double arrow

Алексей Михайлович



Вступил на престол в 15 лет. Большим влиянием обладал Борис Иванович Морозов, дядька.

Свадьба Алексея Михайловича

Алексей Михайлович выбрал себе в жёны дворянку Всеволожскую. В день свадьбы она ничего не ела, и ей туго затянули косу, поэтому она упала в обморок. Сказали, что у неё эпилепсия, поэтому Алексей раздумал на ней жениться.

Боярин Илья Милославский – «клиент» Бориса Морозова. Морозов подстроил так, чтобы Алексей увидел в церкви его дочерей – Анну и Марию. Алексей сразу же влюбился в Марию, а вскоре женился. Морозов вскоре женился на сестре Марии, Анне, несмотря на то, что она была младше его в три раза. Таким образом он породнился с Романовыми. Окольничий Плещеев – свойственник Морозова, благодаря этому возглавил земский приказ. Он был ужасным взяточником, что не устраивало народ.

Соляной бунт (1648)

Морозов повысил косвенный налог на соль. Соль можно добывать, но потом нужно сдавать в казну. Пошлина увеличилась с 10 копеек до 20. Соль тогда была очень ценна, её использовали как консервант.

Когда Алексей возвращался с богомольни, народ решил подать ему челобитную, но Морозов велел их разгонять. Тогда люди стали грабить дворы неугодных бояр. Алексей Михайлович был вынужден отдать Плещеева как главного коррупционера на расправу. Алексей вышел на площадь и умолял простить Бориса Морозова, но народ требовал постричь его в монахи. Он уехал из Москвы, но в монахи не постригся.




Соборное уложение 1649 года

Это кодекс феодального права, принят на Земском соборе. Свиток более 300 метров в длину, в то время как «Судебник» – 5-6 машинописных страниц. Первый печатный свод законов. Чиновники потеряли право на свою трактовку законов. Оно было скреплено 300 подписями.

Князь Н. И. Одоевский, очень знатный и богатый боярин (имел двор в Кремле), был составителем Соборного Уложения. Оно действовало до Николая I.

Первая глава посвящена церкви. Вторая – царю. Защита царской чести. Сквернословие – всегда отягощающее обстоятельство. Если кто-то доносил, он должен был подтвердить донос под пытками (страдания одного человека – ничто перед интересами государства).

Полное закрепощение крестьян. Все их потомки становились крепостными. В России – самодержавный крепостнический строй. Большая часть населения – крепостные. Опора трона – служилые люди. Они нуждаются в самодержавии для удержания своих крепостных. Черносошные крестьяне не стали крепостными, они лично свободны, только должны платить государству. В Речи Посполитой тоже было крепостное право.



Отмена «Белых мест» - освобождённых от налогов. Некоторые из посадских людей хотели уйти от налогов (ср. Офшоры), поэтому становились холопами господ или монастырей. Они теряли часть своей свободы, но уходили под покровительство. А оставшиеся были вынуждены платить за них. Число «белых мест» росло, и люди, не участвовавшие в этом, были против. Посадское строение – всех беломестцев вернули. Это сплотило посадское сословие.

Все наказания по Соборному Уложению были очень суровыми, так как нельзя было обеспечить неотвратимость наказания. Не было разницы между словом и делом. Если человек сказал, его ожидало такое же наказание, как и если он сделал.

Соборное уложение – важная веха в укреплении самодержавно-крепостнического государства.

Возникли приказы:

1) Монастырский (надзора над церковью)

2) Тайных дел (орган личного надзора). Существовал только при Алексее.

Присоединение Украины к России. Русско-польская война 1654 – 1667

Украинское население в составе Речи Посполитой подвергалось двойному гнету: социальному (поляки и литовцы – паны и шляхта, а украинцы - хлопы) и религиозному (поляки католики, население Украины - православные). По Брестской унии 1596 г. часть православных на Украине признавала догмат о непогрешимости римского папы, что должно было способствовать удержанию украинцев в повиновении католической Речи Посполитой.

Освободительная борьба украинского народа за свою независимость проявлялась во многочисленных восстаниях. Во главе их стояли вольные Запорожские казаки, обитавшие на днепровском острове Хортица (Запорожская Сечь). На Украине были также служилые казаки, верхушка которых имела небольшие имения. К ней принадлежал Богдан Хмельницкий, сын казацкого сотника. Польский пан насмерть засек сына Хмельницкого и хотел убить его самого. Хмельницкий бежал в Запорожскую Сечь и при поддержки крымских татар поднял восстание против польского владычества на Украине. В 1648 г. он нанес поражения польским войскам у Желтых вод и Корсуни, а в следующем году - под Зборовым и заключил с поляками Зборовский мир 1649 г. По нему Украина во главе с выборным гетманом получала автономию в составе Речи Посполитой, и православие становилось здесь господствующей религией. Устанавливался реестр в 40 тысяч казаков на содержании польской казны. Поляки теряли свои украинские имения.

Мир носил половинчатый характер, и война вскоре возобновилась. В 1651 г. у Берестечко татары изменили Хмельницкому, и украинское войско было разбито. В 1651 г. был заключен Белоцерковский мир: реестр сокращался до 20 тысяч, а польские паны возвращали себе имения на Украине.

Тогда Хмельницкий обратился за помощью к православному Московскому государству и просил принять Украину в подданство. Земский собор 1653 г. (последний земский собор) принял решения Украину принять и, дал согласие на большую войну с Речью Посполитой. В 1654 г. на Переславской раде было принято решение войти в состав Московского государства, что предопределило дальнейшую судьбу Украины, вошедшую в состав России. Условиями присоединения Украины было сохранение вольностей украинской старшины и горожан, выборность гетмана и полковников, отсутствие московских воевод в украинских городах.

Начавшаяся война с Речью Посполитой (1654 - 1667) была поначалу очень успешной. В 1654 г. Алексей Михайлович лично возглавил поход на Смоленск и занял его. В 1655 г. царь совершил поход в Речь Посполитую и захватил почти все Белорусские земли (Полоцк, Минск и др. крупные города), где православное население часто само открывало ворота своим единоверцам. В это время Речь Посполитая подверглась нападению Швеции, часть польских магнатов перешли на сторону шведского короля, а польский король был вынужден бежать из страны. В польской истории эти тяжелые времена получили название Потопа, когда иноземные войска «затопили» страну. В 1656 г. Алексей Михайлович совершил поход на Ригу, но взять ее не сумел. Этот поход привел к войне со Швецией, которая сама стремилась захватить эти земли и не желала выхода России на Балтику.

С этого времени успехи сменяются поражениями. В 1657 г. умер Богдан Хмельницкий. Его преемник гетман Выговский в том же году заключил с поляками Гадячский мирный договор, по которому Украина переходила обратно в состав речи Посполитой. Это было следствием недовольства украинской старшины тем, что московские власти не соблюдали ее привилегии. В 1659 г. воевода кн. А.Н.Трубецкой потерпел страшное поражение от татар и украинских войск под Конотопом. В этом сражении отборные сотни столичных дворян попали в татарскую засаду и были почти полностью уничтожены. В 1660 г. воевода Шереметев был окружен польско-украинским войском под Чудновом и сам попал в татарский плен, где провел 20 лет.

В итоге судьбу тяжелой войны определила позиция самой Украины. На левом берегу Днепра население тянуло к Москве, а на правом – к Речи Посполитой. В 1667 г. талантливый дипломат Афанасий Лаврентьевич Ордын-Нащокин заключил Андрусовское перемирие. Левоборежье отходило к Москве, а Правобережье – к Речи Посполитой. Стоявший на правом берегу Киев на два года оставался за Московским государством (но в дальнейшем московская сторона отказалась его передать полякам). Россия возвращала также смоленские и новгород-северские земли, утраченные по Деулинскому перемирию 1618 г.

Медный бунт (1662)

С началом русско-польской войны (1654 - 1667), наряду с серебренными стали чеканить медные деньги. Выгода для властей состояла в том, что медь была в 60 раз дешевле серебра и ее добывали в России. Чрезмерный выпуск медных денег и указ собирать подати серебром, а платить жалованье медью подорвали доверие населения к медным деньгам. Это обесценило медные деньги, которые на рынке стали стоить в 15 раз дешевле серебряных. В результате пострадали те, кто покупал товары на рынке: посадские люди, стрельцы.

Летом 1662 г. в Москве вспыхнуло восстание. На улице были расклеены листы с перечислением царских приближенных («изменников»), причастных к выпуску медных денег и других влиятельных думцев. Тысячи москвичей – посадских людей и стрельцов - явились с этими листами к Алексею Михайловичу в подмосковное село Коломенское. Предводитель восставших разговаривал с государем без должного почтения и Алексей Михайлович, обещая разобраться, дал на своем царском слове руку. В этот момент в Коломенское прибыли верные царю стрельцы. Алексей Михайлович приказал рубить восставших, часть из которых была схвачена, зачинщики казнены, а участники сосланы в Сибирь.

Тем не менее, восстание 1662 г. заставило правительство отменить непопулярные медные деньги, которые были выкуплены у населения по курсу 1:100. Из части этих медных денег была отлита позолоченная решетка. Ее установили в царском дворце, и она сохранилась доныне.

Медный бунт был еще одним проявлением финансовых трудностей, с которыми сталкивалась царская власть в XVII в.

Восстание под предводительством Степана Разина

1670 – 1671 гг.

В советской историографии восстание Степана Разина оценивалось как вторая крестьянская война в России. В последнее время высказана оценка восстания и как гражданской войны.

Турецкая крепость Азов преграждала донским казакам путь в Азовское и Черное моря, и они не могли совершать набеги на турецкие берега. Грозным предвестником казачьего восстания было движение казаков во главе с атаманом Усом 1666 г, которые двинулись на Москву, требуя жалования. Однако они были остановлены в порубежных городах.

Застрельщиком нового движения выступили казаки во главе с атаманом Степаном Тимофеевичем Разиным. С. Т. Разин родился в станице Зимовейской. Он был человеком большого жизненного опыта, бывал на Соловках, знал татарский и турецкий языки. Вольные казаки избрали его предводителем для грабительского похода на Каспий.

Этот поход «за зипунами» 1667 – 1669 г. был первым этапом движения Разина. Около тысячи казаков перебрались на Волгу, проскочили мимо государевых крепостей и вышли на Каспий. Хитростью разинцы захватили крепостицу Яицкий городок и зазимовали там. В 1668 г. отряд Разина разграбил западное побережье Каспия, в том числе крупный город Дербент. Им удалось разбить высланный против них персидский флот. В 1669 г. казаки пограбили восточное туркменское побережье и повернули струги домой. Чтобы пройти на Дон, Разину пришлось принести повинную астраханскому воеводе. Местные стрельцы с завистью смотрели на казаков возвращавшихся из удачного морского похода.

На Дону Разин не распустил своего войска и встал лагерем в Кагальницкой станице. Весной 1670 г. царский гонец привез на Дон грамоту с запрещением казакам ходить в самовольные походы. По распоряжению Разина гонца «посадили в воду».

На войсковом круге казаки приняли решение идти на Волгу. Здесь движение приобрело черты социального протеста. В своих «прелестных» письмах Разин призывал «мирских кровопивцов выводить», т.е. убивать воевод и дьяков. На сторону Разина переходили местные стрельцы, которые часто не получали жалования. После второго штурма Разин овладел Астраханью. Здесь, как и в других городах казаки дуванили, т.е. делили добычу. Местный стрелецкий гарнизон влился в разинское войско.

Во время похода Разина вверх по Волге 1670 г. в его войске было два струга. В одном, обитом красным бархатом, якобы плыл царевич Алексей Алексеевич, а в другом, обитом черным бархатом, - патриарх Никон. Эта мистификация отражала наивный монархизм разинцев: они выступали не против царя, а против «лихих» бояр и притеснителей народа. К восстанию присоединялись и крепостные крестьяне, но они редко уходили далеко от своих домов, ограничиваясь разгромом ближайших дворянских усадеб и монастырей.

Продвижение Разина было остановлено под городом Симбирском. Под его стенами осенью 1670 г. царское войско нанесло поражение восставшим. Раненый Разин бежал на Дон и там был выдан властям домовитыми казаками вместе с его братом.

В Москве Разин стойко вынес пытки и затем был казнен. После его смерти движение быстро пошло на убыль и было подавлено. В народной памяти Разин остался поэтической фигурой; в этом воплотилась вековая народная мечта о вольной жизни.

Церковная реформа Никона. Раскол

В русской православной церкви господствовала идея симфонии светской и церковной власти. В действительности же сложилась традиция преобладания светской власти над церковью. Патриарх Никон предпринял неудачную попытку изменить эту традицию.

Его реформе предшествовала деятельность кружка ревнителей древнего благочестия при молодом царе Алексее Михайловича. В этот кружок входили: духовник царя Стефан Вонифатьев, протопоп Казанского собора Иван Неронов, протопоп Аввакум, архимандрит Никон. При поддержке царя этот кружок пытался исправить церковные нравы через религиозное просвещение народа. На московском печатном дворе издавалась богослужебная литература, а также буквари. Ревнители благочестия отстаивали единогласное пение (в противовес многогласию, когда для сокращения службы несколько частей канонического текста службы произносилось одновременно).

Поначалу Никон разделял основную идею ревнителей благочестия: несмотря на отдельные недостатки только в Московском государстве сохранилась подлинная вера, а православные греки утратили благочестие. Алексей Михайлович возлагал на Никона большие надежды. При поддержке царя Никон стал новгородским митрополитом, а в 1652 г. и патриархом. Никон согласился стать патриархом с условием, что царь не будет вмешиваться в дела церкви, а будет его слушаться.

В 1653 г., ни с кем не посоветовавшись, Никон провел важную обрядовую реформу, взяв за образец обряды греческой церкви. Одной из причин нововведения стало присоединение Украины, где уже перешли на греческий обряд. Никоновская реформа шла в разрез с основополагающей идеей кружка ревнителей благочестия о превосходстве московских церковных обрядов над всеми другими. Важнейшим изменением стала замена двуперстного крещения на троеперстное. Большинство московских людей осознавали это как изменение самой веры. За противодействия реформе Аввакум и другие староверы были сосланы. За годы сибирской ссылки Аввакум не утратил решимости бороться с реформой Никона, которого старообрядцы воспринимали как предшественника Антихриста. Традиционалисты отвергали любое церковное или культурное заимствование из-за рубежа и были готовы умереть за свои убеждения.

С греческих рукописей были заново переведены и исправлены богослужебные книги. Книжную справу при Никоне возглавил приехавший с Востока Арсений Грек.

Никон претендовал также на превосходство церковной власти над светской, что шло в разрез с православной традицией. Как луна светит отраженным светом солнца, так и царская власть получает помазание от патриарха, - считал он. Никон перевез из Соловков в Москву тело митрополита Филиппа Колычева, и Алексей Михайлович покаялся перед прахом святителя за прегрешение своего царственного предшественника. Никон был вторым и последним русским патриархом, кто носил титул великого государя. Он осудил даже соборное Уложение 1649 г., за ограничение церковного землевладения.

Когда царь возмужал, его стало раздражать властолюбие Никона. Повод для разрыва случился в 1658 г., во время приезда в Москву грузинского царевича. Царский окольничий Б. М. Хитров ударил подвернувшегося под руку патриаршего служителя, и Никон воспринял это как покушение на его авторитет. Чтобы припугнуть царя, Никон покинул патриарший престол. Он думал, что царь, как и прежде, будет смиренно умолять его вернуться, но этого не произошло. В течение восьми лет (1658 - 1666) русская церковь жила без патриарха, поскольку назначить нового при живом Никоне было невозможно. Все эти годы Никон жил в патриаршем монастыре Новый Иерусалим под Москвой.

Для суда над Никоном в Россию были вызваны восточные патриархи. Двое из них приехали, и с их участием церковный собор осудил Никона и лишил его патриаршего сана. Однако, собор решительно поддержал никоновскую реформу и предал анафеме всех старообрядцев.

На том же соборе лидер староверов Аввакум был лишен сана и сослан в Пустоозеский острог. Здесь в яме пустоозерской тюрьмы Аввакум провел последние пятнадцать лет своей жизни, здесь же он написал свое знаменитое «Житие». В 1682 г. Аввакума с двумя его товарищами сожгли. Никон умер в 1681 г. после долгих лет заточения сначала в Ферапонтове, а затем в Кирилло-Белозерском монастыре.

В дальнейшем движение старообрядцев приобрело черты социальную окраску. Староверами были многие крестьяне, которые уходили в леса и за Урал, отказывались платить государевы подати. В конце XVII – начале XVIII в. было несколько случаев самосожжения староверов, не желавших подчиняться никонианской церкви и крепостническому государству. Много было староверов и в войске Степана Разина. Дониконовскому обряду сочувствовали и отдельные представители знати: боярыня Морозова, которую Алексей Михайлович велел уморить в тюрьме, боярин кн. И.А.Хованский.

Конфликт с Никоном положил предел притязаниям церкви на самостоятельную политическую роль в самодержавном государстве. Дальнейшее подчинение церкви нашло свое логическое завершение в ликвидации патриаршества при Петре I.

Никоновская реформа подорвала глубокую веру московских людей в превосходство своих обычаев и традиций над иноземными и облегчила восприятие западной культуры при Петре I.

Конец царствования Алексея Михайловича

1669 – смерть Марии Ильиничны Милославской (13 детей)

Вторая свадьба на воспитаннице боярина Артамона Матвеева – Наталье Кирилловне Нарышкиной. Алексею представили ещё одну невесту на выбор, так как были подмётные письма, обвинявшие Артамона Матвеева в колдовстве. Но Алексей Михайлович не поверил и в 1671 году женился на Наталье. Артамон Матвеев получил большое влияние при дворе. Он устроил неслыханное новшество – театр.

1676 – Алексей Михайлович умер от простуды, простудившись на зимней проповеди. Он позвал к себе врачей, но не слушал их: просил, чтобы ему давали кваса со льдом от жара. В день его кончины пал Соловецкий монастырь

Старший сын Алексея Михайловича – Алексей Алексеевич. Симеон Полоцкий учил его латыни и другим языкам, но Алексей в 15 лет умер. Второй по старшинству – Фёдор. Он и стал царём.



Сейчас читают про: