Гг.
Причины:
1) сохранение самодержавия и быстрое индустриальное развитие
2) экономический кризис и тяжелые условия труда рабочих
3) малоземелье крестьян и помещичье земледелие
4) поражение в русско-японской войне
5) наличие революционных и либерально-демократических партий
3 этапа революции:
- Январь-Сентябрь 1905 г. – распространение революции
- 17 октября 1905 – апогей борьбы, создание Гос. Думы
- Январь 1906-июнь 1907 – отступление революции
Основные события:
1) 9 января 1905 «Кровавое воскресенье» - расстрел мирной демонстрации рабочих в Петербурге
2) восстание на броненосце «Потемкин»
3) октябрь 1905 – Всероссийская октябрьская политическая стачка
4) 17 октября 1905 - подписание Манифеста Николая II
|
* ограничение власти царя Гос. Думой
*вводится свобода слова, печати, собраний, союзов
Вывод: Р. получила шанс перейти от самодержавия к конституционной монархии.
5) декабрь 1905 г. – вооруженное восстание в Москве – начало спада революции
6) 3 июня 1907 г. – переворот, установление третьеиюньской монархии – поражение революции.
Деятельность Гос. Думы
Проводились в Таврическом дворце в СПб.
Таблица 3:
I | II | III | |
Дата | 27.04 – 9.07 1906 г. | 20.02 – 3.06 1907г. | 1.11.07 – 9.06.1912 |
Глава прав-ва | Горемыкин | Столыпин | Столыпин |
Состав | Октябристы: 16 (пр.) Кадеты: 179 (лев.) Эсеры бойкот | Социал-демократы: 65 (лев.) Эсеры: 37 (лев.) Кадеты: 98 (воздержались) Октябристы: 54 (пр.) Еще более революционная, чем первая | Черносотенцы: 114 (пр.) Октябристы: 154 (пр.) Кадеты: 54 (лев.) Социал-демократы: 19 (лев.) – 9 большевиков Эсеры бойкот Помещики имеют больше преимуществ |
Основной вопрос | аграрный | аграрный | аграрный |
Решение | Возм-ть выкупить землю у помещиков, Трудовые крестьянские депутаты за уравнительное землепользование | Конфискация помещичьих земель. Прав-во отказалось обсуждать вопрос, указ Столыпина об аграрной реформе | Одобрение аграрной реформы Столыпина |
Итог | Прав-во резко отказало Госдуме, депутаты были обвинены в разжигании смуты, роспуск Госдумы. | 3.06.1907 – роспуск Госдумы, гос. переворот. | Преимущества получили помещики и крупная буржуазия, Дума согласная с прав-м |
Вывод: царская власть удержалась, власть сумела подавить революцию, тем не менее, справедливо сказано: «1905 г. породил 1917г.».
Урок 4: Реформы Столыпина (1861 – 1911), значение, итоги.
Реформы:
Введение земств, гос. страхование рабочих, реформы школы, урегулирование положения старообрядцев и евреев. Но главной в деятельности прав-ва С. стала аграрная реформа.
Аграрная реформа
(ноябрь 1906)
Цель:
1) разрушив общину создать фермерские хоз-ва
2) превратить крестьян-общинников в крепких хозяев-собственников
3) обеспечить получение крестьянами в собственность земельных наделов
4) закрепить за отдельными хозяевами общинные земли
5) сохранить помещичье землевладение
Решение:
1) передача Крестьянскому банку части казенных земель для продажи ее крестьянам
2) отмена подушной подати и круговой поруки в деревне
3) конец ограничениям на свободу передвижения крестьян
4) переселение беднейшего крестьянства за Урал – решение проблемы малоземелья за счет неосвоенных территорий на Востоке страны
Вывод: желание создать мощный средний класс – основу правового гос-ва, т.о. С. планировал решить не только экономические проблемы, но и продолжить политические реформы.
Итог:
1) реформа ускорила расслоение крестьян, в рез-те создается наемная рабочая сила в городе и деревне, усиливается зажиточная часть крестьян (кулаки)
2) сохранилось помещичье землевладение
Вывод: после смерти С. процесс реформ остался незавершенным, аграрный вопрос так и не был решен, зато активизировалась деят-ть революционеров.
Урок: Российская революция 1917 г..
Февральская революция 1917 г.
Харак-р революции – буржуазно-демократический
Причины:
1) I м.в. – ухудшение условий жизни народа, поражения на фронте
2) Деятель-ть револ-ых партий
3) Неспособность прав-ва оценить всю глубину вставших перед Р. проблем
Ход революции:
1) 18.02 - забастовка на Путиловском заводе в Петрограде
2) 23.02 – массовые забастовки и демонстрации – город вышел из под контроля прав-ва
3) 27.02 – Петроградский гарнизон перешел на сторону восставших
4) Думцы создают временное прав-во, а революционеры – Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов (Петросовет) – образуется двоевластие
5) 2.03 Николай II отрекается от престола в пользу своего брата Михаила
6) 3.02 Михаил отрекается от власти
Вывод: Самодержавие пало!!!!!
Итоги февральской революции:
1) Свержение монархии
2) Возникновение двоевластия
|
В период м/д февралем и октябрем в стране сменилось 4 состава прав-ва, нач-сь борьба за власть м/д двумя органами власти. Особенно остро стоял вопрос о прекращении войны.
|
18 апреля 1917 г. – нота Милюкова – решение о продолжении войны
Неудачи на войне усиливают антиправ-ую пропаганду. 3 июля в Петрограде проходит демонстрация под лозунгом «Вся власть Советам», демонстранты расстреляны. С июля главой вр. прав-ва становится Керенский и был принят курс на выдавливание Советов.
1 сентября 1917 г. Вр. прав-во провозгласило Р. республикой
12 октября 1917 г. большевики берут курс на вооруженное восстание
Вывод: февр. революция завершила 300-летнюю историю династии Романовых. В Р. появились демократические свободы, но демократия в условиях продолжавшейся войны оказалась неэффективной. Нерешенные проблемы увеличили число сторонников радикальных решений, прежде всего большевиков. Они призывали покончить с войной, радикально решить земельный и рабочий вопросы.
Октябрьский переворот 1917 г.
Характер революции – социалистический
Причина – борьба за власть между временным правительством и Петросоветом
Основные события:
1) Создается ВРК - военно-революционный комитет (во главе Троцкий)
2) С 24 октября отряды ВРК занимают вокзалы, телеграфы, банки, мосты
3) Холостой залп крейсера Авроры послужил сигналом к штурму Зимнего дворца
4) В ночь с 25 на 26 временное правительство было арестовано
Для закрепления материала преподаватель демонстрирует схематическую анимационную карту – штурм Зимнего дворца
Итог: на II съезде Советов
1) Было создано советское правительство СНК – Совет Народных Комиссаров (Совнарком)
2) Декрет о мире – призыв ко всем воюющим странам прекратить войну
3) Декрет о земле – конфискация помещичьих земель в пользу гос-ва – отмена частной собственности на землю
4) Деларация прав народов России – право народов на самоопределение
Вывод: в ходе октябрьского переворота к власти пришли большевики, установилась советская власть
Приложение: Из Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа
Урок 7: Гражданская война в России (1918 -1920 (22))
Сегодня мы с вами узнаем о трагической истории гражданской войны в России 1917 года. Братоубийственный конфликт начался сразу после Октябрьского переворота и завершился с установлением власти большевиков по всей стране.
Вспомнить причины и итоги октябрьского переворота.
Причина:
Борьба за власть после революционных событий между большевиками и их противниками
Прочитать Волобуев стр. 67 – речь Железняка
В 1918 году начинается создание Красной армии, главным организатором стал Троцкий
В гражданской войне можно выделить 3 лагеря:
Красные Белые Зеленые
Большевики те кто против советской власти крестьянство
Фрунзе, Чапаев, Тухачевский, Колчак, Деникин, Врангель, Н. Махно ФОТО
Буденный ФОТО 27\11 Юденич ФОТО 27\9 27\11
Основные события:
1) Октябрь 1919 армия Юденича идет на Петроград – разгромлен
2) Нач. 1920 разгром Колчака в Сибири
3) 1920 разгром Деникина в Крыму
4) Завершающее событие разгром в Крыму Врангеля
Задание 1: рассмотрите плакаты Гражданской войны
- опишите, что вы видите?
- какому событию посвящены плакаты?
- определите, в каких противоборствующих лагерях были созданы эти плакаты?
- как вы определили, к какому лагерю Гражданской войны относятся данные плакаты?
- для каких социальных слоев они предназначались?
Успехи белой и красной армии зависели от того за кем пойдет 3-я сила – крестьянство, как красные так и белые занимались террором по отношению к населению. Было совершено покушение на Ленина, и в 1918 в Екатеринбурге была расстреляна царская семья (красные не покушались на главное – на землю).
Задание 2: С помощью приложения 6 определи причины появления постановления о красном терроре.
Газета №7 стр. 42, 43 «Хождения по мукам», видео 28\7
Цель:
1) Подавление распространения революции
2) Территории Российской империи
3) Борьба за вложенные капиталы
Политика военного коммунизма
Сразу, после прихода к власти большевиков, началась стихийная национализация (в учебнике найти определение и записать). Экономическая политика привела к хаосу в снабжении городов. Чтобы предотвратить голод и бунты была введена продовольственная диктатура (комбеды – определения поискать в учебнике).
Это система социально-экономических мер в условиях гражданской войны, предпринятая большевиками
Принудительный бесплатный труд – основа экономики военного коммунизма
Цель:
Удержать власть в своих руках
С помощью Приложения 7 ученики выделяют и записывают основные этапы (меры) политики военного коммунизма
Вместе с учителем записывают определения
Предпринятые меры:
1) ПРОДРАЗВЕРСТКА – изъятие излишков продуктов у крестьян (за укрывательство продуктов – расстрел на месте)
2) Для конфискации хлеба создаются комбеды – комитеты бедности
3) Свертывание товарно-денежных отношений (з/п получали в натуральном виде, предметами первой необходимости)
4) Уравнительное снабжение по карточкам
5) Всеобщая трудовая повинность (16-50 лет, уйти с работы = дезертирство)
6) Бесплатный транспорт, коммунальные услуги.
Итог: после отмены комбедов, в 1919 г. была введена продразверстка, крестьяне были недовольны, но в основном ее воспринимали положительно, т.о. большевики пытались восстановить союз с крестьянством, которые в итоге поддержали Красную армию в Гражданской войне, по их мнению, советская власть не покушалась на самое главное – на землю.
Советско – польская война (1921)
В результате революции Польша отделилась от России (Финляндия получила независимость), и захотела вернуть территории, принадлежащие ей до ее раздела, в результате:
Был заключен Рижский мирный договор, по которому Польше отходили З. Украина и З. Белоруссия.
В 1922 советская власть установилась на Дальнем Востоке.
Итоги гражданской войны:
1) Власть в стране закрепилась за большевиками
2) Погибло от 8-13 млн. человек
3) Эмигрировало 2 млн. человек
4) Усилился экономический кризис
Причины победы Красной армии:
1) Отсутствие единого командования у Белой армии
2) Белые не смогли привлечь на свою сторону крестьян
Гражданская война стала национальной трагедией России. В числе ее виновников и большевики, и представители обеспеченных классов, не желавшие идти на компромисс с рабочими и крестьянами.
В результате войны погибло миллионы людей, миллионы эмигрировало, была разрушена экономика, появился большой слой людей, воспринимающих насилие как норму. В годы Гражданской войны была создана система власти, способная работать только в чрезвычайных условиях.
Урок 8: От Российской республики Советов к СССР.
На этом уроке вы узнаете о проектах создания федерации советских республик, о процессе образования СССР.
В Российской империи доминировала русская культура, поэтому народы России с энтузиазмом восприняли революцию 1917 года. После октября большевики признали право наций на самоопределение. Независимость получили Финляндия, Польша.
2 ноября 1917 г. была принята «Декларация прав народов России», которая провозглашала право народов России на суверенитет, равенство и право на самоопределение.
В 1918 г. формируется РСФСР
На пятом съезде была принята конституция РСФСР
Советская власть установилась во всех городах России, а также Украине (УССР), Белоруссии (БССР), Закавказье
В 1922 г. Сталин выдвинул план «автономизации»: вхождение советских республик в РСФСР на правах автономии, но Ленин был против, он предложил создать союзное федеративное гос-во на равноправной основе. Победила точка зрения Ленина.
Причины объединения:
1) Создается единое сильное государство на основе советской власти
2) Старые хоз-ые традиционные связи между народами России
Карта
Уже в 20-30-е годы происходит размежевание между союзными республиками, в 25 году из РСФСР были выделены Узбекская и Туркменская ССР, в 29 году из Узбекской ССР – Таджикская, в 36 году из РСФСР были выделены Киргизская и Казахская ССР, в этом же году самостоятельными республиками становятся Армения, Грузия и Азербайджан. В 1940 после ввода советских войск в Прибалтику образуются Латвийская, Литовская и Эстонская ССР. После ВОВ вновь завоеванная Бессарабия образуется в Молдавскую ССР.
Видео 32\10
Задание 1: пользуясь картой и текстом учебника, назовите национально-гос-ые образования, возникшие на территории бывшей Р. Империи в 1917-22, сгруппировав их по двум признакам: советские правительства, антибольшевистские правительства.
В апреле 1922 вводится новая должность - Генеральный секретарь (Генсек), который должен был укреплять идеологически верную линию, не допускать раскола в партии, первым на эту должность был избран Сталин.
В 1924 г. создается Конституция СССР, которая утвердила флаг и герб СССР ФОТО 32\7.
Съезд Советов СССР становится высшим органом власти.
К 1941 г. в составе СССР 16 советских республик
В 1918 Москва становится столицей
Создается ВЧК – Всероссийский Чрезвычайный Комитет по борьбе с контрреволюцией
Вывод: советская власть дала многим народам свои автономные государственные образования, в них развивалась национальная культура, образовалась интеллигенция. Однако почти сразу федеральный центр стал ограничивать независимость национальных республик. Грубое вмешательство Москвы создавало почву для национальных конфликтов в будущем. К середине 30-х годов независимость союзных республик стала номинальной.
В 1922 на развалинах Российской империи образовалась новое гос-во – СССР, границы которого практически совпадали с границами империи.
Социально-экономическая политика большевиков
1) Уничтожение частной собственности
2) Вводится 8часовой рабочий день
3) Бесплатное образование и медицина
4) Национализация земли
5) Разрешается гражданский брак
6) Гонение на церковь, конфискация церковного имущества
Вывод: впервые к власти пришли люди, которые поставили своей целью ликвидировать частную собственность и построить новый общественный строй – социализм.
Урок 9:Советская страна в годы НЭПа
1921 год, В.И. Ленин
В результате политики военного коммунизма голод охватил Поволжье, С. Кавказ, Украину, скончалось 5 млн чел.
Задание 1: С помощью приложения 8 «Голод в Поволжье» определи причины голода в 20-х годах.
В 1921 году на X съезде РКПб было принято решение перейти к Новой Экономической Политике (НЕП) – переход к рыночной экономике
Задачи НЭПа:
1) Восстановление народного хозяйства
2) Привлечение крестьян на сторону большевиков
Предпринятые меры:
1) Замена продразверстки продналогом – в результате у крестьян появляются излишки продуктов, которые они могут продать
2) Разрешена частная торговля
3) Отменена трудовая повинность
4) 20-е утвержден план электрификации страны (ГОЛРО)
5) Появляется советская буржуазия – нэпманы
6)
Задание 2: Сравнить меры Нэпа и военного коммунизма, продразверстку и продналог (сделать схемы)
Видео «Кризисы НЭПа» DKM 31\1
Противоречия НЭПа:
1) между рыночным характером НЭПа и коммунистической идеей
2) задачами индустриализации экономики и дефицитом ресурсов.
Задание 3 (устно) с учителем: приложение 9 в письме, отправленным в «Крестьянскую газету», один из ее читателей пишет:
Вывод: рубль стал конвертируемым, в руках гос-ва остается земля, крупные предприятия, банки, внешняя торговля. Т.О. социалистическая идея стала напоминать капиталистические отношения, что вызывало противоречия. Но 21.01 1924 умер Ленин (Петроград переименован в Ленинград), НЭ политика была свернута, принято решение перейти к командно-административной системе экономики, началась борьба за власть. В 1929 г. устанавливается единоличная власть Сталина – начало культа личности вождя.
Урок 10: Пути большевистской модернизации
Индустриализация страны 1925 г.
Цель:
1) Преодоление технической отсталости
2) Создание мощной оборонной системы
Основное направление:
1) Развитие тяжелой промышленности
2) Создание военной промышленности
Источник средств:
Продажа зерна за границу
Командно-административная экономика, государственное планирование, возникают Пятилетки – гос-ые планы на 5 лет.
30-е годы - Стахановское движение - движение, направленное на повышение производительности труда
Видео 34\13
Итог:
1) СССР стал мощной индустриально-аграрной державой
2) Окрепла обороноспособность СССР
3) Снижение уровня жизни народа
4) Слабое развитие легкой промышленности и строительства жилья
5) Была создана огромная система принудительного труда – ГУЛАГ, заключенные которого построили многие объекты первых пятилеток
Видео 34\14
Вывод: улучшение жизни народа не произошло, но СССР стал занимать 2 место в мире после США по производству промышленности.
Коллективизация крестьян 1929 г.
Цель:
1) Получение средств на индустриализацию
2) Ликвидация кулачества как класса – раскулачивание