При поражении мышц гортани голос становится слабым, немелодичным.
Патологические состояния мышц голосового аппарата могут быть причиной нарушения произношения звонких согласных и замены их на глухие, артикуляция которых осуществляется при не сомкнутых и не колеблющихся голосовых связках (к, n, т, с, ф и др.). Направления коррекционной работы:
v После появления первых голосовых реакций приступают к вызыванию отдельных звуков. Вызывание звуков начинают со звука а - пассивно-активно открывают рот ребенка, другой рукой логопед производит вибрирующие движения грудной клетки и произносит звук а, добиваясь от ребенка повторения этого звука. Вся работа над постановкой звуков требует эмоционального фона и проводится в виде подражательных эмоциональных игр (укачивание куклы: «а – а», ауканье и т. д.).
v Затем приступают к вызыванию звуков, имеющихся у нормального ребенка в гулении. Это согласные звуки, не требующие дифференцированных движений языка (н, б, п, м). Логопед помещает два пальца на губы ребенка и пассивно-активно производит сближение губ, в это же время большой палец логопеда остается под подбородком.
v Иногда при полной афонии вызывание голоса рекомендуют начинать с имитации мычания (звук м)
v Если вызвана звонкая двугубная взрывная фонема б, то на ее основе можно выработать произношение язычно-зу6ной фонемы д.
v Работа над сочетанием выдоха с произнесением согласных начинается со звука н, - взрыв воздушной струи и ф - длительный выдох. эти звуки ставят в сочетании с имеющимися: гласными (а, о, у) и вводят в речь. Звуки, особенно согласные м, н, б, вызывают на основе слухового, зрительного и проприоцептивного контроля.
v трудности может представлять вызывание заднеязычных звуков (х, к, г). Подключение голоса к рефлекторным кашлевым движениям даст возможность произнесения звука.
Большое внимание уделяют утрированным артикуляционным движениям перед зеркалом и сочетанию их со звуком. Проводя артикуляционную гимнастику при постановке голоса, большое внимание уделяют развитию движений нижней челюсти вниз и движений мягкого нёба.
6. Нарушения дыхания
Клинически нарушения дыхания у детей с церебральными параличами проявляются в расстройствах ритма и глубины дыхания, в нарушении координации между артикуляцией и дыханием. В момент речи дыхание учащается, после произнесенного звука ребенок делает судорожный вдох. В некоторых случаях нарушения дыхания отмечаются и независимо от речи, но всегда в момент речи эти нарушения резко усиливаются. Особенно страдает у детей с церебральными параличами возможность активного выдоха. Несмотря на постоянно полуоткрытый рот, они выдыхают через нос, произвольное выдыхание через рот часто является невозможным
Четвертым разделом речевой терапии является работа над дыханием. Эту работу начинают с первых месяцев жизни больного ребенка.
Ребенка учат дышать через рот (закрывая ребенку нос, просят его: «давай подышим, как собачка»). Затем учат ребенка вдыхать и выдыхать через нос (при отработке вдоха говорят ребенку: «давай понюхаем цветочек»). Наконец, учат ребенка вдыхать через нос и произвольно выдыхать через рот. С детьми более старшего возраста все эти занятия проводят в виде коллективной дыхательной гимнастики под счет или музыку. Там, где позволяют двигательные возможности, подключают движения руками разработка речевого дыхания проводится в различных положениях больного ребенка: на спине, сидя, стоя. В процессе отработки речевого дыхания большое значение имеют специальные игры-упражнения: выдувание мыльных пузырей, задувание свечей, сдувание со стола мелких пушинок и бумажек, игра на губной гармошке, различных дудочках, дутье в специальные бумажные трубочки.
Работа над дыханием, фонацией и артикуляцией проводится в тесном единстве; большое значение в этой работе имеют специальные логоритмические игры.
У детей с церебральными параличами часто выявляется оральная апраксия артикуляционных мышц (из-за параличей и парезов артикуляционных мышц и нарушений мышечного тонуса).
Очень важным разделом речевой терапии является работа над развитием орального и ручного праксиса, кинестетических ощущений и кинестетического следового образа.
Важным разделом речевой терапии является правильная организация логопедических занятий: важно не допустить чрезмерных усилий ребенка, которые могут способствовать диффузному повышению мышечного тонуса, как в скелетной, так и в речевой мускулатуре. Успехи речевой терапии дизартрий во многом зависят от раннего начала логопедических мероприятий, поэтому ранняя диагностика дизартрии имеет очень большое значение.
4. Панченко И. И., Щербакова Л. А. Основные формы дизартрических нарушений речи и дифференцированные пути коррекционного воздействия./Логопедия. Методическое наследие./ Под ред. Л. С. Волковой. Кн. 1, часть 2. – М.,2003, с. 119-130.
******
I. Спастический парез (спастико-паретическая форма) связан с выпадением/ ослаблением иннерваций различных черепно-мозговых нервов, причем поражение центральных нейронов V, VII, IX, Х, XI, ХII пар черепномозговых нервов может носить общий/избирательный характер. Наблюдается слабость мышц речевой мускулатуры. При определении степени спастического пареза необходима многократность проб для уточнения тренируемости и истощаемости функции, что дает логопеду в дальнейшем возможность правильной дозировки упражнений. Осуществление процесса приема пищи при спастическом парезе обычно мало нарушено.
Характер произносительной стороны речи: голос недостаточной силы и звонкости, снижена амплитуда голосовых модуляций, темп речи замедленный, речевой выдох истощаем, вдох неглубокий. Разборчивость речи стоит в прямой зависимости от силы голоса. Обычно наблюдается легкая смазанность по всем группам звуков, больше в группе щелевых и сонорных, но могут быть совершенно сохранены все фонемные признаки звуков. Несмотря на искажения звучаний, фонемы все сохранены и строго противопоставлены друг другу. Грубых лексико-грамматических нарушений у детей старше 7 лет обычно не бывает. Амплитуда артикуляционных движений при спастическом парезе всегда снижена, нет полной реципрокности в деятельности продольных, вертикальных, поперечных мышц языка, недостаточна лабиализация (выпячивание губ вперед при звуках о, у, и, ы, ш, ж, щ, ц).
В случаях фонемных расстройств реализации звуков (отсутствие и замена звуков) при артикуляционной кинестетической апраксии ребенок может не выполнять нужные для произнесения звука артикуляционные позиции. Наблюдаются трудности в выполнении целевых движений в кистях правой и левой руки.
В письменной речи также могут встречаться функционально обратимые дисграфии.
II. Гиперкинетическая форма дизартрии названа по ведущему гиперкинетическому синдрому. Нарушения движений артикуляционной и фонаторно-дыхательной мускулатуры обусловлены характером гиперкинеза - его степенью и формой. В совместном невролого- логопедическом обследовании важно выявить тип гиперкинеза - хореический, атетоидный, хореоатетоидный, миоклонический. Он зависит от локализации поражения в экстрапирамидной системе. Проявление гиперкинеза в мышцах речевого аппарата по-разному определяет расстройства звукопроизношения и особенности интонационных модуляций речи.
При гиперкинетической форме дизартрии акт приема пищи нарушен: процессы жевания, глотания затруднены, дискоординированы; при миоклонии процесс еды особенно грубо страдает, причем в отдельных случаях может вызвать эпилептический припадок.
Произносительная сторона речи: голос напряженный, прерывистый, вибрирующий, изменяющийся по высоте и силе, модуляционные возможности в ограниченных пределах возможны. При атетоидном гиперкинезе несколько труднее произнесение аффрикативных и щелевых звуков.
Даже при наличии многих дефектов фонетического строя корковых расстройств обычно не наблюдается, страдает лишь техника письма и чтения.
III. Спастико-ригидная форма дизартрии характеризуется проявлением спастического пареза речевой мускулатуры и нарушением тонического управления речевой деятельностью по типу экстрапирамидного расстройства.
В речевой мускулатуре отмечается у детей с двойными гемиплегиями нарушение тонуса по типу ригидности, а также нарушение процесса речепроизводства из-за максимального повышения тонуса во всей речевой мускулатуре и тела при каждой попытке к речевой деятельности. Напряженная улыбка может смениться мгновенным спазмом верхней и нижней квадратной мышцы губы, напряженно поднятый кончик языка сменяется широким распластыванием по нижней губе. Это положение сменяется выводом языка наружу, узким и напряженным. Постоянны жевательно-сосущие глотательные движения. Фонация мягкого нёба может быть достаточной. Мышцы нижней челюсти напряжены, и при пассивных движениях не удается вывести челюсть вперед, в стороны, опустить вниз. Язык напряжен, отодвинут назад, чуть приподнят к нёбу, не всегда его удается вывести из полости рта. Дети при спастико-ригидном синдроме могут сидеть только в фиксированном стуле, себя совершенно не обслуживают, резко повышен тонус мышц верхнего плечевого пояса, мышц шеи.
Процесс приема пищи: жевание большей частью заменяется сосанием (язык с пищей прижимается к нёбу, и происходит сосательное движение).
При этой форме у детей очень резко выражены рефлексы орального автоматизма (хоботковый, губной, челюстной).
Произносительная сторона речи: голос глухой, напряженный, амплитуда голосовых модуляций снижается до нуля, сила голоса ослаблена, темп быстрый, речь резко отрывиста, в редких случаях темп может быть медленным с постепенным затуханием голоса.
Характер звукопроизношения в большей степени страдает в фонетической окраске, однако чаще фонемные свойства звуков все сохраняются. В случае же апраксических расстройств могут выпасть отдельные группы звуков (щелевые, аффрикативные, соноры). Специфической разновидностью звукопроизношения при этом синдроме будет слабость дифференциации губных, призубных, мягких и твердых. Разборчивость речи снижена значительно ввиду недостаточности полетности звучаний.
IV. Атаксия проявляется в дисметрических и асинергических нарушениях артикуляционных движений (сопутствующий синдром - атаксия - на фоне спастического пареза или гиперкинеза).
Дисметрические расстройства артикуляционных движений обычно проявляются в том, что ребенок не может точно выполнить артикуляционное действие, он теряет траекторию, амплитуду, скорость размаха, точность попадания в место смыкания. Ритм речи при этом синдроме всегда скандированный, по которому легко отличить эту форму от другой.
Псевдобульбарная дизартрия как неврологическое понятие (поражение центральной проводимости черепно-мозговых нервов) является одним из компонентов сложного речевого расстройства. Кроме чистых двигательных псевдобульбарных расстройств, у детей обнаруживаются также ригидность, гиперкинез, атаксия, апраксия.
При логопедическом обследовании обнаруживаются, кроме псевдобульбарной дизартрии, различные подкорковые, мозжечковые дизартрии и артикуляционная апраксия (кинетическая и кинестетическая). У части детей отчетливо выражены фонематические расстройства анализа слов.
Выделяются три формы звуковых дефектов среди детей при псевдобульбарной дизартрии при детском церебральном параличе.
l-я форма. Элементарные фонетические расстройства реализации дифференциальных фонематических признаков (искажения звуков).
2-я форма. Апраксические расстройства реализации дифференциальных фонематических признаков (замена звуков).
3-я форма. Нарушения фонематического анализа слов (пропуски звуков, слогов, замена слогов).
Восстановительная работа с детьми, страдающими дизартриями – это комплекс медикаментозного, физиотерапевтического лечения и логопедических мероприятий.
Логопедический аспект восстановления предусматривает:
v систему упражнений лечебной логопедической физкультуры;
v систему психологического воздействия;
v систему упражнений по фонематическому анализу слов и формированию воспроизводства фонем;
v нормализацию просодики речи;
v борьбу со слюнотечением.
Основная цель логопедической работы - повышение разборчивости речевого высказывания, информативности речевого высказывания, выразительности сообщения.
В восстановительной работе при дизартрических расстройствах уделяется основное внимание кинезотерапии, т. е. лечению движениями, специально организованными и направленными для формирования необходимых афферентаций.
Массаж - лечебный метод, при котором используется механическая энергия, сообщаемая покровным тканям и мышцам в виде трения, давления, толчков, различно проводимыми способами.
Основная цель массажа при спастическом парезе - повышать рецепторную активность, что в свою очередь вызывает возникновение в концевых чувствительных нервных волокнах импульсов, достигающих по центростремительным путям соответствующих центров головного мозга с последующей регуляцией на определенные эфферентные - двигательные - импульсы. При спастическом парезе используются в основном два приема: поглаживание, точечная вибрация, а в некоторых случаях разминание.
При спастико-ригидном синдроме полезно плоскостное поверхностное поглаживание в отличие от применения плоскостного глубокого и обхватывающего поглаживания при спастическом парезе. Целью проведения массажа - успокаивающее действие на концевые нервные и вегетативные окончания, заложенные в коже и мышце.
Прием растирания применяется очень осторожно, логопед должен постоянно чувствовать обратную реакцию мышцы и вовремя прекратить прием, если мышца начинает более сильно стягиваться или появится отдаленное (в других группах мышц) повышение тонуса. Растирание применяется с целью растягивания сократившихся тканей при контрактурах, для понижения нервной возбудимости, уменьшения болей. Особенно полезны растирания одним пальцем в местах выхода нервов.
При гиперкинетическом синдроме нормализация речевой мускулатуры осуществляется приемами активных и пассивных движений. Массажные приемы ограничиваются в этих случаях поверхностным плоскостным поглаживанием, движения очень легки. Поглаживаются мышцы шеи, затылка, плечевого пояса, груди, боковые мышцы туловища по ходу лимфатических сосудов.
При атактических синдромах применяются массажные приемы для нормализации афферентации. Одним из самых основных приемов кинезотерапии буквально при любых синдромальных дефектах речевой моторики является лечение пассивными движениями.
Систематические, регулярно проводимые пассивные движения поддерживают на нужное время формирование новых навыков возбуждения проприорецепторов, что вызывает стимуляцию соответствующих двигательных импульсов. При пассивных движениях логопед специально создает новую схему движения, большую по объему или правильную по позиции и траектории. Обязательным является создание новой схемы на нормализованном фоне покоя. Необходимо зафиксировать на несколько секунд эту позу, дать ребенку ее осознать, параллельно объяснить ее смысл, суметь выключить и через несколько секунд вновь сформировать. При спастико-ригидных синдромах пассивные и массажные движения чередуются, при спастико-паретических - проводятся изолированно, при гиперкинетических - в зависимости от формы гиперкинеза. Пассивные движения осуществляются сериями по 3-5 движений в каждой серии. Важно выполнить «вход» в движение, его фиксацию и «выход» из движения - покой. Пассивные движения осуществляются в разном объеме, темпе и временном интервале в зависимости от формы синдрома, особенно важно помнить о временной дозировке проведения приема при спастико-ригидном и гиперкинетическом синдроме.
Лечение активными движениями является более результативным после проведения вышеперечисленных приемов массажа, пассивных движений. Главная цель - повторение и закрепление новых связей, целесообразных именно для данного больного.
Все методические приемы коррекции должны применяться с учетом патогенетического анализа в каждом отдельном случае речевого дефекта согласно намеченной классификации. Важно, чтобы ребёнок почувствовал, как у него изменилось качество выполнения движений в лучшую сторону.