Психологическая подготовка перед объяснением нового материала.
Время – 5 минут.
Речь учителя: «Мы изучаем большую и сложную тему – глаголы, и постепенно подходим к ее завершению. Так что давайте соберемся с силами – осталось совсем немного…А сегодня нас мы узнаем нечто новое о глаголах». Уч. пишет на доске: Безличные глаголы.
Уч: «Записываем тему сегодняшнего урока – безличные глаголы. И запишите это предложение». Уч. пишет на доске под темой урока:
Светает. Спалось бы и дальше, но вдруг в полях загрохотало.
Уч.: «Посмотрите внимательно на эти предложения. Вы видите, что глаголы в них разные по форме. Но что объединяет эти предложения? …
Что бросается в глаза?». Если нет нужного ответа, дается подсказка: «Выделите главные члены предложения…Сколько в этих предложениях сказуемых?» (Ответ одного из учеников с места: «три».) Учитель: «Три чего? Где?» Ученик исправляет ответ: «В этих предложениях есть три сказуемые». Уч. подчеркивает сказуемые. Уч.: «А сколько подлежащих вы видите при этих сказуемых? (Ответ учеников: «ни одного»). Скажите мне, нужны ли здесь подлежащие, можно ли их втиснуть в эти предложения? Если даются варианты, учитель предлагает вспомнить чем может быть выражено и в каком падеже может стоять подлежащее (Ответ учеников: «Подлежащее может быть выражено существительным или личным местоимением в Именительном падеже».). Посмотрите на предложения на доске: действие происходит как бы само по себе, без действующего лица: светает, спалось бы, загрохотало …или вот другие примеры: меня знобит, в глазах потемнело от страха, вечереет. Вы можете сказать кто меня знобит? Что потемнело в глазах? А что вечереет?» Если от кого-то из учеников поступает вариант - «День вечереет», то Уч: «День не может вечереть, день может смениться на вечер».
|
|
Совместно делается вывод – подлежащее в этих предложениях стоять не может.
Время –10 минут.
Уч.: «Нет подлежащего, т. е. в предложении нет…(ученики продолжают фразу: «…действующего лица»). Глаголы «без лица» или…» (Если никто из учеников не предлагает вариант «безличные глаголы», учитель указывает на тему урока, написанную на доске и ждет когда класс прочитает ее вслух, заканчивая фразу учителя: «Безличные глаголы»).
Уч.: «Перед вами предложения с безличными глаголами. Эту категорию глаголов легко можно определить: в предложении с безличным глаголом нет
и быть не может подлежащего. Послушайте такое предложение: Еду и посматриваю на небо: скоро пойдет дождь. Скажите, есть здесь безличные глаголы?» Ученики отвечают; если еду и посматриваю называют безличными глаголами из-за отсутствия подлежащего, то Уч. спрашивает: «Можно ли к этим сказуемым подставить подлежащее не меняя при этом формы глаголов?» и еще раз медленно повторяет первую часть предложения. Ученики отвечают, что можно (Я - личн. местоим. 1 л., ед. ч.). Уч.: «Значит еду и посматриваю - личные глаголы – Я еду и посматриваю. Теперь вы видите разницу: это тоже односоставное предложение, нет подлежащего, но сказуемое выражено личным глаголом (есть действующее лицо, даже если оно не указано в предложении)»; на доске пишет: в предложении с безличным глаголом нет подлежащего.
|
|
Уч.: «Безличные глаголы часто образуются от личных. Гроза зажгла дерево. Какой глагол? (Ученики: «Личный».) Грозой зажгло дерево. Какой глагол? (Ученики: «Безличный».) Ветер дует в окно. (Уч. пишет предложение на доске.) Какой глагол? (Ученики: «Личный». Уч. пишет личн. над глаголом дует.) В окно сильно дует. Какой глагол?» Ученики: «Безличный».
Уч. под предложением Ветер дует в окно. записывает предложение В окно сильно дует. И пишет безличн. над безличн. глаголом дует).
Уч.: «Безличные глаголы – это глаголы состояния: человека или природы».
Уч. читает стих. В. Берестова:
«Не идется и не едется,
Потому что гололедица,
Но зато отлично падается!
Почему ж никто не радуется?!».
Уч: «Чье это состояние?» Ответ учеников: «Человека». (Заставить ошибиться может упоминание гололедицы, Уч. просит быть внимательнее.)
Уч.: «Льет как из ведра. Чье состояние?». Класс отвечает.
Уч: «Безличные глаголы употребляются лишь в некоторых формах, давайте
определим в каких». Уч. вместе с классом разбирает глаголы предложения Светает. Спалось бы и дальше, но вдруг в полях загрохотало. Ученики говорят, а Уч. записывает: над глаголом светает пишет Изъяв. накл., Наст. вр., 3 л., ед. ч.; над глаголом спалось бы пишет Усл. накл.; над глаголом загрохотало пишет Изъяв. накл., Пр. вр., ср. р., ед. ч.
Уч.: «Изъявительное наклонение: для настоящего и будущего времени – форма третьего лица, единственного числа, для прошедшего времени - форма среднего рода, единственного числа; условное наклонение и неопределенная форма, Безличные глаголы употребляются только в этих формах».
Одновременно с тем как говорит, учитель пишет на доске схему:
Изъяв. накл. Н. вр. Буд. вр. – 3 л., ед. ч.
. Пр. вр. – ср. р., ед. ч
Условн. накл.
Неопр. форма
Уч.: «Открываем учебник на странице 214».Ученики открывают учебники.
Уч. просит одного из учеников зачитать вслух то, что выделено зеленым цветом. Ученик громко читает определение безличных глаголов, данное в учебнике. Другого ученика Уч. просит читать то, что написано дальше и отмечено жирным шрифтом. Ученик зачитывает вслух теоретические сведения, которые Уч. и учащиеся только что изучили и сформулировали самостоятельно.