Этот порядок определяется законодательством и уставом юридического лица. Учредителями юридического лица могут быть, как правило, собственники, поскольку для образования юридического лица необходимо имущество, которое должно быть ему передано.
При этом возможны три варианта:
П ервый, когда учредитель сохраняет за собой право собственности на имущество, переданное юридическому лицу. Это имеет место при создании унитарных предприятий и учреждений.
Второй, когда за учредителем не сохраняется право собственности или иное вещное право, но возникают иные, обязательственные права, такие, как право на получение дивидендов, участие в управлении делами, на выдел доли и т.д. Право собственности на переданное в виде вкладов имущество в этих случаях принадлежит юридическим лицам - хозяйственному товариществу или обществу, производственному или потребительскому кооперативу.
Третий, когда учредители не сохраняют за собой каких-либо имущественных прав (ни вещных, ни обязательственных). Это имеет место при создании общественных или религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ст. 48 ГК).
|
|
Можно выделить три способа создания юридических лиц:
1. Распорядительный. На основании распоряжения соответствующего органа управления, создаются государственные юридические лица.
2. Р азрешительный. В частности, разрешение требуется для создания коммерческого банка. Это разрешение (лицензия) выдается Банком России.
3. Явочно-нормативный способ означает, что порядок создания таких лиц определен заранее соответствующими нормативными актами и не требуется предварительного разрешения или распоряжения на создание такого юридического лица. После принятия учредительных документов достаточно «явиться» для регистрации юридического лица.
При создании юридического лица разрабатываются учредительные документы - либо учредительный договор, либо устав, либо и то, и другое. В учредительных документах должны быть определены наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью и т.д.
Прекращение юридического лица может происходить либо путем ликвидации, либо реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования в иную организационно-правовую форму). Юридическое лицо ликвидируется по решению учредителей, а также по решению суда (ст. 61 ГК РФ).
в) Государство как участник гражданских правоотношений.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования выступают в гражданском обороте в качестве субъектов гражданских правоотношений, публичных субъектов.
|
|
Особенность участия данных субъектов в гражданских правоотношениях заключается в том, что это участие принципиально не выражается в использовании принадлежащих государству и муниципальным образованиям властных полномочий.
Вместе с тем государство обладает рядом особых признаков, свойств:
1. оно само принимает законы, которыми должны руководствоваться
все остальные субъекты;
2. государство может принимать административные акты, из которых возникают гражданско-правовые отношения независимо от воли другой стороны;
3. государство сохраняет властные функции даже тогда, когда оно
вступает в гражданско-правовые отношения, построенные на началах равенства.