Культура духовная и материальная
| Культура | |
| Широкое значение | Узкое значение |
| Это всё, что создано человеком (обществом) в результате физического и умственного труда | Это нравственное состояние человека (общества), определяемое материальными условиями жизни и выражаемое в его быте, воспитание, в достижениях науки, искусства, литературы |
Культура – это духовные и материальные ценности, созданные человеком.
| Культура | ||
| Духовная | Материальная | |
| Это духовная деятельность и её результаты | Это материальное производство и его результаты | |
| Связаны | ||
| Ценностный подход | Деятельный подход | |
| Культура как итог всего многообразия деятельности человека, как мир ценностей человека (т. е. совокупность материальных и духовных ценностей, значимых для конкретного общества) | Культура как специфический способ жизнедеятельности человека (т. е. способ бытия человека в мире) | |
Формы культуры:
| Элитарная (высокая) | Народная | Массовая (популярная) |
| Сложная по содержанию и трудная для восприятия; адресована узкому кругу профессионалов и привилегированной части общества | Создаётся неизвестными творцами – непрофессионалами; адресована народу | Адресована всем, без различия классов, наций, пола, т. е. массам в обществе потребителя |
| Картина Пикассо, фильмы Тарковского | Частушки, танцы, сказки | Телевиденье, поп-музыка |
Духовная культура:
-Результат духовной деятельности (духовного творчества) людей;
-Существует в сознании человека;
-Связана с материальной культурой.
Духовная деятельность – это сочетание производства и потребления духовных ценностей.
Духовные ценности: картины, музыка, научные открытия, учения, церемонии, ритуалы, мифы, идеи, знания, обычаи, традиции, язык, навыки, нормы и идеалы, образцы деятельности и поведения, гипотезы, верования, социальные идеи, ценностные ориентации.
Духовные ценности производиться для потребления, т. е. удовлетворения духовных потребностей.
| Сохранение духовных ценностей | |||||
| музей | Библиотека | Архив | Образование | СМИ | Интернет |
| Искусство | |
| Узкое значение | Широкое значение |
| Это одна из форм общественного сознания и специфическая духовно-практическая деятельность по освоению мира | Это высокий уровень мастерства в любой сфере деятельности, указывает на красоту и совершенство её продукта |
Главная задача искусства не в создании красоты ради эстетического удовольствия, а в образном освоение деятельности.
| Функции искусства | |
| Повествовательная, познавательно-эвристическая | Это знание и просвещение |
| Информационно-коммуникативная | Это общение, обобщение, сообщение |
| Концептуально-рефлекторная | Это философско-эстетический и художественно-эстетический анализ и диагноз состояния мира |
| Прогностическая, футурологическая | Это предвосхищение, предсказание |
| Общественно-преобразующая | Это духовно-практическая деятельность |
| Интеллектуально-нравственная | Это фактор развития личности, её ценностно-смысловых ориентиров |
| Эстетическая | Это развитие способностей художественного восприятие и творчества |
| Гедонистическая | Это наслаждение |
| Психологическое воздействие на подсознание человека | Это воображение, внушение, гипноз |
В отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в художественных образцах.
| Художественные образцы | ||
| Пространственные (что видим) | Временные (что слышим) | Пространственно-временные |
| -Архитектура; -Скульптура; -Живопись, графика; -Фотографии; | -Устное творчество; -Музыка. | -Литература; -Театр; -Кино; -Цирк; |
| Различные виды искусства взаимосвязаны между собой |
Стили в искусства Запада:
| Романский X - XIII | В архитектуре простота, строгость и массивность. Находилось под влиянием античного, сирийского и арабского искусства. |
| Готический XIII - XVI | Зодчество характеризуется стрельчатыми сводами на рёбрах, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений. |
| Барокко XVI – XVIII | В архитектуре роскошная причудливая пластика, динамизм и слитность текучих, криволинейных форм. |
| Рококо XVIII | В архитектуре преимущественно орнаментальная, декоративная направленность – пышно оформленные интерьеры с относительной строгостью внешнего облика. |
| Классицизм XVII - XIX | Обращение к образам и формам античной литературы и искусства как к эталону. |
| Сентиментализм XVIII - XIX | В литературе, музыке, живописи главное познание и творчество. |
| Романтизм XIII - XIX | Характеризуется возвышенными устремлениями и идеалами, мечтательностью. |
| Реализм XIX – XX | Достоверность в воспроизведении действительности без искажения и приукрашивания. |
| Импрессионизм XIX | Стремление передать непосредственное впечатление от окружающей среды живописными средствами. |
| Модерн XIX – XX | Стремление к внешней декоративности с обилием кривых линий и нагромождением декоративных элементов. |
| Авангард XX | Художественное направление, объединяющее все новейшие, экспериментальные взгляды, концепции, течения, школы. |
«Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить» (Ф. И. Достоевский);
«Искусство – это мышление в образах» (В. Г. Белинский).






