Конфуцианство. Учитель Ку (Кун Фуцзы, Конфуций) утверждал, что люди страдают, ненавидят, уничтожают друг друга оттого

Учитель Ку (Кун Фуцзы, Конфуций) утверждал, что люди страдают, ненавидят, уничтожают друг друга оттого, что не осознали благодати гармонии человеческих отношений. Гармония же достигается через личное благородство. Благородство становится результатом усилия, направленного на исполнение этических принципов и правил. Не дао (судьба, предопределение) творит человека, а человек создает свой дао.

Мысли Конфуция сохранились в форме его бесед с учениками - «Беседы и суждения». Сам о себе он говорил: «Излагаю старое и не создаю нового».

Итак, основные идеи учения Конфуция:

1. Личность не для себя, но для общества. Конфуций, обеспокоенный разложением общества, сосредоточил внимание на воспитании человека в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу.

2. Изначальное понятые - «порядок» (ли). Порядок благодаря идеальной всеобщности, отношению человека к природе и, в частности, отношениям между людьми.

3. Подлинное соблюдение порядка ведет к должному исполнению обязанностей.

4. Порядок наполняется добродетелью (дэ). «О Цзы-чане говорил учитель, что он имеет четыре из добродетелей, принадлежащих благородному мужу. В частном поведении он вежлив, на службе - точен, человечен и справедлив к людям».

5. Такое исполнение функций на основе порядка приводит к проявлению человечности (жень). Человечность - основное из всех требований, предъявляемых к человеку.

6. Чтобы быть человечным, следуй правилам:

• Помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь.

• Чего не желаешь себе, того не делай другим.

7. Философ отождествлял общество с государством.

8. Для него правильное государство - это государство, где высшее положение занимают император, слой людей, соединяющих в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников. Государство - это большая семья, где государь - Сын Неба, Отец и Мать народа. Отношения в этой семье должны регулироваться не столько природными силами или правовыми средствами, сколько моральными нормами.

9. Для соблюдения порядка и субординации Конфуций вырабатывает принцип справедливости и исправности (ли). Человек должен поступать так, как велит порядок и его положение. Исправное поведение - это поведение с соблюдением порядка и человечности, ибо «благородный муж разбирается в том, что есть исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно».

Таков путь (дао) образованных, которые обладают нравственной силой (дэ) и которым должно быть вверено управление обществом.

Благородные и просвещенные чиновники, идеальные мужи, интеллектуальная элита - вот центр конфуцианской социальной системы.

Таким образом, учение Конфуция подводит нас к идее власти интеллектуально и нравственно достойного чиновничества, к идее меритократии (буквально власть, основанная на заслугах).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: