Антимонопольное законодательство
Ценовая дискриминация
Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары, фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности.
Это происходит при следующих предпосылках:
1. если продавец обладает достаточно высокой степенью монопольной власти, обеспечивающей ему контроль над производством и ценами;
2. если можно сегментировать рынок — разбить покупателей на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса по цене;
3. если тот, кто покупает товар дешевле, не может затем перепродать его дороже.
Антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.
Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополии, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение "нечестных" действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения.
|
|
Классическим примером антимонопольного законодательства является антитрестовское законодательство США. Первым актом стал знаменитый закон Шермана (1890 г.), который был направлен в основном против монополизации торговли и коммерческой деятельности. Он запрещал любые формы контрактов (объединения, сговор и т. п.), направленные на ограничение свободы торговли, а также объявлял вне закона "недобросовестные приемы" устранения конкурентов, рассматривая их как уголовное преступление.
В 1914 г. были приняты закон Клейтона и закон о Федеральной торговой комиссии (ФТК). В законе Клейтона не только уточнялись основные понятия антитрестовского законодательства, но и расширялось понятие антимонопольной деятельности. В частности, особое внимание уделялось финансовым аспектам взаимодействия монополистов, а также монопольной власти как таковой. На правительственную Федеральную торговую комиссию был возложен контроль за исполнением антитрестовских законов.
Закон Уилера—Ли (1938 г.) был направлен на защиту прав потребителей (против ложной рекламы и искаженной информации); закон Келлера—Кефаувера (1950 г.) обращал внимание на взаимодействие монополистов в сфере материальных активов.
В странах Запада имеются две силы, которые в той или иной степени противодействуют конкуренции и абсолютной монополизации экономики:
1. государство, регулирующее деятельность монополий на рынке;
2. конкурентная борьба между самими монополиями.
Направления антимонопольной политики:
1. ограничение монополизации рынка;
|
|
2. запрещение слияний конкурирующих компаний;
3. запрещение установления монопольных цен;
4. сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.
Формы ответственности за нарушение антимонопольных норм:
1. имущественная – в виде штрафов, отчисления с прибыли, отчисления убытков;
2. оперативно-хозяйственные санкции – принудительный раздел фирмы, лишение лицензии, запрет выхода на внешнии рынки.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.