Феномены бытия человека в обществе

Человек как индивид, личность, индивидуальность

Индивид – человека как единичный представитель биологического вида или социальной группы, как совокупность неповторимых природных качеств. Биологическое начало у человека существует и проявляется в сфере социального. Во фрейдизме процесс трансформации биологического начала в социальное, получил название " сублимация".

Личность – человек как социальный индивид, духовно-телесная целостность, характеризующая отдельного человека как субъекта отношений и сознательной деятельности.

Личность формируется в процессе социализации – усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей общества.Социализацияличности предполагает стремление человека к коммуникации с другими. Развитие личности предполагает формирование самосознания и рефлексии.

Личность проявляет себя в поступках. Атрибут личности – способность к творчеству, т.е. деятельности, порождающей нечто новое, имеющее культурную и социальную значимость. Выдающаяся личность – это человек, оказавший влияние на ход истории ("пассионарная личность", по Л. Гумилеву).

Индивидуальность – человек в его неповторимой совокупности особенностей характера и психического склада.

Свобода – способность человека к активной деятельности в соответствии со своими интересами и желаниями. Выделяют негативную и позитивную свободу ("свободу от…" и "свободу для…"). Нет места для свободы там, где все однозначно необходимо, где нет случайностей, где человек действует как автомат. "Свобода – это осознанная необходимость", – считал Б. Спиноза. "Свобода – это осознания и практически освоенная необходимость", – добавили сторонники марксизма. "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя", – утверждал В.И.Ленин. В идеологии либерализма свобода считается высшей ценностью. Экзистенциализм объявил свободу основным принципом бытия человека: "Человек – это свобода; он творит самого себя" (Ж.П.Сартр). Сторонники анархизма считают, что идеальное общество должно быть основано на абсолютной свободе личности и равенстве людей.

Если свободу понимать по принципу "что хочу, то и ворочу", то такая позиция может оказаться в недопустимом противоречии, к примеру, с нормами морали. Поэтому оборотной стороной свободы является ответственность – готовность личности отвечать за себя и свои действия на требования предъявляемые со стороны других людей, общества в целом. Человек несет ответственность за поступки, т.к. у него есть свобода выбора.

В обществе источником несвободы личности является отчуждение – объективный социальный процесс превращения деятельности человека и ее продуктов в самостоятельные, довлеющие над ним сущности. Согласно марксизму, источник отчуждения – частная собственность на средства производства.

Духовность – относительная автономность человека от внешних влияний; то, ради чего стоит жить; синтез Истины, Красоты и Добра.

Справедливость – категория морально-правового, а также социально-политического сознания; понятие о должном, соответствующее определенным представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. Суть справедливости – в выработке принципов, регулирующих распределение благ и обязанностей граждан, соответствие между деянием и воздаянием.

Равенство – нравственный принцип общественной жизни людей с точки зрения столкновения их интересов. Социальное равенство – состояние общества, которое характеризуется отсутствием существенных социальных различий.

Тема 20. Человек и культура

Культура (лат. cultura – возделывание, обработка земли) – часть человеческого окружения, созданная самими людьми; форма деятельности людей по воспроизводству и обновлению социального бытия; совокупность надбиологических программ жизнедеятельности человека, обеспечивающая воспроизводство и изменение социальной жизни, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты (артефакты, "вторая природа").

Культура становится предметом изучения в эпоху Просвещения, когда происходит противопоставление культуры и цивилизации (Ж.-Ж. Руссо).

Культура каждого народа уникальна и неповторима; с этим связана ценность различных культур. Современный этап в развитии культуры (XX-XXI вв.) характеризуется развитием глобальных коммуникационных технологий, что приводит к постмодернистскому пониманию культуры.

Трактовки культуры. Э.Кассирер полагает, что культура есть сфера символических форм (языка, мифа, религии, искусства и др.). Й. Хейзинга полагает принципом становления человеческой культуры игру. З. Фрейд обосновал репрессивный характер культуры по отношению к природе человека.

Функции культуры: креативная (творчества артефактов); познавательная, информационная (носитель социальной информации); аксиологическая (вырабатывает и транслирует ценности); коммуникативная (передает опыт поколениям); интегративная (объединяет людей); адаптивная (обеспечивает приспособление человека к миру), регулирующая.

Культурный универсализм – концепция, в основе которой лежит идея создания мировой культуры на основе универсальных, общечеловеческих ценностей (Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, И. Гете, В.С. Соловьев и др.).

Культурный релятивизм – концепция, в которой подчеркивается самобытность и уникальность различных культур и критически оценивается возможность создания мировой культуры (Монтень, И.Гердер, К. Леви-Строс, О. Шпенглер, А. Тойнби, Н.Я. Данилевский, Л. Гумилев и др.).

О. Шпенглер трактовал культуру как "организм с душой", который обособлен от других "организмов"; он выделяет в развитии культуры этапы ранней мифосимволической, метафизико-религиозной и поздней, переходящей в цивилизацию. Согласно А.Тойнби, Реальность ставит перед культурами задачи самоосуществления ("вызов"), на который надо дать верный "ответ".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: