Когда товарный обмен становится регулярным, появляется множество экономически обособленных производителей и потребителей, тогда формируется рынок. Рынком называют место, институт и механизм, которые сводят вместе продавцов и покупателей товаров и услуг. К числу институтов рынка относятся: фондовые, товарные биржи; снабженческо-сбытовые организации; ярмарки; аукционы; средства связи транспорта; реклама. Основными субъектами рынка являются продавцы и покупатели, выступающие в качестве физических и юридических лиц, а также государство. Выделяется следующая структура рынка:
1. В зависимости от объектов купли-продажи выделяют рынок потребительских товаров и услуг, финансовый рынок, рынок труда, рынок земли.
2. В зависимости от субъектов отношений купли-продажи товаров: рынок оптовой торговли, рынок розничной торговли, закупочный рынок (если покупатель государство, покупатель - колхоз).
3. По территориальному признаку: местный, региональный (внутри страны), национальный (внутренний рынок страны), региональный в границах группы стран, мировой рынок.
4. По механизму функционирования выделяют рынок совершенной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, олигополистический, чистой монополии.
5. По степени насыщенности: равновесный рынок, дефицитный рынок, избыточный.
С учетом основных характерных черт рыночных отношений следует различать:
· Свободный рынок: свободная конкуренция регулируемая только экономическими законами
· Монополизированный рынок: условия производства и обмена товаров определяется группой монополий
· Регулируемый рынок, где активное участие в сфере экономики принимает государство
· Рыночная экономика – качественное состояние, тип функционирования экономической системы, базирующейся на всеобщности рыночных отношений во всех звеньях и на всех стадиях общественного воспроизводства
Эффективное функционирование рыночной экономики предполагает ряд условий:
1. Экономическая свобода и самостоятельность хозяйствующих субъектов
2. Многообразие форм собственности
3. Либерализация цен
4. Обеспечение примата потребителя (потребитель диктует что ему надо)
5. Устойчивость финансовой и денежной системы
6. Открытость экономики мировым интеграционным процессам
7. Обеспечение социальной защищенности населения
8. Системный охват национальной экономики рыночными отношениями
9. Наличие развитой инфраструктуры (производственной, социальной, рыночной)