Распространенные ошибки

УМЕНИЕ СЛУШАТЬ

- честно признаться в своем невежестве

- Убедиться, правильно ли вы поняли собеседника

- Ухватить главную мысль

- Сконцентрироваться на содержании разговора, а не на записи ответов

- Научиться «правильно перебивать» своего собеседника

1. Анаколу́ф — стилистическая ошибка, состоящая в неправильном грамматическом согласовании слов в предложении, допущенная по недосмотру или как стилистический приём для придания характерности речи какого-либо персонажа. Анаколуф, в частности, используется для речевой характеристики персонажа, не слишком хорошо владеющего языком (иностранца, ребёнка, просто человека малокультурного).

Примеры из классики:

«Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа» (А.П. Чехов. Жалобная книга»)

«— Мы, управление дома, — с ненавистью заговорил Швондер, — пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома…

— Кто на ком стоял? — крикнул Филипп Филиппович, — потрудитесь излагать ваши мысли яснее.» (М. Булгаков, «Собачье сердце»)

Еще примеры:

«Обернувшись, мне попали комком снега прямо в глаз» (правильно – «Когда я обернулся, брошенный кем-то комок снега угодил мне прямо в глаз»)

«Пролистывая страницы этой книги, в голове возникла идея» (правильно – «Я пролистывал страницы этой книги, как вдруг в голове возникла идея»)

«Дети из многодетных семей пойдут в детские сады, но только те, которые достигли возраста 2,5 лет» (правильно – «Дети из многодетных семей, достигшие возраста 2,5 лет, пойдут в детские сады»)

«Слушатели выполняют практические задания для отработки полученных навыков, которые учитывают особенности людей с ограниченными возможностями» (правильно – «Слушатели выполняют практические задания для отработки полученных навыков. Задания составлены с учетом особенностей людей с ограниченными возможностями». Или «Для отработки полученных навыков слушатели выполняют практические задания, составленные с учетом особенностей людей с ограниченными возможностями».)

2. Названия населенных пунктов, аэропортов, которые оканчиваются на главную или «ий-ый» склоняются: во Внукове, в Домодедове, в Коневе, в Федове, в Мирном, в Москве, в Дзержинском.

Пример из классики: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина», «Дело было в Пенькове» (к/ф)

Но: в селе Конево, в городе Мирный, в аэропорту Домодедово (если есть родовое слово)

3. Ошибки в окончаниях в родительном падеже множественном числе:

- килограммов, граммов

- сапог, валенок, ботинок, сандалет, шорт, погон, ворот (нулевое окончание у парных предметов)

- позвали драгун, улан, гардемарин, кадет, партизан, солдат (собирательное значение). Но, трое драгунов, уланов, гардемаринов, кадетов (конкретное значение). Например: Кадетов Иванова и Петрова не было на тренировке. Исключение: трое партизан, трое солдат.

- два килограмма абрикосов, бананов, апельсинов, томатов, помидоров. Но килограмм баклажан (допускается баклажанов), гранат; банка шпрот.

4. Неправильное употребление окончаний: командующий армии (правильно – армией), заведующий садика (правильно - садиком), памятник Ленина (правильно – Ленину).

5. Неправильное употребление числительных – вместо собирательных числительных (двое, трое) использование количественных (два, три).

Собирательные существительные употребляются с:

1) существительными, которые называют лиц мужского пола: двое мужчин, двое военнослужащих (два военнослужащих – это ошибка), но две девушки.

2) с существительными «человек», «лицо», «ребенок» (пятеро людей, лиц, детей).

Пример: «Семь детей играли на площадке» (правильно – «Семеро детей играли на площадке»)

3) с названиями детенышей животных (семеро козлят, трое жеребят),

4) с существительными, имеющими формы только множественного числа (двое саней); с этими существительными сочетаются преимущественно числительные двое, трое и четверо;

5) с существительными, называющими парные предметы (двое носков); два носка — это два носка, а двое носков — это четыре носка, т. е. две пары носков.

6) с личными местоимениями мы, вы, они (не было их двоих).

6. Орфографические ошибки:

· «-ТЬСЯ» и «-ТСЯ». Примеры: смеятЬся (что делатЬ?), но смеется (что делает?) В вопросе нет «Ь»); собратЬся (что сделатЬ?), но собирается (что делает?)

· следуЮщий, но будущий (следую, буду)

· Слитное и раздельное написание «НЕ»

РАЗДЕЛЬНО:

- с глаголами (а также деепричастиями, числительными, предлогами, союзами, краткими причастиями, прилагательными в сравнительной степени)

- если нельзя подобрать синоним (не липовый мед, не красный цвет)

- если есть противопоставление: «он стал не умным – а гениальным», однако «дерево невысокое, но ветвистое» (противопоставления нет);

- есть зависимое слово – «не посещаемый школьниками музей», «не наполненная смыслом фраза»).

СЛИТНО:

- если слово можно заменить на синоним без не, то слитно (недолго – быстро, неженатый – холостой)

- если нельзя оторвать «не» от слова (неотвратимый, неминуемо, невообразимо), большинство наречий (неприятно пахло, некрасиво так делать, неважно выглядишь)

· Так же и также, то же и тоже, что бы и чтобы

Когда смысл теряется, если частицу «бы» убрать, то писать надо слитно, если не теряется, то раздельно.

Примеры:

Что бы такого сделать плохого – Чтобы выспаться, я лег пораньше

Я так же, как и ты, люблю рисовать (можно заметить на «такой же») – Я также приду на праздник (можно заменить на «и»)

Это то же самое (можно убрать или заменить на «такое же») – Он тоже улыбается

· пропуск буквы «Т»: страсТный (страсть), грусТный (грусть), агенТство (агент), учасТник (участие)

· При чем тут я? Я ни при чем.

· «Окончить – закончить»: окончил учебное заведение, но закончил работу.

· «Одеть – надеть» (надеть шляпу, перчатки, носки, но одеть ребенка)

· Две пары чулок, но пять пар носков

· «На сколько» рублей, но «насколько» я понял, «на встречу к другу», но «навстречу приключениям», «в течении реки», но «в течение одного дня».

  1. Военная специфика:

- войсковая часть 13991, но воинская часть, расположенная на удаленной от города площадке;

- пуск ракеты, но запуск космического аппарата (спутника).

8. Стилистически неверное употребление вместо числительного «2» слова «пара».

Пример из официального сообщения: «В течение пары месяцев из города было вывезено 13 тонн снега».

Слово «пара» уместно в репортаже, например, в зарисовке, очерке – в общем в «авторской речи», если стилистика материала допускает (или подразумевает) использование разговорных выражений. Также слово «пара» может использоваться в качестве замены слова «двойка» - для придания больше экспрессии фразе (но только, опять же, если общая стилистика текста этому способствует).

9. В публицистике принято называть человека так: имя + фамилия. Также могут употребляться варианты: имя + отчество, имя + отчество + фамилия. Имя иногда сокращают, но это не лучший вариант.

Пример: Виктор Смирнов, Виктор Николаевич Смирнов, В. Смирнов, В.Н. Смирнов (не принято: Смирнов В., Смирнов В.Н., Смирнов Виктор, Смирнов Виктор Николаевич)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: