Бюджетный федерализм (межбюджетные отношения).
Бюджетная система
Бюджетной системой называется совокупность бюджетов всех уровней (в России — федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, т.е. бюджетов органов местного самоуправления) и государственных внебюджетных фондов.
Государственные внебюджетные фонды — это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. Например, российские Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд медицинского страхования, Внебюджетные фонды создаются в основном в социальных целях и финансируются за счет социальных налогов и субсидий из бюджета.
Существуют также целевые бюджетные фонды, являющиеся, в отличие от государственных внебюджетных фондов, составной частью госбюджета.
В бюджетной системе стран с федеративным устройством можно выделить три уровня: бюджет центрального (федерального) правительства, бюджеты субъектов федерации (региональные бюджеты) и бюджеты органов местного самоуправления (местные бюджеты).
Если сложить вместе бюджет центрального (федерального) правительства и бюджеты территорий, т.е. бюджеты субъектов федерации и местных органов самоуправления, то этот свод бюджетов называется консолидированным бюджетом.
Наконец, если к консолидированному бюджету добавить государственные внебюджетные фонды, то получим так называемый бюджет расширенного правительства.
Б юджетный федерализа (межбюджетные отношения) отношения, которые возникают между бюджетами разных уровней: федеральным, региональными, местными.
Основа бюджетного федерализма — автономность всех трех уровней бюджета, например, через закрепление за ними собственных налогов. Однако она редко достигается полностью из-за того, что налоговые поступления обычно не могут обеспечить все расходы региональных и местных бюджетов. В.результате бюджеты более высокого уровня обычно субсидируют бюджеты более низкого уровня. И чем больше зависят бюджеты от таких субсидий, тем больше проблем возникает в межбюджетных отношениях.
Основным источником доходов бюджетов всех уровней являются налоги. Помимо налогов доходы бюджета формируются за счет продажи принадлежащего государству имущества, доходов от государственной собственности и доходов от внешнеэкономической деятельности.
Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования.
Соответствие доходов и расходов бюджета обеспечивает его сбалансированность. Превышение доходной части бюджета над расходной образует профицит бюджета, а превышение расходной части над доходной образует дефицит.
Действенность госрегулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм (их доли в ВВП); во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.






