Рынок, его структура и инфраструктура

Когда товарный обмен становится регулярным, появляется множество экономически обособленных производителей и потребителей, тогда формируется рынок. Рынком называют место, институт и механизм, которые сводят вместе продавцов и покупателей товаров и услуг. К числу институтов рынка относятся: фондовые, товарные биржи; снабженческо-сбытовые организации; ярмарки; аукционы; средства связи транспорта; реклама. Основными субъектами рынка являются продавцы и покупатели, выступающие в качестве физических и юридических лиц, а также государство. Выделяется следующая структура рынка:

1. В зависимости от объектов купли-продажи выделяют рынок потребительских товаров и услуг, финансовый рынок, рынок труда, рынок земли.

2. В зависимости от субъектов отношений купли-продажи товаров: рынок оптовой торговли, рынок розничной торговли, закупочный рынок (если покупатель государство, покупатель - колхоз).

3. По территориальному признаку: местный, региональный (внутри страны), национальный (внутренний рынок страны), региональный в границах группы стран, мировой рынок.

4. По механизму функционирования выделяют рынок совершенной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, олигополистический, чистой монополии.

5. По степени насыщенности: равновесный рынок, дефицитный рынок, избыточный.

С учетом основных характерных черт рыночных отношений следует различать:

· Свободный рынок: свободная конкуренция регулируемая только экономическими законами

· Монополизированный рынок: условия производства и обмена товаров определяется группой монополий

· Регулируемый рынок, где активное участие в сфере экономики принимает государство

· Рыночная экономика – качественное состояние, тип функционирования экономической системы, базирующейся на всеобщности рыночных отношений во всех звеньях и на всех стадиях общественного воспроизводства

Эффективное функционирование рыночной экономики предполагает ряд условий:

1. Экономическая свобода и самостоятельность хозяйствующих субъектов

2. Многообразие форм собственности

3. Либерализация цен

4. Обеспечение примата потребителя (потребитель диктует что ему надо)

5. Устойчивость финансовой и денежной системы

6. Открытость экономики мировым интеграционным процессам

7. Обеспечение социальной защищенности населения

8. Системный охват национальной экономики рыночными отношениями

9. Наличие развитой инфраструктуры (производственной, социальной, рыночной)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: