Особенности поведения детей с разными типами высшей нервной деятельности

(См.: Широкова Л. А. Дети с разными типами высшей нервной деятельности.-Дошкольное воспитание, 1976, № 12, с. 66; 1977, № 1, с. 82.)

В V веке до нашей эры выдающийся древнегреческий врач Гиппократ описал четыре вида темперамента человека: холерический, сангвинический, флегматичный и меланхолический.

Темпераментом называют индивидуальные особенности человека, обусловленные типом его высшей нервной деятельности.

И. П. Павлов выделил разные типы нервной системы животных, в основу которых положил три основных функциональных свойства нервной системы.

Первое свойство - сила возбуждения и торможения. Это понятие связано с высоким или низким пределом работоспособности клеток коры головного мозга.

Второе свойство - уравновешенность нервных процессов, т. е. соотношение между возбуждением и торможением. Если соотношение их равное, говорят об уравновешенности нервных процессов. Если же возбуждение преобладает над торможением или, наоборот, торможение над возбуждением,- это обозначают как неуравновешенность.

Третье свойство - подвижность возбуждения и торможения. Насколько быстро процесс возбуждения сменяется процессом торможения, насколько быстро прекращается возбуждение и торможение, как быстро появляется возбуждение или торможение в ответ на раздражение, т. е. чем быстрее совершаются эти процессы, тем более подвижен тип нервной системы.

Учитывая эти три признака, И. П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы, а также установил совпадение между типами нервной системы у животных и темпераментами у людей:

- сильный безудержный тип, соответствующий холерическому темпераменту, с сильными процессами возбуждения и торможения, но неуравновешенный, с преобладанием возбуждения над торможением;

- сильный живой тип, соответствующий сангвиническому темпераменту, с сильными нервными процессами, уравновешенный, с хорошей подвижностью, т. е. быстрой сменой возбуждения на торможение и торможения на возбуждение;

- сильный спокойный тип, соответствующий флегматичному темпераменту, отличается сильными уравновешенными процессами возбуждения и торможения, но малой их подвижностью;

- слабый тип, соответствующий меланхолическому темпераменту, со слабыми нервными процессами как возбуждения, так и торможения, с низкой работоспособностью клеток коры головного мозга.

К врожденным свойствам личности относится прежде всего тип высшей нервной деятельности. Большинство людей обладает не основными четырьмя, а промежуточными типами высшей нервной деятельности. В настоящее время их выявлено до 24 типов. В зависимости от поведения ребенка можно определить, к какому типу высшей нервной деятельности его можно отнести. Темперамент, физиологической основой которого является тип высшей нервной деятельности, относится к врожденным особенностям психической деятельности человека. Тем не менее целенаправленным воспитательным воздействием можно оказывать влияние на становление характера ребенка.

Особенности поведения возбудимого ребенка - холерика. Все реакции такого ребенка бурные. Он всегда резко реагирует на малейшие неудобства. Например, мокрая пеленка или крошка на простыне могут вызвать неудержимый плач, вплоть до посинения. Эти дети не просто смеются, а хохочут, не сердятся, а приходят в ярость. У них выразительная мимика, движения резкие, речь быстрая и громкая. Любимым делом холерик способен заниматься долго, в состоянии преодолевать большие трудности. В то же время он может внезапно прекратить свою работу и сразу же от веселого настроения перейти к грустному. Такие малыши любят подвижные игры, стремятся в них выполнять главную, руководящую роль. Однако игр, где необходима сдержанность, они избегают. Холерики с трудом засыпают, сон у них беспокойный, они быстро просыпаются и сразу включаются в обычный ритм жизни. В яслях, детских садах они очень шумливы, вспыльчивы, непослушны. Имея дело с такими детьми, нужно прежде всего разобраться в том, что следует в их поведении пресекать, а что поддерживать, развивать.

Активность ребенка-это нужное качество, и, если оно проявляется полезным увлечением (подвижные игры, занятия спортом), то его следует поддерживать. Тогда на нежелательные действия (лезть на забор, драться) у ребенка не хватает сил и времени. Такого ребенка не следует постоянно водить за руку, все ему запрещать, по любому поводу читать нравоучения - в таких случаях активность может исчезнуть, и он превратится или в послушное орудие чужой воли, или станет бороться с любыми справедливыми требованиями взрослых (разовьется стойкий негативизм). Холерик легко возбуждается, его трудно успокоить и уложить спать, так как у него слабый процесс торможения. Малыш перегружен впечатлениями, очень хочет спать, но ложиться отказывается, уверяя, что еще не устал. Холерик нуждается в щадящем режиме. Все, что возбуждает (кино, цирк, телевидение), нужно ограничить до умеренных количеств. За 2 ч до сна полезно организовать для такого ребенка спокойные игры-занятия. К таким детям не следует применять наказание, связанное с лишением движений,- сидение, укладывание в кровать и др. Нельзя применять окрики, угрозы, шлепки. От этого возбуждение еще более усиливается.

Возбудимым детям полезны все занятия, развивающие сосредоточенное внимание, например, настольные игры (но не соревновательного характера), рисование, лепка,- все, что требует усидчивости и терпения, рекомендуются игры с внезапной остановкой или игры, в которых холерик должен выполнять приказы, а не руководить товарищами, к чему он всегда стремится.

Для воспитания умения управлять собой полезно, когда дети имеют постоянные трудовые обязанности, выполняют их систематически, а не от случая к случаю. Этих детей полезно учить правилам общения: говорить спокойно, не перебивая других; просить, а не требовать; извиняться, если нагрубил; починить, если сломал. Всего этого следует добиваться не сразу после поступка, а позже, когда возбуждение стихнет. Сдержанность к детям приходит не сразу. Поэтому следует убедить родителей, что умение управлять собой появится у ребенка с возрастом.

Особенности поведения спокойного ребенка - сангвиника. Такой ребенок активен, но движения, жесты не резкие. Мимика живая, в то же время спокойная. Говорит быстро, громко, настроение ребенка ровное, спокойное, жизнерадостное, без резких переходов. Он быстро засыпает, легко просыпается. Без каких-либо трудностей переходит от подвижных игр к спокойным занятиям и легко приспосабливается к любым условиям. Сангвиник охотно выполняет установленный порядок дня, подчиняется всем распоряжениям взрослых. Он быстро находит товарищей в любой обстановке; может одинаково хорошо руководить и подчиняться.

Нервная система сангвиника очень податлива, поэтомy он легко и быстро переключается с одного занятия на другое - это полезное качество. Однако эта особенность ребенка может обернуться отрицательной стороной: ребенок часто меняет игрушки; большое разнообразие интересов может привести к тому, что ни одно из Дел не будет доведено до конца - это неминуемо ведет к поверхностным знаниям; имеет много товарищей, но ни одного друга. Задача воспитателя - формирование у сангвиника устойчивости, постоянства, целеустремленности.

Послушание сангвиника - это хорошо, но в то же время он может послушаться не только доброжелателей, а и случайных знакомых - недоброжелателей.

Дети-сангвиники общительны, покладисты, жизнерадостны, и этим всегда располагают к себе взрослых. И тем не менее к ним нужно относиться требовательно, контролировать их поступки, не проявляя к ним снисходительности за "мелкие" нарушения (не убрал игрушки, забыл повесить на место пальто и т. д.).

Сангвиник может долго заниматься делом, которое ему нравится, но как только наступает однообразие деятельности, он стремится прекратить ее. Нужно добиваться от ребенка не только окончания дела, но и хорошего качества работы. Неспособность доводить дело до конца позже может превратиться в привычку и стать свойством характера.

Особенности поведения медлительного ребенка - флегматика. В раннем детстве такой малыш много спит, проснувшись лежит спокойно, редко плачет или смеется. Засыпает он быстро, а просыпается с трудом. После сна некоторое время остается вялым. Все реакции нечеткие: мимика слабая, смеется и плачет тихо, движения не резкие, речь медленная с паузами между словами и предложениями. Медленно реагирует на любые воздействия, к какому-либо делу приступает не сразу. Флегматик в состоянии долго, не уставая, заниматься однообразным делом и может быстро переключаться с одной деятельности на другую. Поведение флегматика устойчивое - его трудно вывести из себя. Привычки и навыки у него формируются долго, но, сформировавшись, становятся устойчивыми. При поступлении в детское учреждение ребенок долго приспосабливается к новому режиму, трудно расстается с родителями, не играет с детьми, неохотно знакомится с новыми людьми. Но в привычной обстановке без принуждения тщательно и аккуратно выполняет правила поведения, порученное дело доводит до конца.

"Опять копаешься!", "Быстрее, не возись!",- подобные замечания нельзя применять в отношении флегматика, так как ребенок не виноват, что он от природы медлителен. Окрики, являясь сильными раздражителями, еще больше тормозят его действия.

Другая ошибка взрослых - это все делать за ребенка; помогать одеваться, убирать игрушки и т. д. с целью помочь или ускорить его действия. В таких случаях взрослый лишает флегматика возможности хорошо освоить определенные навыки самообслуживания, что может привести к неуверенности ребенка в своих силах, стремлению избегать всего, что связано с понятием "быстро". Это может привести к тому, что он никогда не станет подвижным. После многократных упражнений в различных видах деятельности (одевании, умывании и т. д.) сама собой появится быстрота действий и ребенок будет стремиться к этому. Флегматику полезны любые игры соревновательного характера, но ему нужно помогать побеждать.

Такие дети, как правило, нравятся взрослым, потому что они часами спокойно перекладывают игрушки с места на место, ничем не беспокоя взрослых. Подобное поведение вредно для развития ребенка-флегматика, так как оно не развивает движений, реакции у него остаются замедленными, игровая деятельность не совершенствуется. Чтобы предотвратить все это, нужно побуждать флегматиков к выполнению движений, в противном случае может развиться такая черта характера, как лень.

Хорошо, если флегматик дружит с расторопным, подвижным ребенком, но при этом следует контролировать их отношения, так как более инициативный (например, холерик) может превратиться в "вечного" командира, а флегматик - в "вечного" подчиненного. Следует регулировать их взаимоотношения и менять роли в игре.

Особенности поведения ребенка со слабой нервной системой - меланхолика. У этого ребенка процессы возбуждения и торможения слабые, отмечается быстрая утомляемость. Тем не менее меланхолика называть больным или неполноценным нельзя. У таких детей слишком сильная реакция на слабые раздражители. Они очень чуткие, ранимые. Ребенок не кричит, а попискивает; не смеется, а улыбается; не просит, а жалобно смотрит на желаемое. Он мало активен, стремится к спокойной, не требующей усиленного движения, деятельности; старается не вступать в разговор; не выпячивает своих знаний и умений. Обладая хорошими знаниями, меланхолик может отвечать медленно, плохо, нерешительно, создавая впечатление незнающего. Ребенок старается играть один или с товарищем, которого хорошо знает. Чувства меланхолика глубокие, длительные, но внешне он это проявляет слабо. На резкое к нему обращение внешне может не реагировать (кажущееся безразличие). О меланхоликах часто говорят: ему говорить бесполезно - все равно не поймет. Однако, здесь дело обстоит совсем наоборот: Ребенок молчит именно потому, что у него возникли сильные чувства, он находится как бы в заторможенном состоянии. Взрослый этот инцидент может скоро забыть, а вот ребенок долго еще будет помнить, переживать, не спать и т. д.

Эти дети долго не выдерживают раздражений (шум, новые лица), устают. Например, читают ребенку сказку и через некоторое время он начинает смотреть по сторонам, отвлекаться. На замечание взрослого он может сделать вид, будто слушает, но понимать то, о чем ему говорят, он уже не в состоянии и пересказать не может. В таких случаях взрослые нередко думают или говорят: "Бестолковый! Совсем нет памяти!".

На формирование навыков и привычек у меланхолика уходит много времени, так как они ему даются с трудом, но если они сформировались, то обязательно будут прочными, устойчивыми, надежными и в дальнейшем контролировать их не понадобится. Например, если такой ребенок научится ставить тапочки около кровати, он это сделает даже тогда, когда в комнате уже погашен свет.

Меланхолика трудно переучивать, например, если он почему-либо научился держать ложку неправильно, то на исправление этой привычки понадобится много времени.

Меланхолика нужно щадить от сильного шума, новых знакомств, но в то же время приучать к умеренному шуму, спокойному отношению к новым лицам. Навыки следует воспитывать постепенно.

Ребенок любит играть один. Если к нему подвести несколько детей, он все равно отойдет в сторону и будет опять играть один. Поэтому сначала к нему нужно подключить одного нешумливого товарища и, когда он привыкнет к игре вдвоем, можно в дальнейшем расширять круг играющих с ним детей. Для меланхоликов очень полезно пребывание в коллективе, но, как правило, они плачут, отказываются идти в детские учреждения. Перед тем как поместить ребенка в ясли или сад, его 1-2 раза нужно привести в группу "в гости", хорошо с собой взять любимую игрушку.

Меланхоликам особенно полезны спорт, соревновательные игры - они не только развивают движения, но и учат упорству, стойкости и преодолению трудностей. Необходимо разнообразить жизнь ребенка, постепенно приобщая его к новым занятиям, развлечениям и т. д.

Для воспитания работоспособности взрослый должен помогать ребенку действиями и советами: "Ты устал, теперь буду строить я, а ты посмотри", или "Помоги, я одна никак не справлюсь".

Четыре основных типа высшей нервной деятельности являются основой будущего характера.

Характер - это устойчивые особенности личности, которые проявляются в поступках. Поступки маленьких детей случайны, зависят от обстоятельств и еще не передают свойств характера. Лишь с возрастом формируется характер ребенка, то определяет его поведение. Черты характера выражают отношение человека к людям (коллективизм, отзывчивость, доброта, общительность), к труду (трудолюбие, аккуратность, инициативность, бережливость), к самому себе (самолюбие, чувство собственного достоинства, самокритичность, скромность, самомнение, эгоизм).

Тип высшей нервной деятельности и характер взаимно влияют друг на друга, поэтому одни черты характера складываются быстро (например, общительность у сангвиников), другие медленно (например, та же общительность у меланхоликов) и т. д.

Иногда родители говорят: "Трое у нас - всех воспитывали одинаково, а выросли разными людьми". Именно в том и заключается ошибка родителей, когда трех детей с различными типами нервной деятельности воспитывают одинаково.

Здесь отсутствует самое главное - индивидуальный подход, без которого невозможно раскрыть лучшие стороны натуры ребенка и на этой основе формировать положительные качества личности.

Итак, к моменту рождения у ребенка уже сформирован весь рецепторный аппарат - он с первых дней жизни видит, слышит, ощущает и т. д., т. е. реагирует на окружающее с помощью врожденных рефлексов. Вместе с тем с первых дней жизни под влиянием окружающей среды, в том числе воспитания, начинают образовываться условные рефлексы, привычки. Следовательно, воспитание, т. е. целенаправленное воздействие на ребенка, необходимо с первых дней жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: