Реорганизация и ликвидация юридического лица

7.1. Гражданский кодекс Республики Беларусь предусматривает пять форм реорганизации юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

Сущность реорганизации юридического лица состоит в том, что ее последствием является не прекращение его деятельности, а общее (генеральное) или частное (сингулярное) правопреемство. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них в порядке генерального правопреемства переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу к последнему в порядке генерального правопреемства переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. В случае разделения юридического лица его права и обязанности в порядке сингулярного правопреемства переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц в порядке сингулярного правопреемства к каждому из них в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. При преобразовании юридического лица оно приобретает новую организационно-правовую форму, вследствие чего к вновь возникшему юридическому лицу в порядке генерального правопреемства переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу (ст.54 ГК).

Реорганизация юридического лица, как правило, осуществляется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Однако в случаях и в порядке, установленных законодательством, реорганизация юридического лица осуществляется по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда. Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган юридического лица или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску последнего назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Он выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, возникающих в результате реорганизации. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации возникающих юридических лиц (ч.2 п.2 ст.53 ГК).

При реорганизации юридических лиц в форме разделения и выделения составляется разделительный баланс, а в форме слияния, присоединения или реорганизациипередаточный акт. В этих документах определяются права и обязанности вновь образованных юридических лиц. Названные документы утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, но не представляются, как ранее (Декрет № 1) вместе с учредительными документами для регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. В передаточном акте и разделительном балансе должны содержаться положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (ст.55 ГК).

Реорганизация юридического лица может повлечь ухудшение положения его кредиторов, поэтому учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Каждый кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Если же разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (ст.56 ГК).

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. В случае реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п.4 ст.53 ГК).

В государственной регистрации реорганизованного юридического лица может быть отказано в случае непредставления вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствия в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица (ч.2 п.2 ст.55 ГК).

7.2. В отличие от реорганизации юридического лица его ликвидация влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами (п.1 ст.57 ГК).

Ликвидация юридического лица может быть добровольной и принудительной. Добровольно ликвидация производится по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В подпункте 1 п.2 ст.57 ГК дан примерный перечень оснований, при наличии одного из которых принимается решение о добровольной ликвидации юридического лица. К ним относятся:

истечение срока, на который создано юридическое лицо;

достижение цели, ради которой оно создано;

признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер.

Принудительная ликвидация юридического лица допускается по решению суда или иных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Некоторые из оснований принудительной ликвидации юридического лица по решению суда предусмотрены в подпункте 2 п.2 ст.57 ГК:

непринятие решения о ликвидации в соответствии с изложенным выше подпунктом 1 п.2 ст.57 Гражданского кодекса в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано;

осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательством либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица;

признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства;

в иных случаях, предусмотренных законодательством (подпункт 2 п.2 ст.57 ГК), в частности при экономической несостоятельности (банкротстве) юридического лица (ст.61 ГК);

в судебном порядке может быть ликвидировано общество с ограниченной или дополнительной ответственностью, если число его участников превысило предел, установленный законодательством об обществах с ограниченной или дополнительной ответственностью, а оно в течение года не уменьшило это число до установленного законодательством предела (п.1 ст.87 ГК).

Гражданский кодекс Республики Беларусь предусматривает ликвидацию юридического лица, помимо изложенных в ст.57 оснований, по основаниям, предусмотренным в ст.80, п.1 ст.85, п. 3 ст.89, п.3 ст.94, п.6 ст.115 и п.2 ст.119 ГК.

Подпункт 3 п.2 ст.57 ГК предусматривает в случаях, предусмотренных законодательными актами, ликвидацию юридического лица по решению иных органов. Такими органами являются регистрирующие органы.

Требование о ликвидации юридического лица предъявляется государственным органом или органом местного управления или самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законодательством. Требование адресуется лицам, принимающим решение о ликвидации (п.3 ст.57 ГК).

Порядок ликвидации юридического лица определен ст.59–60 ГК. Поскольку ликвидация существенно затрагивает интересы кредиторов ликвидируемого лица, она осуществляется на основе широкой гласности. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о его ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему регистрацию юридических лиц. Этот орган вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п.1 ст.58 ГК). Так как в соответствии с п.4 ст.47 ГК любое физическое или юридическое лицо вправе получить информацию, которая содержится в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Запись в этом регистре о ликвидации юридического лица и индивидуальных предпринимателей имеет важное значение как для уже имеющихся у него, так и для потенциальных кредиторов ликвидируемого юридического лица.

Те же субъекты, которые приняли решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с законодательством порядок и сроки ликвидации. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. К ликвидационной комиссии переходят правомочия по управлению делами юридического лица. Она от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде (ст.58 ГК).

Процесс ликвидации юридического лица урегулирован ст. 59 ГК и Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования от 16 января 2009 г. № 1. Он состоит из следующих стадий:

1. Выявление кредиторов ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия в газете «Республика» публикует данные о регистрации юридических лиц, сообщает о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации. Ликвидационная комиссия и сама принимает все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, составляет перечень кредиторов с указанием сумм долга, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

2. Составление промежуточного ликвидационного баланса. По истечении срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. В нем содержатся сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Это важно, так как требования, заявленные кредиторами своевременно, удовлетворяются преимущественно перед требованиями, заявленными кредиторами хотя и в период работы ликвидационной комиссии, но после истечения указанного срока. Промежуточный ликвидационный баланс направляется учредителям (участникам) юридического лица или органу, принявшему решение о ликвидации юридического лица, на утверждение. Утвержденный ликвидационный баланс является основанием для выплаты денежных средств кредиторам по требованиям, признанным ликвидационной комиссией.

3. Продажа имущества ликвидируемого юридического лица. Если у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) недостаточно денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (п.3 ст.59 ГК).

4. Выплата денежных сумм кредиторам. Выплата денежных средств кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом в порядке очередности, установленной ст. 60 Гражданского Кодекса Республики Беларусь. Предусмотрено пять очередей удовлетворения требований кредиторов.

В первую очередь удовлетворяются требования граждан по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

во вторую – по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, выплате вознаграждений по авторским договорам;

в третью – по обязательным платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

в четвертую – по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

в пятую – всех других кредиторов в соответствии с законодательством.

Выплата денежных средств кредиторам первых четырех очередей начинает производиться со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а кредиторам пятой очереди – по истечении месяца с этого же дня (п.4 ст.59 ГК).

Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица может сложиться ситуация, при которой будут удовлетворены требования только первой или некоторых последующих очередей, например первой и второй очередей, а требования остальных (третьей, четвертой, пятой) не будут удовлетворены.

Между требованиями кредиторов одной очереди при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица имущество распределяется пропорционально суммам требований, подлежащим удовлетворению, если иное не установлено законодательством.

5. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица (п.5 ст.59 ГК). В случае недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения (п.6 ст.59 ГК).

При недостатке имущества некоторых юридических лиц кредиторы могут потребовать удовлетворения их требований за счет имущества их учредителей (участников). Речь идет о ликвидируемых полных и коммандитных товариществах (п.1 ст.66 и п.2 ст.81 ГК), обществах с дополнительной ответственностью (п.1 ст.94 ГК), производственных кооперативах (п.1 ст.107 ГК), потребительских кооперативах (п.4 ст.116 ГК), ассоциациях и союзах коммерческих организаций (п.4 ст.121 ГК).

В случаях, когда при принятии решения о ликвидации юридического лица или при утверждении промежуточного ликвидационного баланса будет установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения требований его кредиторов, ликвидация юридического лица должна проводиться по правилам законодательства о банкротстве (ст.61 ГК).

Имущество ликвидированного юридического лица, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами юридического лица (п.7 ст.59 ГК). Имущество коммерческой организации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается ее собственнику (учредителям, участникам).

При отказе ликвидационной комиссии удовлетворить конкретные требования кредитора либо уклонении от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица. Требования кредиторов, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными, кроме случая признания его банкротом. Погашенными считаются также требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано (ст.60 ГК).

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицопрекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п.8 ст.59 ГК).

Законодательство не исключает обращения взыскания на имущество, принадлежавшее юридическому лицу, после его ликвидации. Если после ликвидации юридического лица будет доказано, что оно в целях избежания ответственности перед своими кредиторами передало другому лицу или иным образом намеренно скрыло хотя бы часть своего имущества, кредиторы, не получившие полного удовлетворения своих требований в рамках ликвидационного производства, вправе обратить взыскание на это имущество в непогашенной части долга. При этом применяются правила, установленные ст.284 ГК о расчетах при возврате имущества из незаконного владения недобросовестного владельца (ст.62 ГК). Лицо, которому было передано имущество, считается недобросовестным, если оно знало или должно было знать о намерении юридического лица скрыть это имущество от кредиторов.

Решение регистрирующего органа о ликвидации субъекта хозяйствования может быть обжаловано в хозяйственный суд в установленном законодательством порядке.

7.3. Прекращение юридического лица при банкротстве

1. «Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, в судебном порядке может быть признано экономически несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворять требования кредиторов» (ч.1 п.1 ст.61 ГК).

Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано только по решению Правительства Республики Беларусь. При этом интересы кредиторов казенного предприятия обеспечиваются тем, что Республика Беларусь несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества для выполнения указанных обязательств, поэтому казенное предприятие не может быть признано банкротом.

Ликвидация потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда осуществляется в судебном порядке без применения правил ст.61 ГК об экономической несостоятельности (банкротстве) юридического лица по другим основаниям. Члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В противном случае кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов (п.4 ст.116 ГК), при этом члены потребительского кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.

Благотворительный или иной фонд может быть ликвидирован по заявлению заинтересованных лиц только по решению суда. Основанием для ликвидации благотворительного или иного фонда может быть, в частности, недостаточность его имущества для осуществления его целей, если при этом отсутствует вероятность его получения. В случае ликвидации фонда его имущество используется для удовлетворения требований кредиторов, а оставшаяся часть направляется на цели, указанные в уставе фонда (ст.119 ГК).

Законодательные акты о банкротстве предусматривают возможность признания экономически несостоятельными (банкротами) индивидуальных предпринимателей.

2. Экономическая несостоятельность (банкротство) отрицательно сказывается на нормальном процессе развития производственной деятельности. Государство правовыми средствами обязывает всех участников рыночных отношений, государственные органы, местные исполнительные и распорядительные органы своевременно принимать меры по предупреждению таких явлений.

При республиканских органах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органах создаются и действуют комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства). Эти комиссии разрабатывают и вносят на рассмотрение в государственный орган, местный исполнительный и распорядительный орган предложения о принятии мер по досудебному оздоровлению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с целью предупреждения экономической несостоятельности (банкротства).

Наличие института экономической несостоятельности (банкротства) объясняется, во-первых, необходимостью обеспечить стабильность гражданского оборота путем устранения участия в нем таких субъектов рыночных отношений, которые неспособны исполнять принятые на себя обязательства, при этом эта неспособность имеет стойкий характер; во-вторых, поскольку такое устранение с рынка его участников может повлечь негативные последствия для многих потребителей его товаров, работ или услуг, попытаться вывести такого участника рыночных отношений из состояния его неплатежеспособности, если это возможно, и сохранить его участие в рыночных отношениях; в-третьих, обеспечить справедливое удовлетворение имущественных требований всех кредиторов банкрота при распределении средств, полученных от реализации имущества должника; в-четвертых, обеспечить охрану интересов кредиторов в случаях недобросовестных действий должника; в-пятых, погасить, хоть и не полностью, долги банкрота за счет имеющегося у него имущества, освободить его от долгов и дать возможность вновь продолжить свое дело.

3. Отношения, возникающие в связи с признанием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей экономически несостоятельными (банкротами) регулируются статьями 61, 62 ГК,.; Законом Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. «Об экономической несостоятельности (банкротстве) (далее – Закон от 18 июля 2000 г.); постановлениями Правительства Республики Беларусь, актами законодательства Министерства экономики Республики Беларусь, областных, Минского городского исполнительных комитетов. Разъяснения по вопросам применения законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) содержатся в постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 2 декабря 2005 г. №30 «О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства)».

4. Дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должников-юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются хозяйственными судами по правилам ХПК.

5. Некоторые участники гражданского оборота имеют столь важное государственное значение, что они не могут быль ликвидированы по правилам об экономической несостоятельности (банкротстве). Не применяется ликвидационное производство, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих обязательства на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и (или) обязанных совершить сделки, исполнение обязательств по которым обеспечено имуществом Республики Беларусь либо ее административно-территориальной единицы, в том числе обеспеченных гарантией Республики Беларусь или Правительства Республики Беларусь, а также имеющих обязательства по выполнению (обеспечению исполнения) иностранных и международных оборонных заказов, контрактов и внешнеэкономических сделок в иной форме, имеющих международный характер, выполнение которых должна обеспечить Республика Беларусь в соответствии с ее международными обязательствами т.е. юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие государственные и международные заказы.

Экономическая несостоятельность - неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации);

При вынесении хозяйственным судом в отношении должника решения о санации должник признается экономически несостоятельным, а если должник признается банкротом, то в решении указывается об открытии ликвидационного производства.

Тема 6. Республика Беларусь и административно-территориальные единицы как субъекты гражданского права


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: