По делам об административных правонарушениях

Компетенция психологической экспертизы

Засыпка ремонтного котлована

Изоляционные работы

Порядок действий для изоляции катушки при ремонтно-восстановительных работах следующий: окончательная зачистка изолируемой поверхности; сушка врезанной катушки; нанесение грунтовки на подготовленную поверхность, соответствующей по составу наносимому изоляционному покрытию; нанесение изоляционного покрытия механизированным или ручным способом, обеспечивающим проектную толщину изоляционного слоя и его сплошность; контроль качества нанесенного изоляционного покрытия.

Подсыпку под трубопровод следует выполнять из мягкого грунта толщиной не менее 20 см и выполнить присыпку над ним на высоту 20 см над верхней образующей трубы.

После подсыпки грунта под трубопровод проводится окончательная засыпка ремонтного котлована минеральным грунтом, осуществляемая бульдозером с одной или обеих сторон траншеи. По верху котлована устраивается валик с учетом последующей осадки грунта. По ширине валик должен перекрывать котлован не менее чем на полметра с обеих сторон.

М.В. Костицкий [20, с 106—109] в компетенцию психологи­ческой экспертизы по делам об административных правонару­шениях включает:

• установление физиологического аффекта или другого осо­бого эмоционального состояния субъекта в момент совер­шения административного деликта;

• определение психологической возможности свидетеля и потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства со­вершенного правонарушения и воспроизводить их по тре­бованию должностного лица или компетентного органа;

• определение интеллектуального развития несовершенно­летнего, соответствия его достигнутому возрасту; установ­ление педагогической запущенности, психологического и психофизического инфантилизма; определение структуры и содержания взаимоотношений между родителями, учи­телями, сверстниками, с одной стороны, и несовершенно­летними правонарушителями — с другой;

• выявление личностных качеств правонарушителя, сказав­шихся в совершенном правонарушении;

• установление психологических особенностей и психиче­ского состояния водителя транспортного средства при на­рушении им установленных правил, а также того, как эти качества сказались на совершенном правонарушении. Приведенный перечень, не являясь исчерпывающим, соот­ветствует состоянию законодательства об административных правонарушениях. Так, ст. 33 КоАП РСФСР среди общих пра­вил наложения административного взыскания предусматривает учет личности правонарушителя. Оптимальную характеристику личности может дать только эксперт-психолог. В п. 3 ст. 34 КоАП РСФСР в качестве обстоятельства, смягчающего ответ­ственность, предусмотрено совершение правонарушения в со­стоянии сильного душевного волнения. Правильно определить психологическое состояние правонарушителя должен эксперт-психолог.

В административном праве получила распространение пози­ция Б.М. Лазарева и других авторов о том, что в состоянии силь­ного душевного волнения человек порой теряет контроль над своими действиями, не понимает их значения. Полагаем, что это ошибочная позиция, ибо указанное состояние даже при таком

крайне дезорганизующем психическом проявлении, как физио­логический аффект, характеризуется частичной сохранностью контроля над своими действиями и пониманием их значения.

С возрастанием значения показаний свидетелей и потер­певших в производстве по делам об административных право­нарушениях важной задачей становится определение достовер­ности этих показаний, их адекватности фактическим обстоя­тельствам дела. Если определение достоверности — прерога­тива полномочного должностного лица или органа, то установ­ление возможности личности в силу ее индивидуальных пси­хических особенностей адекватно воспринимать события, фак­ты, обстоятельства и воспроизводить их входит в компетенцию психолога.

Анализируя рассмотрение дел об административных право­нарушениях, возможно провести аналогию с уголовным судо­производством. Определение административного правонаруше­ния (ст. 10 КоАП РСФСР) сходно с определением преступле­ния. Существенное различие данных понятий — в степени об­щественной опасности. В числе лиц, участвующих в производст­ве по делу об административном правонарушении, так же как и в уголовном процессе, присутствуют потерпевший, законный представитель, адвокат, свидетель, эксперт, переводчик. При рассмотрении дел об административных правонарушениях за­слушиваются участвующие лица, исследуются доказательства, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. И хотя в Кодексе об административных правонарушениях нет прямого указания на необходимость исследования личности правонарушителя, как в уголовном процессе, но по смыслу ад­министративного законодательства, а также при анализе статей об административном правонарушении и административной от­ветственности (ст.ст. 10—22 КоАП РСФСР), возникает убежде­ние в необходимости такого исследования для вынесения закон­ного решения. На основании вышеизложенного возникает вы­вод об использовании специалиста-психолога в административ­ном судопроизводстве практически по тем же основаниям, что и в уголовных делах (исследование личности правонарушителя, свидетеля и потерпевшего, их способности адекватно восприни­мать и воспроизводить события и др.).

Существенным отличием производства по делам об админи­стративных правонарушениях от других отраслей судопроизвод­ства является широкий круг органов, рассматривающих данные дела. В состав некоторых коллегиальных органов также целесо­образно ввести специалиста-психолога, особенно в комиссии по

делам несовершеннолетних (КДН) (ст. 201 КоАП РСФСР). Включение специалиста-психолога в состав КДН не противоре­чит ст. 5 Положение о комиссии по делам несовершеннолетних (далее — Положение), где указывается на необходимость член­ства в комиссии работников образования. В настоящее время специалисты-психологи существуют практически в каждой шко­ле и даже в дошкольных учреждениях, т.е. включение их в со­став КДН правомерно.

Являясь членом указанной комиссии, специалист-психолог при рассмотрении дел об административных правонарушениях должен, руководствуясь своими специальными познаниями, вы­сказывать и обосновывать собственное мнение о целесообразно­сти применения той или иной меры административного воздей­ствия или о возможности освобождения от административной ответственности. Необходимо его активное участие в ходе рас­смотрения дела: он должен задавать вопросы участникам, оце­нивать доказательства и, если нужно, истребовать конкретные материалы.

Рассмотрение дел в КДН имеет свою специфику. Особое внимание комиссия уделяет профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, устранению причин и условий, спо­собствующих совершению "правонарушений. Здесь, безусловно, требуются специальные познания психолога, который должен определить, какие факты и обстоятельства окружающей дейст­вительности в большей степени повлияли на формирование де-виантного поведения. По его предложению в соответствии со ст. 20 Положения комиссия должна направить в соответствую­щие государственные органы и общественные организации представление о применении мер воздействия к родителям или лицам, их заменяющим, неправильно относящимся к воспита­нию детей или препятствующим выполнению постановлений комиссии, а также о привлечении к ответственности лиц, соз­дающих условия для совершения детьми и подростками право­нарушений либо подстрекающих (или привлекающих) несовер­шеннолетних к совершению антиобщественных поступков.

Психологическая экспертиза может проводиться в отноше­нии несовершеннолетнего при решении вопроса о привлечении его к ответственности или направлении в спецшколу или спец­профтехучилище.

Психолого-педагогическая экспертиза может назначаться для выявления педагогической запущенности, сказавшейся в совер­шенном правонарушении, определения путей ресоциализации и

исправления личности, способов индивидуального воздействия на правонарушителя с целью его исправления.

Все большее распространение получает судебно-психологи-ческая экспертиза по делам о преступлениях на транспорте. Оп­ределение того, где имела место злая воля правонарушителя, а где сыграли роль объективные психологические особенности человека, необходимо и для дифференциации вида правонару­шения, и для определения наказания или административного воздействия, и для предупреждения преступлений и правонару­шений на транспорте.

При анализе вопросов проведения судебно-психологической экспертизы в уголовном и гражданском процессах отмечалось, что она проводится комиссией в составе не менее двух экспер­тов. Это положение следует распространить и на администра­тивный процесс при разрешении сложных вопросов. В обычных случаях, принимая во внимание упрощенность процедуры адми­нистративного производства, сжатые сроки, устанавливаемые для разбора дела и принятия решения, психологическую экспер­тизу можно поручать одному эксперту — психологу, а не психи­атру, педагогу или другому специалисту.

В административном процессе могут иметь место комплекс­ные психологические экспертизы. Для определения психологи­ческих особенностей и их проявления в совершенном правона­рушении у лиц, болеющих или болевших психическими или со­матическими заболеваниями, могут назначаться комплексные психолого-психиатрические или психолого-медицинские экс­пертизы.

Для восстановления деятельности человека по управлению механизмами, аппаратами, транспортными средствами могут на­значаться и проводиться комплексные психолого-технические экспертизы. Психолого-криминологические экспертизы помо­гают установить причины и условия отдельного правонарушения или группы правонарушений в микрорайоне, районе, городе, области и т. д., определить пути общей и индивидуальной про­филактики правонарушений.

Возможно проведение в административном процессе и таких комплексных экспертиз, в которых могут участвовать специали­сты трех и более отраслей знаний (например, медико-психо­лого-психиатрической или технико-психолого-психиатрической экспертизы).

2) Под пониманием потерпевшей характера и значения совер­шаемых с ней действий прежде всего подразумевается правиль­ное отражение содержательной стороны этих действий в ее соз­нании. Такое отражение основывается на информированности потерпевшей в вопросах пола, т.е. в сущности отношений между полами, в формах их проявлений и в физиологии половых от­ношений. Под пониманием потерпевшей значения действий ви­новного имеется в виду смысловой и оценочный аспекты отра­жения подобных действий в сознании потерпевшей и с точки зрения мотивов и целей преступника, и с точки зрения послед­ствий совершаемых с ей действий для ее будущего. Это зависит от степени осведомленности человека в вопросах секса и спо­собности верно понять намерения виновного. Для этого необхо­димы жизненный опыт, который позволил бы сделать вывод о намерениях другого лица, его мотивах и целях, а также способ­ность логически связывать между собой отдельные факты для целостного осмысления ситуации.

Понимание значения действий обвиняемого с точки зрения возможных последствий требует достаточного развития личност­ных структур. Нравственный аспект оценки предполагает хоро­шее развитие морального сознания личности, способности регу­лировать свое поведение и деятельность.

Следует отметить, что формальная осведомленность потер­певшей о внешней стороне половых отношений, понимание сек­суального характера действий виновного еще не предполагают наличия у нее правильного осознания их значения. М.М. Ко-ченов [21] выделяет следующие показатели, характеризующие

способность потерпевшей понимать характер и значение совер­шаемых с ней действий и оказывать сопротивление.

1. Осознание на ранних этапах угрожающего характера си­туации, возможного ее развития по признакам поведения об­виняемого, которые могут сигнализировать о его истинных на­мерениях.

2. Правильное понимание нравственно-эстетической сторо­ны происходящего.

Показатели способности потерпевшей оказывать сопротив­ление зависят от:

1) глубины и полноты понимания ситуации и содержания намерений обвиняемого;

2) психологических особенностей характера потерпевшей (активности, смелости, выработанности способов преодоления препятствий);

3) временного эмоционального состояния, обусловленного ситуацией или устойчивыми психическими особенностями;

4) опыта сексуальных отношений, осведомленности в вопро­сах взаимоотношений полов и возможных способах поведения в подобных ситуациях.

Показатели способности потерпевшей оказывать сопротив­ление характеризуются:

• сохранением целенаправленного поведения;

• устойчивостью к внешним воздействиям;

• отсутствием в период посягательств обвиняемого особых психических состояний (физиологический аффект, психи­ческое напряжение, страх), способных оказывать тормо­зящее воздействие на психическую деятельность. Однако даже самое полное понимание потерпевшей характе­ра и значения совершаемых с ней действий не говорит о столь же полной ее способности оказывать сопротивление. Распро­странены случаи, когда потерпевшая от изнасилования не ока­зывала не только активного, но и вообще сколько-нибудь замет­ного сопротивления. Подобное поведение потерпевшей может привести к затруднениям при квалификации содеянного с точки зрения наличия состава преступления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: