Список рекомендуемой литературы
- Курс экономики: Учебник. – 3-е изд., доп. / Под ред. Райзберга Б.А. – М.: ИНФРА-М, 2000.
- Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001.
- Макконнелл, К., Брю, С. Экономикс. Принципы, проблемы и практика. 14-е изд. М.: Инфра-М, 2005.
- Райзберг, Б.А., Лозовский Л.Ш. Словарь современных экономических терминов. М: Айрис-Пресс, 2006.
- Центральная база статистических данных. Федеральная служба государственной статистики. [Электрон. ресурс] – Режим доступа: https://www.gks.ru.
- Кейнс, Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж.М. Кейнс; Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1978.
Процесс создания базы данных рассмотрим на примере модели базы данных информационной системы "Контингент студентов университета".
В системе Microsoft Access процесс создания базы данных выполняется следующим образом. При запуске системы появляется диалоговое окно для выбора режима работы (см. рисунок 1), в котором следует выбрать пункт Новая база данных.
|
|
Рисунок 1 — Создание файла
После выбора первого пункта появляется окно для задания пути сохранения и имени новой базы.
Выберем папку на диске для сохранения файла базы данных и зададим имя базы — STUDENTS, нажмем на кнопку Создать, после чего откроется окно базы данных.
Далее необходимо задать структуру таблиц в соответствии с описанной ранее концептуальной моделью в режиме создания таблиц с помощью Конструктора. Умение использовать этот режим необходимо каждому пользователю для создания новых таблиц и модификации структуры уже существующих.
Выберем пункт Создание таблицы в режиме конструктора (см. рисунок 2) и опишем структуру главной таблицы базы данных, т.е. зададим имя, тип, размер каждого поля таблицы, а также первичный ключ (если необходимо), индексированные поля и подпись. Имена полей лучше писать латинскими буквами, в одно короткое слово - для удобства использования их в запросах и программах, работающих с базой данных; задание подписей для полей облегчает разработку экранных форм и отчетов.
Структура таблицы SPISOK приведена в таблице 3.
Рисунок 2 — Окно базы данных
Рисунок 3 — Описание структуры таблицы в конструкторе
Для поля NZ следует задать свойство "Ключевое поле", т.к. номер зачетки - уникальный для каждого студента и однозначно его идентифицирует в таблице базы. По окончании описания структуры таблицы даем команду Сохранить (на стандартной панели инструментов, в меню - раздел Файл, или при закрытии окна конструктора) и задаем название таблицы - SPISOK.
|
|
Таблица 3 — Структура таблицы SPISOK
Имя поля | Тип данных | Размер поля | Индексированное поле | Подпись |
NZ | Текстовый | Да (Совпадения не допускаются) | № зачетки | |
FIO | Текстовый | Фамилия, имя, отчество | ||
DATA_P | Дата/время | Краткий формат даты | Дата поступления | |
N_FCLT | Числовой | Байт | Да (Совпадения допускаются) | Факультет |
N_SPECT | Текстовый | Да (Совпадения допускаются) | Специальность | |
KURS | Числовой | Байт | Курс | |
N_GRUP | Текстовый | Группа | ||
N_PASP | Текстовый | Номер паспорта |
Аналогичным образом создаем в базе данных справочник факультетов с именем файла FCLT (структура приведена в таблице 4), результаты сдач экзаменов OCENKI (структура приведена в таблице 5), справочник учебных дисциплин PREDMETS (структура приведена в таблице 6).
Таблица 4 — Структура таблицы FCLT
Имя поля | Тип данных | Размер поля | Индексированное поле | Подпись |
N_FCLT | Числовой | Байт | Да (Совпадения не допускаются) | Номер факультета |
NAME_F | Текстовый | Название факультета |
Таблица 5 — Структура таблицы OCENKI
Имя поля | Тип данных | Размер поля | Индексированное поле | Подпись |
NZ | Текстовый | Да (Совпадения допускаются) | Номер зачетки | |
SEMESTR | Числовой | Байт | Семестр | |
N_PREDM | Числовой | Целое | Да (Совпадения допускаются) | Предмет |
BALL | Текстовый | Оценка | ||
DATA_B | Дата/время | Краткий формат | Дата | |
PREPOD | Текстовый | Преподаватель |
Таблица 6 — Структура таблицы PREDMETS
Имя поля | Тип данных | Размер поля | Индексированное поле | Подпись |
N_PREDM | Числовой | Целое | Да (Совпадения не допускаются) | Номер предмета |
NAME_P | Текстовый | Название предмета |
Далее задаем связи «1:M» между таблицами в базе, открыв окно Схема данных (выбрав эту команду в контекстном меню для окна базы данных) и перетаскивая название поля первичного ключа к аналогичному полю другой таблицы (см. рисунок 4.). При этом задаем в окне Изменение связей (см. рисунок 5.) условия соблюдения ссылочной целостности данных: каскадное обновление связанных полей и каскадное удаление связанных записей.
Рисунок 4 — Схема базы данных
Рисунок 5 — Задание условий соблюдения ссылочной целостности данных
Стандартный режим работы с таблицами
Заполнение базы данных информацией следует начинать со справочников - иначе при заполнении главных таблиц возникнут конфликты сохранения ссылочной целостности базы. Например, если в справочнике факультетов не будет номера факультета, указанного для студента, появится сообщение "Введенное значение не подходит для данного поля" и Вы не сможете сохранить данные, пока не укажете правильное значение.
Для работы с информацией таблицы базы данных (добавление, редактирование и удаление записей) следует выбрать ее в разделе объектов базы данных "Таблицы" (см. рисунок 6.) и двойным щелчком мыши открыть.
Рисунок 6 — База данных
Таблица откроется в стандартном режиме работы с информацией, как показано на рисунке 7.
Рисунок 7 — Стандартный режим работы с таблицей базы данных
В таком режиме каждая запись таблицы базы данных представлена как строка, состоящая из столбцов - полей, над которыми показаны подписи полей или, при их отсутствии, имена полей. В нижней части таблицы присутствует пустая запись с символом * в левой колонке - это несуществующая запись, которая добавляется в таблицу, как только в ней появляется какая-либо информация. На нижней рамке окна находятся кнопки для перемещения по таблице, номер текущей записи и информация об общем количестве записей в таблице. Колонка слева с символом + имеется в наличии, если у таблицы есть связь от одной записи данной таблицы ко многим записям связанной с ней таблицы. В данном случае при щелчке мышью на плюсе откроется как подтаблица - список студентов для соответствующего факультета. Настройка подтаблицы присутствует в главном меню в разделе Вставка.
|
|
В системе Microsoft Access существуют также дополнительные возможности использования в таблицах режима "Подстановка" для показа и выбора данных из раскрывающихся списков ("тип источника строк" - таблица или запрос, список значений или список полей). Этот режим можно создать с помощью Мастера, если выбрать тип поля "Мастер подстановок" или описать самому на странице "Подстановка". В примере этот режим задан для поля N_FCLT таблицы Spisok (см. рисунок 8.). В дальнейшем для поля с описанными свойствами раздела "Подстановка" на экранной форме будет автоматически создаваться объект типа "Поле со списком".
Рисунок 8 — Параметры страницы "Подстановка" в Конструкторе
Вид таблицы Spisok с использованием поля со списком для поля N_FCLT показан на рисунке 9.
Рисунок 9 — Таблица с использованием режима "Подстановка"
При работе с таблицей можно задать сортировку записей по одному из полей и фильтр для показа данных, соответствующих заданному условию (см. раздел меню Записи).
После окончания добавления, редактирования или удаления данных следует дать команду Сохранить, или при закрытии окна таблицы выбрать в появившемся окне команду, сохранять или нет изменения.