Принцип анализа речевых нарушений

Левина Р. Е. предложила 3и принципа анализа речевых нарушений:

1) Принцип развития – предполагает эволюционно динамический подход к анализу речевого расстройства, и связан не только с оценкой самого речевого расстройства, но и с выявлением происхождения патологических проявлений, их взаимосвязи в структуре дефекта. Так органическая недостаточность иннервации мышц речевого аппарата приводит к нарушения двигательной стороны речи -> нарушение звукопроизношения (при дизартрии) -> нарушение фонематического восприятия -> нарушение процессов чтения и письма в школьном возрасте, нарушение лексико-грамматического строя речи.

Для понимания условий возникновения речевого расстройства важен учет критических периодов, когда речь бурно развивается и является уязвимой для всякого рода вредных воздействий:

- период около 1 года, когда складываются предпосылки речевого развития, основы эмоционального общения ребенка и взрослого.

- 3 года, когда имеем место развитие связной речи, что требует концентрации умений во всех областях языка

- 6-7 лет, поступление в школу и смена ведущей деятельности

2) Принцип системности – предполагает рассмотрение речи как функциональной системы, все компоненты которой находятся в тесном взаимодействии.

Взаимосвязь фонетической и лексической стороны речи:

а. количество звуков в слове – лексическое значение (рот – крот)

б. последовательность звуков в слове – лексическое значение (сон – нос)

в. место звука в слове – лексическое значение (марка – рамка)

г. характеристика звуков по способу образования – лексическое значение (сок - щелевой – ток - смычный)

д. характеристика звуков по месту образования – лексическое значение (салат - переднеязычный – халат - заднеязычный)

Взаимосвязь фонетической и грамматической сторон речи

а. звуковой состав окончания – грамматическое значение (кукла, куклу, куклы)

3) Принцип связи развития речи с другими сторонами психического развития речи.

Развитие речи тесно связано с развитием мышления, памяти, внимания, восприятия. Усвоение звукопроизношения требует достаточной сформированности:

- слухового восприятия

- зрительного восприятия артикуляции (положение и движение губ, в меньшей степени языка)

- кинестетических ощущений

- слухового внимания, умение сравнивать собственное произношение с образцами звучания речи окружающих

- фонематического восприятия и дифференциации звука.

Усвоение лексического и грамматического строя речи тесно связано с развитием слухоречевой памяти, восприятия и внимания (восприятие звучания слова, морфем слова), зрительного восприятия (зрительный образ предмета), тактильного восприятия (восприятия объёмных предметов, качества поверхности предметов), мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.





Подборка статей по вашей теме: