Вступление

Дисциплины

"Микроэкономика"

для иностранных студентов специальности

6.03060101: "Менеджмент организаций

и администрирование (по видам деятельности)"

ОДЕССА: ОНПУ, 2012

Конспект лекций дисциплины "Микроэкономика" для иностранных студентов специальности 6.03060101: "Менеджмент организаций и администрирование (по видам деятельности)" / Сост.: О.А. Кравченко. - Одесса: ОНПУ, 2012. - 72.

Конспект лекций соответствует образовательно-профессиональной программе дисциплины "Микроэкономика", которая читается студентам экономических специальностей в высших учебных заведениях Украины. В конспекте лекции коротко освещены закономерности функционирования экономической микросистемы рыночной экономики, особенности поведения домохозяйств и фирм в экономическом кругообороте на рынках товаров и ресурсов.

Рекомендовано для иностранных студентов

Составитель: Кравченко О.А., канд. экон. наук, доц.

Рецензент: доктор экон. наук, проф. І.П. Продіус

Печатается по решению

засед. каф. менеджмента,

протокол № 6 от 17.01.2012 г.

© О.А. Кравченко

"Микроэкономика" является последним третьим разделом дисциплины "Экономическая теория", который изучается после раздела "Основы экономической теории" и раздела "Макроэкономика" студентами 2-го курса дневной формы и 3-го курса заочной формы обучения согласно учебному плану направления подготовки 6.030601 — "Менеджмент" и требований образовательно-квалификационного уровня "Бакалавр".

Целью изучения раздела "Микроэкономика" дисциплины "Экономическая теория"является получение будущими специалистами экономических знаний, формирование в них логики экономического мышления и экономической культуры, обучение их базовым методам познания и анализа экономических процессов, умению принимать обоснованные решения по поводу экономических проблем, связанных с их будущей практической деятельностью, а именно познание методологических принципов микроэкономического анализа экономического поведения субъектов рынка.

Задачей изучения раздела "Микроэкономика" дисциплины "Экономическая теория" является получение соответствующих навыков рационального экономического поведения, основанных на концептуальных основах рыночной экономики, понимании особенностей функционирования современных рынков и формирования цен на труд, капитал, природных ресурсов согласно типу рыночной структуры; получение навыков анализа показателей, определение факторов и следствий микроэкономического развития хозяйственных систем, а также возможностей государства корректировать это развитие согласно целей и приоритетов экономической политики, познание закономерностей функционирования микросистем (индивидов, домашних хозяйств, предприятий, организаций) в разных рыночных ситуациях и в разных типах рынков, раскрытие особенностей функционирования рынков факторов производства, определение влияния общего равновесия на эффективность размещения ресурсов в экономике, исследование причины ограниченной недостаточности рыночного регулирования, критерии благосостояния, необходимости вмешательства государства в экономику.

Результат получения теоретических знаний раздела "Микроэкономика" дисциплины "Экономическая теория" позволит сформировать ряд специальных профессиональных знаний относительно ценообразования на продукцию фирмы, формирования взаимоотношений с потребителями, управление спросом и предложением, оптимизации структуры производства и продажи согласно предельному доходу фирмы, определение оптимального объема производства и продаж, максимизации прибыли и минимизации расходов, управление капиталом, землей, трудовыми ресурсами, предпринимательскими способностями ради максимизации прибыли.

Требования к знаниям и умениям студентов определяются отраслевыми стандартами высшего образования Украины, Образовательно-квалификационной характеристикой (ОКХ) и Образовательно-профессиональной программой (ОПП) в направлении знаний 0306 — "Менеджмент и администрирование", для бакалавров специальности 6.03060101 — "Менеджмент организаций и администрирование (по видам деятельности)".

После изучения раздела "Микроэкономика" дисциплины "Экономическая теория" студент должен знать содержание следующих понятий: издержки потерянных возможностей, альтернативная стоимость, факторы производства, предельный анализ, закон убывающей предельной полезности, правило максимизации полезности, кривая безразличия, "нормальные" товары (высшей категории), товары низкой потребительской ценности, нейтральные (независимые) товары, товары, которые взаимно заменяются, товары, которые взаимно дополняют друг друга, товары Гіффена, эффект дохода, эффект замещения, спрос, предложение, факторы спроса и предложения, рыночное равновесие, эластичность спроса и предложения, прибыль, общий продукт, средний продукт, предельный продукт, закон убывающей предельной производительности, изокванта, изокоста, равновесие производителя, изменение масштаба производства, отдача от масштаба, постоянные, сменные, общие расходы производства, нормальная, бухгалтерская и экономическая прибыль, кривая долгосрочных средних общих затрат, совершенная конкуренция и не совершенная, монополия, олигополия, рынки факторов производства, рынок труда, предельный продукт труда, средний продукт труда, заработная плата, вровень занятости, рынок труда в условиях несовершенной конкуренции, монопсоничний рынок труда, профсоюз, капитал, рынок капитала, инвестиции, процент, внутренняя норма окупаемости инвестиций, альтернативная стоимость инвестиций, дисконтирование, спрос на капитал, предложение капитала, рынок природных ресурсов, рынок земли, рента, арендная плата, цена земли, оптимизационная модель рыночного равновесия, отказы (провалы) рынка, внешние эффекты, субсидии (дотации), трансферти, государственное регулирование экономики.

После изучения раздела "Микроэкономика" дисциплины "Экономическая теория" студент должен уметь: осуществить микроэкономический анализ рыночной ситуации относительно спроса и предложения на факторы производства, определить оптимальную цену на факторы производства, определить уровень эластичности спроса и предложения и использовать законы эластичности для определения цены и объемов продажа на рынке, оптимизировать расходы и прибыль в зависимости от объемов производства, управлять процессом найма на работу с точки зрения закона спроса и предложения на труд, оптимизировать транзакции относительно капитала, инвестиций, земли с учетом законов рынка, обеспечивать равновесие фирмы в условиях внешних эффектов рынка.

На изучение дисциплины "Микроэкономика" студенту предоставляется 6 кредитов ECTS, что соответствует 216 часам учебного нагрузки студента, в том числе 36 часов лекций и 36 часов практических занятий, 36 часов индивидуальной работы студента в виде выполнения курсовой работы, и 108 часов самостоятельной работы студента при подготовке к лекции и практических занятий.

Конспект состоит из 18 тем лекций, которые составляют 6 содержательных модулей: теория поведения потребителя; спрос, предложение, их взаимодействие; теория предприятия: производство и расходы; теория рыночных структур; рынок факторов производства; общее равновесие и эффективность.

Использование в учебном процессе конспекта лекций не исключает постоянного изучения дополнительного учебного материала из списка литературы, рекомендованного по каждой теме.

В конце каждой темы даны вопросы студенту для самоконтроля качества усвоения прочитанного материала.

ТЕМА 1

МИКРОЭКОНОМИКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

1.1. Микроэкономика как наука

1.2. Базовые экономические понятия

Рекомендованная литература: [1, т. 1, с. 18 — 59; 2, с. 1 — 73; 3, с. 9 — 21; 11, с. 32].

Ключевые понятия: микроэкономика, экономические нужды, экономические блага, ресурсы, факторы производства, труд, земля, капитал, предпринимательские способности, ограниченность ресурсов, расходы потерянных возможностей, альтернативные расходы, производственные возможности, кривая производственных возможностей, объект микроэкономики, экономические субъекты, домашние хозяйства, предприятие (фирма), предмет микроэкономики, предельный анализ, предельная выгода, предельные расходы.

1.1. Микроэкономика как наука

В развитии предмета экономической теории можно выделить три этапа: экономия, политическая экономия и економикс.

Экономическая теория сначала возникла в античном обществе, как экономия - наука о домоводстве, домашнем хозяйстве. Родоначальники науки Ксенофонт и Аристотель выделили два вида хозяйственной деятельности: экономию — хозяйство ради самообеспечения и хрематистику — хозяйство с целью обогащения.

Становление капитализма определило возникновение в 16 ст. самостоятельнойнауки политологии, целью которой были поиски источников буржуазного богатства, объектом наблюдений стала капиталистическая торговля, а предметом особого внимания — перемещение денег и товаров между отдельными странами. Позднее была сделана попытка рассмотреть капиталистическое богатство с позиции пролетариата. Во второй половине 19 ст. разработка принципов политэкономии заменяет исследованиям разных проблем экономической практики. Экономисты все чаще хотят оптимизировать ограниченные ресурсы, широко употребляя для этого теорию предельных величин, деференциальное и интегральное исчисление. Математические формулы и графики, которые иллюстрируют разные рыночные ситуации, становятся элементами экономических исследований. Понятие "политическая экономия" вытесняется понятием "економікс". Под "економікс" понимается аналитическая наука об использовании людьми ограниченных ресурсов (таких как труд, земля, капитал, предпринимательские возможности, информация) для производства разных товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества с целью потребления.

Появление нового термина "микроэкономика" связано с именем английского экономиста Альфреда Маршала (1842 — 1924). В 1890 г. выходят его "Принципы экономики", главным предметом анализа которых является уже не теория стоимости, а теория цены. Механизм ценообразования рассматривается как соотношения спроса и предложения. В основу теории спроса А. Маршал положил маржиналізм — учение о предельной полезности, концепции факторов производства, дополненную позднее теорией предельной производительности.

В дальнейшем (в начале 20 ст.) экономист Йозеф Шумпетер (1883 — 1950) начал опыт динамического моделирования развития капитализма, стремясь показать влияние инновационного процесса на смену таких важных показателей, как доход, капитал и процент. Шумпетер показывает взаимосвязь между тремя видами колебаний, короткими — "циклами Китчина" (2 и 4 месяца), средними — "циклами Жуглара" (10 лет), длинными — "циклами Кондратьєва" (55 лет). Основными методами экономической теории является анализ, синтез, индукция, (от частного к общему), дедукция (от общего к частному), сравнение, аналогия, диалектика, экономическое моделирование, экономические эксперименты.

Современная экономическая теория делится на два раздела — макроэкономику и микроэкономику.

Макроэкономика изучает функционирование и развитие целостных хозяйственных организмов. Предметом исследования здесь является национальная экономика в целом и ее основные составляющие, хозяйственные объединения стран, мировое хозяйство. В рамках отдельных государств макроэкономика занимается проблемами экономического развития, занятости и безработицы, денег и финансов. Макроэкономика связана с анализом совокупных рынков товаров, услуг, рабочей силы и ценных бумаг. Однако, чтобы понять, как действуют совокупные рынки, нужно выучить поведение фирм, потребителей, работников, вкладчиков капитала, которые принимают участие в функционировании этих рынков.

Микроэкономика — это раздел экономической теории, который изучает поведение отдельных экономических субъектов рынка: индивидуумов, домохозяйств, фирм (предприятий), владельцев первичных производственных ресурсов. Микроэкономика изучает потребительские преимущества, рыночный спрос и рыночное предложение, цены и объемы производства, оставляя без внимания вопроса организационного механизма принятия решений на предприятиях, их организационные формы, показатели финансового состояния предприятия и т.п. Кроме того, согласно законам микроэкономики, производитель выбирает ресурсы и их оптимальное количество для осуществления производственного процесса. Исследуя теорию производства, микроэкономика помогает выяснить механизм распределения ресурсов между предприятиями и отраслями производства [1].

Предметом изучения микроэкономики являются такие явления, как рынок, спрос и предложение, расходы, потребительские доходы, их распределение и т.п. [11, с. 17]. Предметом микроэкономики является поведение экономических субъектов и механизм принятия ими экономических решений для удовлетворения своих нужд при использовании ограниченных ресурсов [12, с. 11]. Микроэкономика закладывает основу для понятия предпринимательских решений и индивидуального выбора.

Объектом микроэкономических исследований является микросистема. К основным субъектам микросистемы принадлежат экономические агенты:

¾ домохозяйства (группа людей, которые объединяют свои доходы, имеют общую собственность и вместе принимают общие решения);

¾ предприятия, или фирмы (любые хозяйствующие субъекты, которые занимаются производственным потреблением ресурсов и вырабатывают товары или услуги ради получения прибыли);

¾ государство: совокупность органов власти, что является координатором и регулятором экономического жизни, выполняет функцию сбора налогов, перераспределения валового продукта между участниками микросистемы, а также осуществляет на всех рынках значительные закупки как потребительского, так и производственного направления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: