений, понимание сексуального характера действий виновного еще не предполагают наличия у нее правильного осознания их значения. М.М. Ко-ченов [21] выделяет следующие показатели, характеризующие
способность потерпевшей понимать характер и значение совершаемых с ней действий и оказывать сопротивление.
1. Осознание на ранних этапах угрожающего характера ситуации, возможного ее развития по признакам поведения обвиняемого, которые могут сигнализировать о его истинных намерениях.
2. Правильное понимание нравственно-эстетической стороны происходящего.
Показатели способности потерпевшей оказывать сопротивление зависят от:
1) глубины и полноты понимания ситуации и содержания намерений обвиняемого;
2) психологических особенностей характера потерпевшей (активности, смелости, выработанности способов преодоления препятствий);
3) временного эмоционального состояния, обусловленного ситуацией или устойчивыми психическими особенностями;
4) опыта сексуальных отношений, осведомленности в вопросах взаимоотношений полов и возможных способах поведения в подобных ситуациях.
Показатели способности потерпевшей оказывать сопротивление характеризуются:
• сохранением целенаправленного поведения;
• устойчивостью к внешним воздействиям;
• отсутствием в период посягательств обвиняемого особых психических состояний (физиологический аффект, психическое напряжение, страх), способных оказывать тормозящее воздействие на психическую деятельность. Однако даже самое полное понимание потерпевшей характера и значения совершаемых с ней действий не говорит о столь же полной ее способности оказывать сопротивление. Распространены случаи, когда потерпевшая от изнасилования не оказывала не только активного, но и вообще сколько-нибудь заметного сопротивления. Подобное поведение потерпевшей может привести к затруднениям при квалификации содеянного с точки зрения наличия состава преступления.