И эксплуатации инженерных сетей

Общие сведения о строительстве

Трубопроводы и кабели, прокладываемые в земле, носят общее название – подземные инженерные сети.

Подземное хозяйство городов и населенных пунктов, а также, промышленных предприятий состоит из инженерных сетей различного назначения, таких как системы водоснабжения и канализации, тепло-, энерго- и газоснабжения, кабели. В настоящее время это сложная система подземных коммуникаций, для строи­тельства которой необходима высокая квалификация инженерно-технического персонала.

Удельный вес инженерного обеспечения в объёме всех городских расходов велик: более чем в 2...3 раза превышает затраты на строительство улиц и дорог. Протяжённость инженерных сетей превосходит улично-дорожную сеть в 5...6 раз.

Инженерные сети подразделяют по ряду признаков:

1. В соответствии с планировочной структурой городов или по роли в жизнеобеспечении города:

- магистральные общегородского значения (транзитные), обеспечивающие планировочные районы и город в целом; их диаметр, как правило, свыше 500 мм;

- магистральные районного значения (разводящие), обслужи­вающие территории жилых районов;

- микрорайонные (внутриквартальные), обслуживающие заст­ройку в пределах микрорайона.

2. По виду:

- трубопроводы разных систем и назначения;

- кабельные сети;

- общие коммуникационные тоннели и коллекторы для сов­местной прокладки трубопроводов и кабелей, а также коллекторы и каналы для прокладки отдельных видов сетей.

3. По способу прокладки:

- подземные;

- надземные.

4. По месту расположения:

- внешние, проходящие снаружи зданий и сооружений по городским и внегородским территориям.

- внутренние, расположенные внутри зданий и сооружений.

5. По назначению:

- газопроводы. Выделяют сети низкого давления – менее 0,05 МПа, среднего давления – 0,05...0,3 МПа, высокого давления II категории – 0,3...0,6 МПа и высокого давления I категории – 0,6... 1,2 МПа. Встречаются газопроводы с давлением до 5,0 МПа;

- теплопроводы или теплосеть. Состоят, как правило, из двух веток: по одной трубе поставляют горячий носитель к потребителю (температура около 105 °С), по второй трубе обратно на ТЭЦ (температура около 70 °С). Давление 0,5...1,5 МПа. Встречаются и трёхтрубные теплосети;

- водопроводы (давление 0,5... 1,5 МПа, но есть до 2,5 МПа);

- канализации для бытовых или производственных вод. В зависимости от рельефа местности: безнапорные или напорные сети;

- канализации дождевые или ливневые (водосток) для отвода поверхностных вод. Безнапорные сети за исключением отдельных участков;

- дренажи. Предназначены для искусственного снижения содержания влаги в грунте в защищаемой зоне; бывают мелкого и глубокого заложения;

- кабели. Выделяют кабели высокого напряжения – мощ­ностью более 0,5 кВ, низкого напряжения – мощностью до 0,5 кВ, слаботочные – телефон, телеграф, телевидение, Интернет;

- коллекторы, тоннели и каналы. Коллекторы по размерам делят на проходные с высотой прохода от 1,8 м, полупроходные – 1,4...1,6 м и непроходные (каналы) – 0,6...1,0 м. Если коллекторы предназначены для пропуска большого количества жидкости, их называют «мокрые». Каналы не предназначены для обслуживания изнутри, в них обычно размещают два трубопровода и не более 10 кабелей.

Городские дороги отличаются от загородных тем, что под конструктивными слоями дорожной одежды на городских улицах и дорогах в старых районах города располагается достаточно большое количество подземных инженерных сетей и сооружений.

Прокладка подземных сетей требует значительных капиталов­ложений, затрат труда и создает в населенных пунктах и на про­мышленных предприятиях большие трудности для движения транспорта и пешеходов в период строительства. В последние годы часто устраивают подземные коллекторы и тоннели для совмещенных прокладок в них сетей различного назначения.

Нередко при ремонте и строительстве подземных сетей в пределах проезжей части стенки грунта и конструктивных слоев дорожной одежды не закрепляются, и происходит их разрушение. А если еще имеется высокий уровень грунтовых вод и зона избыточного увлажнения, разрушения дорожной одежды достигают значительно больших размеров, чем размеры траншей. На вскрытых участках дорог и тротуаров при их засыпке часто нарушается однородность показателей, физико-механических свойств грунта и конструктивных слоев дорожной одежды, следствием чего и является появление через определенный промежуток времени показателей ухудшающих ровность покрытия.

Основным способом прокладки сетей при пересечении проезжей части магистральных улиц, трамвайных и железнодорож­ных путей являются бестраншейные способы прокладки трубо­проводов.

На сегодняшний день подземное хозяйство городов не только выросло, но и успело значительно состариться. Подземные коммуникации требуют замены, ремонта, реконструкции. Более 85 % железобетонных коллекторов поражены внутренней корро­зией и другими дефектами, а половина находятся в предаварийном состоянии. Если не принять срочных мер по восстановлению коммуникаций трубопроводы будут полностью разрушены, что приведет к нарушению нормальной жизнедеятельности городов и населенных пунктов.

Встает вопрос: как отремонтировать или проложить новые коммуникации в условиях плотной городской застройки, не вредя красоте городов и создавая минимум неудобств движению транс­порта и пешеходам? В настоящее время для решения этого вопроса существуют более совершенные технологии прокладки инженер­ных сетей и сооружений закрытыми способами, а прокладка коммуни­каций должна вестись вне зоны проезжих частей дорог.

Прокладка подземных сетей должна предшествовать выполне­нию дорожных работ. Строительство сетей отличается вытянутым вдоль трассы фронтом работ, поэтому прокладка сетей склады­вается из отдельных, как правило, одинаковых захваток. Для подземных сетей наиболее целесообразно применять поточный метод производства работ. Чтобы в условиях города не стеснять движения транспорта и пешеходов, не нарушать правил техники безопасности и обеспечивать прокладку сетей поточным методом, необходимо разработать проект производства работ (ППР). Состав и содержание документации в ППР должны определяться в соответствии с требованиями ДБН А.3.1-5 «Організація будівель­ного виробництва».

В условиях интенсивного уличного движения важно пра­вильно расположить отвалы грунта и назначить землеройные, грузо­подъемные и уплотняющие механизмы. При наличии грун­товых вод заранее разрабатывают схему организации водоотлива. Решают способ засыпки траншеи (местным или привозным грунтом), а также уплотнения засыпки и восстановления дорожных одежд.

Основным документом ППР являются технологические карты. По ним устанавливают технологическую последовательность строительных процессов, составляют почасовые графики работ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: