Закрепление изученного. Упражнения.
Новый материал.
Понятие об определенно-личных предложениях можно ввести, выполняя упражнение 182 с последующим чтением § 21,а также возможно создать проблемную ситуацию.
Проблемная ситуация создается с помощью вопроса - задания:
1. Перед нами термин «Определенно-личное предложение». Какую информацию мы можем получить, опираясь на этот термин?
В случаях затруднения учащихся задание конкретизируется:
Какое лицо (ответ в термине) совершает действие в этих
предложениях? (Определенное)
2. Как можно определить лицо? (по сказуемому, точнее по окончанию сказуемого-глагола).
4. Окончания каких глаголов указывают на определенное лицо?
Для ответов на этот вопрос обращаем внимание учащихся на запись на слайде:
1-е лицо: я верЮ, мы верИМ.
2-е лицо: ты верИШЬ, вы верИТЕ.
3-е лицо: он(она) верИТ, они верЯТ.
Вывод: на лицо достаточно определенно указывают окончания глаголов 1-го и 2-го лица.
Затем учащиеся формулируют ответ на вопрос «Какие же односоставные предложения с главным членом-сказуемым называются определенно-личными?»
|
|
1) Вспомните определение синонима. Объясните, почему данные пары предложений являются синтаксическими синонимами, то есть докажите, что они обозначают одно и то же, но по- разному.
1.Мы идем по росистому лугу. - Идем по росистому лугу.
2.Я выполню свое обещание. – Выполню свое обещание.
3.Ты играешь в городки? – Играешь в городки?
2) Указать сказуемое и обращение в односоставных определенно-личных предложениях. Объяснить знаки препинания.
1. Шумим, братец, шумим…(А.Грибоедов)
2. Постоим еще, Гриша. (Н.Некрасов)
3. Взвейтесь кострами, синие ночи! (А. Жаров).
4. Орленок, орленок, взлети выше солнца и степи с высот огляди! (Шведов).
Какие предложения по цели высказывания вы видите?
5. Тренировочные упражнения. Упр.183, 184
6. Задание на дом:
§ 21,
1вариант
Составить определенно- личные предложения с глаголами, обозначающими чувства, мысли.
2 вариант
Написать письмо другу, используя глаголы, которые выражают благодарность, поздравления, пожелания.
Предметные: уметь осуществлять выбор написания «ь» знака после шипящих на конце существительных женского рода;
- отличают существительные женского рода от мужского рода, множественного числа.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять анализ задания и выстраивать алгоритм его выполнения.
Коммуникативные: принимать участие в обсуждении содержания диалога;
-высказывать своё мнение, подтверждая его правилом.
Личностные: работать в коллективе, вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.
Методы и приёмы работы:
Решение проблемной ситуации.
Наглядные пособия и ТСО:
Презентация, карточки со схемой.