Октября (7 ноября) 1917 – дата октябрьской революции

Гг.

Причины:

1) сохранение самодержавия и быстрое индустриальное развитие

2) экономический кризис и тяжелые условия труда рабочих

3) малоземелье крестьян и помещичье земледелие

4) поражение в русско-японской войне

5) наличие революционных и либерально-демократических партий

3 этапа революции:

  1. Январь-Сентябрь 1905 г. – распространение революции
  2. 17 октября 1905 – апогей борьбы, создание Гос. Думы
  3. Январь 1906-июнь 1907 – отступление революции

Основные события:

1) 9 января 1905 «Кровавое воскресенье» - расстрел мирной демонстрации рабочих в Петербурге

2) восстание на броненосце «Потемкин»

3) октябрь 1905 – Всероссийская октябрьская политическая стачка

4) 17 октября 1905 - подписание Манифеста Николая II

17.10.1905 Манифест Николая II
*создание Гос. Думы – законодательный орган власти

* ограничение власти царя Гос. Думой

*вводится свобода слова, печати, собраний, союзов

Вывод: Р. получила шанс перейти от самодержавия к конституционной монархии.

5) декабрь 1905 г. – вооруженное восстание в Москве – начало спада революции

6) 3 июня 1907 г. – переворот, установление третьеиюньской монархии – поражение революции.

Деятельность Гос. Думы

Проводились в Таврическом дворце в СПб.

Таблица 3:

  I II III
Дата 27.04 – 9.07 1906 г. 20.02 – 3.06 1907г. 1.11.07 – 9.06.1912
Глава прав-ва Горемыкин Столыпин Столыпин
Состав Октябристы: 16 (пр.) Кадеты: 179 (лев.) Эсеры бойкот Социал-демократы: 65 (лев.) Эсеры: 37 (лев.) Кадеты: 98 (воздержались) Октябристы: 54 (пр.) Еще более революционная, чем первая Черносотенцы: 114 (пр.) Октябристы: 154 (пр.) Кадеты: 54 (лев.) Социал-демократы: 19 (лев.) – 9 большевиков Эсеры бойкот Помещики имеют больше преимуществ
Основной вопрос аграрный аграрный аграрный
Решение Возм-ть выкупить землю у помещиков, Трудовые крестьянские депутаты за уравнительное землепользование Конфискация помещичьих земель. Прав-во отказалось обсуждать вопрос, указ Столыпина об аграрной реформе Одобрение аграрной реформы Столыпина
Итог Прав-во резко отказало Госдуме, депутаты были обвинены в разжигании смуты, роспуск Госдумы. 3.06.1907 – роспуск Госдумы, гос. переворот. Преимущества получили помещики и крупная буржуазия, Дума согласная с прав-м

Вывод: царская власть удержалась, власть сумела подавить революцию, тем не менее, справедливо сказано: «1905 г. породил 1917г.».

Урок 4: Реформы Столыпина (1861 – 1911), значение, итоги.

Реформы:

Введение земств, гос. страхование рабочих, реформы школы, урегулирование положения старообрядцев и евреев. Но главной в деятельности прав-ва С. стала аграрная реформа.

Аграрная реформа

(ноябрь 1906)

Цель:

1) разрушив общину создать фермерские хоз-ва

2) превратить крестьян-общинников в крепких хозяев-собственников

3) обеспечить получение крестьянами в собственность земельных наделов

4) закрепить за отдельными хозяевами общинные земли

5) сохранить помещичье землевладение

Решение:

1) передача Крестьянскому банку части казенных земель для продажи ее крестьянам

2) отмена подушной подати и круговой поруки в деревне

3) конец ограничениям на свободу передвижения крестьян

4) переселение беднейшего крестьянства за Урал – решение проблемы малоземелья за счет неосвоенных территорий на Востоке страны

Вывод: желание создать мощный средний класс – основу правового гос-ва, т.о. С. планировал решить не только экономические проблемы, но и продолжить политические реформы.

Итог:

1) реформа ускорила расслоение крестьян, в рез-те создается наемная рабочая сила в городе и деревне, усиливается зажиточная часть крестьян (кулаки)

2) сохранилось помещичье землевладение

Вывод: после смерти С. процесс реформ остался незавершенным, аграрный вопрос так и не был решен, зато активизировалась деят-ть революционеров.

Урок: Российская революция 1917 г..

Февральская революция 1917 г.

Харак-р революции – буржуазно-демократический

Причины:

1) I м.в. – ухудшение условий жизни народа, поражения на фронте

2) Деятель-ть револ-ых партий

3) Неспособность прав-ва оценить всю глубину вставших перед Р. проблем

Ход революции:

1) 18.02 - забастовка на Путиловском заводе в Петрограде

2) 23.02 – массовые забастовки и демонстрации – город вышел из под контроля прав-ва

3) 27.02 – Петроградский гарнизон перешел на сторону восставших

4) Думцы создают временное прав-во, а революционеры – Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов (Петросовет) – образуется двоевластие

5) 2.03 Николай II отрекается от престола в пользу своего брата Михаила

6) 3.02 Михаил отрекается от власти

Вывод: Самодержавие пало!!!!!

Итоги февральской революции:

1) Свержение монархии

2) Возникновение двоевластия

 
 
ДВОЕВЛАСТИЕ – сис-ма управления, сложившаяся в ходе февральской революции, когда образовалось два органа власти: временное прав-во и Петросовет


В период м/д февралем и октябрем в стране сменилось 4 состава прав-ва, нач-сь борьба за власть м/д двумя органами власти. Особенно остро стоял вопрос о прекращении войны.

 
 
УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - созвано на основе всеобщего избирательного права для установления формы правления и выработки конституции


18 апреля 1917 г. – нота Милюкова – решение о продолжении войны

Неудачи на войне усиливают антиправ-ую пропаганду. 3 июля в Петрограде проходит демонстрация под лозунгом «Вся власть Советам», демонстранты расстреляны. С июля главой вр. прав-ва становится Керенский и был принят курс на выдавливание Советов.

1 сентября 1917 г. Вр. прав-во провозгласило Р. республикой

12 октября 1917 г. большевики берут курс на вооруженное восстание

Вывод: февр. революция завершила 300-летнюю историю династии Романовых. В Р. появились демократические свободы, но демократия в условиях продолжавшейся войны оказалась неэффективной. Нерешенные проблемы увеличили число сторонников радикальных решений, прежде всего большевиков. Они призывали покончить с войной, радикально решить земельный и рабочий вопросы.

Октябрьский переворот 1917 г.

Характер революции – социалистический

Причина – борьба за власть между временным правительством и Петросоветом

Основные события:

1) Создается ВРК - военно-революционный комитет (во главе Троцкий)

2) С 24 октября отряды ВРК занимают вокзалы, телеграфы, банки, мосты

3) Холостой залп крейсера Авроры послужил сигналом к штурму Зимнего дворца

4) В ночь с 25 на 26 временное правительство было арестовано

Для закрепления материала преподаватель демонстрирует схематическую анимационную карту – штурм Зимнего дворца

Итог: на II съезде Советов

1) Было создано советское правительство СНК – Совет Народных Комиссаров (Совнарком)

2) Декрет о мире – призыв ко всем воюющим странам прекратить войну

3) Декрет о земле – конфискация помещичьих земель в пользу гос-ва – отмена частной собственности на землю

4) Деларация прав народов России – право народов на самоопределение

Вывод: в ходе октябрьского переворота к власти пришли большевики, установилась советская власть

Приложение: Из Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа

Урок 7: Гражданская война в России (1918 -1920 (22))

Сегодня мы с вами узнаем о трагической истории гражданской войны в России 1917 года. Братоубийственный конфликт начался сразу после Октябрьского переворота и завершился с установлением власти большевиков по всей стране.

 
 


Вспомнить причины и итоги октябрьского переворота.

Причина:

Борьба за власть после революционных событий между большевиками и их противниками

Прочитать Волобуев стр. 67 – речь Железняка

В 1918 году начинается создание Красной армии, главным организатором стал Троцкий

В гражданской войне можно выделить 3 лагеря:

 
 


Красные Белые Зеленые

Большевики те кто против советской власти крестьянство

Фрунзе, Чапаев, Тухачевский, Колчак, Деникин, Врангель, Н. Махно ФОТО

Буденный ФОТО 27\11 Юденич ФОТО 27\9 27\11

Основные события:

1) Октябрь 1919 армия Юденича идет на Петроград – разгромлен

2) Нач. 1920 разгром Колчака в Сибири

3) 1920 разгром Деникина в Крыму

4) Завершающее событие разгром в Крыму Врангеля

Задание 1: рассмотрите плакаты Гражданской войны

- опишите, что вы видите?

- какому событию посвящены плакаты?

- определите, в каких противоборствующих лагерях были созданы эти плакаты?

- как вы определили, к какому лагерю Гражданской войны относятся данные плакаты?

- для каких социальных слоев они предназначались?

Успехи белой и красной армии зависели от того за кем пойдет 3-я сила – крестьянство, как красные так и белые занимались террором по отношению к населению. Было совершено покушение на Ленина, и в 1918 в Екатеринбурге была расстреляна царская семья (красные не покушались на главное – на землю).

Задание 2: С помощью приложения 6 определи причины появления постановления о красном терроре.

Газета №7 стр. 42, 43 «Хождения по мукам», видео 28\7

 
 


Цель:

1) Подавление распространения революции

2) Территории Российской империи

3) Борьба за вложенные капиталы

Политика военного коммунизма

Сразу, после прихода к власти большевиков, началась стихийная национализация (в учебнике найти определение и записать). Экономическая политика привела к хаосу в снабжении городов. Чтобы предотвратить голод и бунты была введена продовольственная диктатура (комбеды – определения поискать в учебнике).

Это система социально-экономических мер в условиях гражданской войны, предпринятая большевиками

Принудительный бесплатный труд – основа экономики военного коммунизма

Цель:

Удержать власть в своих руках

С помощью Приложения 7 ученики выделяют и записывают основные этапы (меры) политики военного коммунизма

Вместе с учителем записывают определения

Предпринятые меры:

1) ПРОДРАЗВЕРСТКА – изъятие излишков продуктов у крестьян (за укрывательство продуктов – расстрел на месте)

2) Для конфискации хлеба создаются комбеды – комитеты бедности

3) Свертывание товарно-денежных отношений (з/п получали в натуральном виде, предметами первой необходимости)

4) Уравнительное снабжение по карточкам

5) Всеобщая трудовая повинность (16-50 лет, уйти с работы = дезертирство)

6) Бесплатный транспорт, коммунальные услуги.

Итог: после отмены комбедов, в 1919 г. была введена продразверстка, крестьяне были недовольны, но в основном ее воспринимали положительно, т.о. большевики пытались восстановить союз с крестьянством, которые в итоге поддержали Красную армию в Гражданской войне, по их мнению, советская власть не покушалась на самое главное – на землю.

Советско – польская война (1921)

В результате революции Польша отделилась от России (Финляндия получила независимость), и захотела вернуть территории, принадлежащие ей до ее раздела, в результате:

Был заключен Рижский мирный договор, по которому Польше отходили З. Украина и З. Белоруссия.

В 1922 советская власть установилась на Дальнем Востоке.

Итоги гражданской войны:

1) Власть в стране закрепилась за большевиками

2) Погибло от 8-13 млн. человек

3) Эмигрировало 2 млн. человек

4) Усилился экономический кризис

Причины победы Красной армии:

1) Отсутствие единого командования у Белой армии

2) Белые не смогли привлечь на свою сторону крестьян

Гражданская война стала национальной трагедией России. В числе ее виновников и большевики, и представители обеспеченных классов, не желавшие идти на компромисс с рабочими и крестьянами.

В результате войны погибло миллионы людей, миллионы эмигрировало, была разрушена экономика, появился большой слой людей, воспринимающих насилие как норму. В годы Гражданской войны была создана система власти, способная работать только в чрезвычайных условиях.

Урок 8: От Российской республики Советов к СССР.

На этом уроке вы узнаете о проектах создания федерации советских республик, о процессе образования СССР.

В Российской империи доминировала русская культура, поэтому народы России с энтузиазмом восприняли революцию 1917 года. После октября большевики признали право наций на самоопределение. Независимость получили Финляндия, Польша.

2 ноября 1917 г. была принята «Декларация прав народов России», которая провозглашала право народов России на суверенитет, равенство и право на самоопределение.

В 1918 г. формируется РСФСР

 
 


На пятом съезде была принята конституция РСФСР

Советская власть установилась во всех городах России, а также Украине (УССР), Белоруссии (БССР), Закавказье

В 1922 г. Сталин выдвинул план «автономизации»: вхождение советских республик в РСФСР на правах автономии, но Ленин был против, он предложил создать союзное федеративное гос-во на равноправной основе. Победила точка зрения Ленина.

       
 
 
   


Причины объединения:

1) Создается единое сильное государство на основе советской власти

2) Старые хоз-ые традиционные связи между народами России

Карта

Уже в 20-30-е годы происходит размежевание между союзными республиками, в 25 году из РСФСР были выделены Узбекская и Туркменская ССР, в 29 году из Узбекской ССР – Таджикская, в 36 году из РСФСР были выделены Киргизская и Казахская ССР, в этом же году самостоятельными республиками становятся Армения, Грузия и Азербайджан. В 1940 после ввода советских войск в Прибалтику образуются Латвийская, Литовская и Эстонская ССР. После ВОВ вновь завоеванная Бессарабия образуется в Молдавскую ССР.

Видео 32\10

Задание 1: пользуясь картой и текстом учебника, назовите национально-гос-ые образования, возникшие на территории бывшей Р. Империи в 1917-22, сгруппировав их по двум признакам: советские правительства, антибольшевистские правительства.

В апреле 1922 вводится новая должность - Генеральный секретарь (Генсек), который должен был укреплять идеологически верную линию, не допускать раскола в партии, первым на эту должность был избран Сталин.

В 1924 г. создается Конституция СССР, которая утвердила флаг и герб СССР ФОТО 32\7.

Съезд Советов СССР становится высшим органом власти.

К 1941 г. в составе СССР 16 советских республик

В 1918 Москва становится столицей

Создается ВЧК – Всероссийский Чрезвычайный Комитет по борьбе с контрреволюцией

Вывод: советская власть дала многим народам свои автономные государственные образования, в них развивалась национальная культура, образовалась интеллигенция. Однако почти сразу федеральный центр стал ограничивать независимость национальных республик. Грубое вмешательство Москвы создавало почву для национальных конфликтов в будущем. К середине 30-х годов независимость союзных республик стала номинальной.

В 1922 на развалинах Российской империи образовалась новое гос-во – СССР, границы которого практически совпадали с границами империи.

Социально-экономическая политика большевиков

1) Уничтожение частной собственности

2) Вводится 8часовой рабочий день

3) Бесплатное образование и медицина

4) Национализация земли

5) Разрешается гражданский брак

6) Гонение на церковь, конфискация церковного имущества

Вывод: впервые к власти пришли люди, которые поставили своей целью ликвидировать частную собственность и построить новый общественный строй – социализм.

Урок 9:Советская страна в годы НЭПа

1921 год, В.И. Ленин

В результате политики военного коммунизма голод охватил Поволжье, С. Кавказ, Украину, скончалось 5 млн чел.

Задание 1: С помощью приложения 8 «Голод в Поволжье» определи причины голода в 20-х годах.

В 1921 году на X съезде РКПб было принято решение перейти к Новой Экономической Политике (НЕП) переход к рыночной экономике

Задачи НЭПа:

1) Восстановление народного хозяйства

2) Привлечение крестьян на сторону большевиков

Предпринятые меры:

1) Замена продразверстки продналогом – в результате у крестьян появляются излишки продуктов, которые они могут продать

2) Разрешена частная торговля

3) Отменена трудовая повинность

4) 20-е утвержден план электрификации страны (ГОЛРО)

5) Появляется советская буржуазия – нэпманы

6)

Задание 2: Сравнить меры Нэпа и военного коммунизма, продразверстку и продналог (сделать схемы)

Видео «Кризисы НЭПа» DKM 31\1

Противоречия НЭПа:

1) между рыночным характером НЭПа и коммунистической идеей

2) задачами индустриализации экономики и дефицитом ресурсов.

Задание 3 (устно) с учителем: приложение 9 в письме, отправленным в «Крестьянскую газету», один из ее читателей пишет:

Вывод: рубль стал конвертируемым, в руках гос-ва остается земля, крупные предприятия, банки, внешняя торговля. Т.О. социалистическая идея стала напоминать капиталистические отношения, что вызывало противоречия. Но 21.01 1924 умер Ленин (Петроград переименован в Ленинград), НЭ политика была свернута, принято решение перейти к командно-административной системе экономики, началась борьба за власть. В 1929 г. устанавливается единоличная власть Сталина – начало культа личности вождя.

Урок 10: Пути большевистской модернизации

Индустриализация страны 1925 г.


Цель:

1) Преодоление технической отсталости

2) Создание мощной оборонной системы

Основное направление:

1) Развитие тяжелой промышленности

2) Создание военной промышленности

Источник средств:

Продажа зерна за границу

Командно-административная экономика, государственное планирование, возникают Пятилетки – гос-ые планы на 5 лет.

30-е годы - Стахановское движение - движение, направленное на повышение производительности труда

Видео 34\13

Итог:

1) СССР стал мощной индустриально-аграрной державой

2) Окрепла обороноспособность СССР

3) Снижение уровня жизни народа

4) Слабое развитие легкой промышленности и строительства жилья

5) Была создана огромная система принудительного труда – ГУЛАГ, заключенные которого построили многие объекты первых пятилеток

Видео 34\14

Вывод: улучшение жизни народа не произошло, но СССР стал занимать 2 место в мире после США по производству промышленности.

Коллективизация крестьян 1929 г.


Цель:

1) Получение средств на индустриализацию

2) Ликвидация кулачества как класса – раскулачивание


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: