Лекция №5. Организация промышленного транспорта

Организация промышленного транспорта.

Промышленный транспорт подразделяют на внешний и внутризаводской.

Внешний транспорт служит для связи с расположенными за пределами предприятия сырьевыми базами, объектами производства деталей и полуфабрикатов, потребителями готовой продукции и др.

Проектирование внешних подъездных путей выполняют на основе проекта районной планировки.

Внутризаводской транспорт планируют с учетом мощности грузооборота и характера перемещения грузов по территории предприятия. Вид транспорта выбирают на основе результатов технико-экономических сравнений различных вариантов организации единого транспортного процесса. При этом стремятся к тому, чтобы одни и те же транспортные средства передавали перерабатываемые материалы от мест складирования к местам потребления, минуя перегрузку с межцехового транспорта на внутризаводской.

В качестве внутризаводского обычно используют железнодорожный и безрельсовый транспорт.

Железнодорожный транспорт допускается предусматривать при технико-экономической целесообразности его применения, как правило, при большом объеме (не менее 10 условных вагонов в сутки) перевозок тяжеловесных, крупногабаритных и специальных грузов.

Железнодорожные пути проектируют в основном нормальной колеи шириной 1520 мм, а иногда — узкой (750 мм). Для обслуживания промышленных предприятий проектируют железнодорожные станции: сортировочные (для переработки вагоно-потоков), грузовые (для маневровых работ по обслуживанию погрузки-выгрузки) и распределительные (для распределения вагоно-потоков между другими станциями). Ввод железнодорожных путей на территорию предприятия проектируют, как правило, в складскую зону, к сливо-наливным устройствам сырьевых и товарных емкостей, а также в производственную и подсобную зоны, когда это необходимо по условиям технологического процесса и применение других видов транспорта нецелесообразно.

Пути проектируют по следующим схемам: тупиковой, кольцевой с движением в одном направлении и смешанной тупиково-кольцевой.

Тупиковые схемы занимают меньшую территорию, но затрудняют маневрирование составов.

Кольцевые схемы опоясывают территорию площадки предприятия по ее окраинам, создают условия для организации потокового движения грузов, однако значительно увеличивают заводскую территорию и неизбежно приводят к пересечению с людскими потоками и автодорогами, в результате чего возрастает опасность возникновения транспортных происшествий.

Смешанные схемы включают в себя отдельные элементы различных схем.

В связи с тем, что при организации железнодорожного транспорта оказываются занятыми значительные дополнительные территории и необходимы сложные инженерные сооружения на пересечениях путей, все большее значение для внутризаводских транспортных операций приобретают автомобильный и непрерывные виды транспорта.

Автомобильные дороги на территории предприятий также проектируют по тупиковой, кольцевой и смешанной схемам.

Автомобильные дороги подразделяют на проезды и подъезды, производственные и магистральные. Их проектируют с числом полос движения 1; 2 и 4 при ширине проезжей части 4,5; 6 и 7,5 м соответственно.

Основной автомобильный въезд на территорию предприятия и ввод железнодорожных путей должны проектироваться без взаимного пересечения.

К складам готовой продукции, наряду с железнодорожными путями, следует предусматривать и автомобильные подъезды.

Тупиковые автодороги должны заканчиваться петлевыми объездами или площадкам для разворота автомобилей размером не менее 12X12 м.

Для перемещения материалов в пределах территории предприятия вместо железнодорожного и автомобильного транспорта или наряду с ним целесообразно предусматривать следующие виды непрерывного транспорта:

трубопроводный — для жидких и газообразных продуктов, шлама, растворов и др.;

пневмотранспорт — для перемещения сухих неслипающихся продуктов (полиэтилен, апатитовые концентраты и др.);

конвейерный: ленточный — для подачи сыпучих, кусковых и штучных материалов и продуктов (доломит, суперфосфат, азотные минеральные удобрения и т. п.); вибрационный — для транспортирования горячих и сильнопылящих грузов;

гидравлический — для удаления отходов (зола, шлам и т.п.).

Непрерывный транспорт обеспечивает непрерывность технологического процесса, наименьшее число перегрузок, облегчает выполнение механизации и автоматизации технологических процессов и погрузочно-разгрузочных работ.

При проектировании промышленного транспорта необходимо предусмотреть, чтобы грузовые потоки ввоза-вывоза сырья и готовой продукции пролегали по кратчайшим путям и были безопасны для людей.

Людские потоки (пути массового передвижения работающих по территории предприятия) также необходимо проектировать по кратчайшим и безопасным путям. Пересечение пешеходного движения с железнодорожными путями в местах массового прохода работающих не допускается.

Вдоль магистральных и производственных автомобильных дорог предусматривают тротуары независимо от интенсивности пешеходного движения, а вдоль проездов и подъездов – при интенсивности пешеходного движения не менее 100 чел. в смену. Тротуары должны быть отделены от дороги разделительной полосой шириной не менее 0,8 м, минимальная ширина тротуаров – 1,5 м.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: