Тема. Разряды частиц. Формообразующие частицы

Урок 133

Цели: дать понятие о разрядах частиц по значению; показать функции формообразующих частиц; закрепить умение отличать частицы от других частей речи.

Методические приемы: беседа по вопросам, объяснения учителя, лингвистический разбор, тренировочные упражнения, выразительное чтение.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

- Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, выясните роль частицы в предложении. Ответьте на вопрос: «К тексту какого стиля может относиться это предложение?»

Пр...н...мающая сторона (не)была (во)еремя поставлена в из-вес.ность о сокр...щени... сроков пр...быванш иностра(н, нн)ых

туристов.

Комментарий. Частица не придает отрицательное значение предложению официально-делового стиля. Если ее убрать, смысл изменится, а в данной речевой ситуации потеря частицы из документа может иметь нежелательные последствия, в том числе политические и финансовые.

Принимающая сторона не была вовремя поставлена в известность о сокращении сроков пребывания иностранных туристов.

П. Проверка домашнего задания

1. Беседа по вопросам.

- Для чего служит частица как часть речи?

- Как отличить частицу от других частей речи?

2. Упражнение 359: проверка по цепочке.

В это время двое учеников выполняют на доске фонетический и синтаксический разбор. III. Изучение темы «Формообразующие частицы»

1. Эвристическая беседа.

- У частиц всего два разряда: формообразующие и смысловые.

Понятно, что формообразующие частицы служат для образования форм слов. Какие формообразующие частицы вам знакомы? Для чего они служат? (Частица бы служит для образования условного наклонения глагола, частица пусть

(пускай) — для образования повелительного наклонения глагола.) - Попробуем определить значения других формообразующих частиц:

1) Ребята, давайте жить дружно.

(Частица давайте (давай) служит для образования повелительного наклонения глагола.)

2) В этой ситуации надо действовать более решительно.

(Частица более служит для образования превосходной степени наречия.)

2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника- § 63, с. 166.

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 360: устно: выразительное чтение, беседа по вопросам. Словообразовательный разбор, разбор слова по составу и морфологический разбор выполняем письменно на доске и в тетрадях.

Комментарий. Стиль речи -разговорный (диалог). Формообразующая частица бы служит для образования условного наклонения глаголов.

2. Упражнение 361: комментированное письмо; различение

частиц и союзов.

Фонетический и морфологический разбор выполняем письменно на доске и в тетрадях.

3. Упражнение 362: комментированное письмо; различение частиц и других частей речи.

Комментарий. Каждая пара предложений начинается с частиц. В первой и второй парах предложений частица совпадает по облику с глаголом давай-ка, пускай; в третьей - с союзом да в значении но.

Домашнее задание

1. § 63.

2. Упражнение 364: рассказ по данному началу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: